Конспект индивидуального логопедического занятия по активизации пассивного словаря у ребенка с РАС (1 уровень развития речи) с применением глобального чтения и элементами АВА-терапии.


Конспект индивидуального логопедического занятия по активизации пассивного словаря у ребенка с РАС (1 уровень развития речи) с применением глобального чтения и элементами АВА-терапии.
Лексическая тема: «Игрушки».
Цель: развитие экспрессивной речи.
Задачи:
Развитие:
- понимания речи,
- слухового внимания,
- подражательной способности ребенка к действию и звуку,
- подвижности артикуляционного аппарата,
- общей и мелкой моторики;
формирование плавного длительного выдоха;
выполнение действий «дай», «на» со словесным сопровождением;
воспитание у ребенка потребности в речевом общении;
формирование интереса к логопедическим занятиям.
Ход занятия
1. Организационный момент. Приветствие. Знакомство с визуальным расписанием на занятие.
2. Артикуляционная гимнастика.
Выполняются артикуляционные упражнения: вкусное варенье, заборчик, иголочка, дудочка, лошадка, часы, хлопушка.

За каждое задание логопед дает жетон. Ребенок выполняет все упражнения, собирает все жетоны и получает поощрение.
3. Игра «Ежик». Развитие мелкой моторики.
Массаж кистей рук с помощью массажного мяча «Ежик»:
«Ежик» в руки нужно взять, (берем массажный мячик) Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек) Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на шипики) Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку) Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на шипики)
4. Игра «Угадай, что звучит?» Воспитание слухового внимания.
Логопед дает звучащие игрушки ребенку: «Поиграй».
Ребенок немного играет.
Логопед убирает игрушки за ширму: «А теперь ты будешь внимательно слушать ушками, что звучит?»
Логопед издает звук игрушкой, ребенок показывает какая игрушка звучала.
За правильный ответ логопед дает жетон. Собрав все жетоны, ребенок получает поощрение.

5. Игра «Строим дом». Двигательное упражнение с речевым сопровождением.
Тук-тук-тук! Строим дом (кулачком стучим по кулачку).
Дом высокий (руки вверх вытянуть),
Дом с окном (руки вместе и развести в стороны),
С острой крышей и трубой (руки в виде крыши)
В доме я живу с тобой (рукой касаемся ребенка, затем логопеда). .
6. Игра «Найди слово». Развитие воспринимаемой и самостоятельной речи, с использованием глобального чтения.
Перед ребенком альбом с подписанными картинками по теме «Игрушки» (мяч, кукла, шар, кубик, мишка, юла).
Логопед дает ребенку карточку с названием игрушки: «Найди такое слово».
Ребенок сопоставляет одинаковые слова путем наложения карточек друг на друга, при этом самостоятельно или сопряженно с логопедом проговаривает это слово.

Когда все карточки со словами разложены, логопед закрывает изображения игрушек, остаются одни названия.
Логопед обращается к ребенку с просьбой: «Дай слово - кукла».
Ребенок подает: «На» и т.д.
Также выполняется работа со словами-действиями по картинкам: «Что делает мишка?» Используется глагольный словарь: стоит, идет, сидит, ест, спит, бежит.
После выполнения упражнения ребенок получает поощрение (мыльные пузыри).

7. Фонетическая ритмика.
Ребенок сопоставляет карточки с гласными буквами на плакате, затем сопряженно с логопедом поет гласные звуки А, О, У, Э, И, Ы перед зеркалом.

8. Итог занятия.
Логопед: «Сегодня мы с тобой называли игрушки: мяч, кукла, шар, кубик, мишка, юла. Слушали, как звучат музыкальные игрушки: бубен, погремушка, мышка. Ты молодец, работала хорошо, старалась, все задания выполнила (логопед указывает на визуальное расписание), занятие окончено».
Томляк Наталья Ивановна, учитель-логопед КОУ ВО «ВЦППРК», г.Воронеж