Занятие по развитию речи с элементами песочной терапии на тему: Домашние животные для старшего дошкольного возраста

Тема: Домашние животные и птицы. На сельском дворе. Содержание: Закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и птицах, знать внешние признаки животных, чем питаются, где живут, какую пользу приносят; знать названия детенышей, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать слова-антонимы, учить ставить слова в дательном падеже. Упражнять в умении поддерживать диалог, учить выразительности речи. Развивать мелкую моторику, поддерживать положительный эмоциональный настрой детей. Развивать внимание, воспитывать интерес к окружающему. Уточнить знания детей о свойствах песка. Оборудование: песочница, набор игрушек «Домашние животные», макет сельского двора, схемы-модели, цветной песок. Ход занятия: 1. Организационный момент: - Добрый день, дети, я очень рада вас видеть! Давайте поздороваемся друг с другом.
- А представьте себе, что мы не умеем разговаривать, давайте попробуем поздороваться без слов (дети приветствуются ладошками, подмигивают, обнимают друг друга, улыбаются...) - Детки, а кто из вас замечал, как здороваются друг с другом животные, например котята? (Мяукают, виляют хвостиками, кивают головками ..) - Но мы с вами люди и общаемся при помощи слов и поэтому мы должны учиться правильно разговаривать. А сегодня нам в этом поможет наша давняя знакомая Песчинка. Вы знаете, она пригласила нас сегодня к себе в гости. - А вы помните, где живет Песчинка? - Но чтобы попасть к ней в гости нам нужно вспомнить правила игры в песочнице и сохранить их в нашей волшебной шкатулке. Возьмите каждый по орешку и покатайте между ладошками и попробуйте вспомнить правило, которое начинается с частицы «не». - Вы позволите мне начать? (Не толкаться, не перебивать друг друга, не мешать, не кричать, не высыпать песок из песочницы, не сыпать песок друг на друга, не брать руки в рот, после игры помыть руки). - Какие вы молодцы, хорошо запомнили правила. Давайте отнесем волшебную шкатулку с правилами Песчинке, пусть она посмотрит, как много правил мы с вами знаем и будем обязательно их выполнять. 2. - Детки, друг с другом мы поздоровались, теперь нужно поздороваться и с Песчинкой и песком. Упражнение «Приветствую, тебя, песок». Логопед от имени Песчинки просит «тихо», а затем «громко» поздороваться с песком - разными способами коснуться песка. 1. Дети касаются песка. Поочередно пальчиками одной руки, потом - второй, потом всеми пальчиками одновременно. 2. Дети легко, а затем с напряжением сжимают кулачки с песком, затем медленно высыпают его в песочницу. 3. Дети касаются песка всей ладошкой - внутренней, а затем внешней стороной. 4. Дети перетирают песок между ладошками. - Опишите, пожалуйста. Что вы чувствуете, касаясь песка, какой он? - Теплый, мягкий, легкий ... 3. - Вы знаете, Песчинка очень любит делать сюрпризы. Вот и сегодня для нас в песке она оставила сюрприз. Давайте погрузим руки в песок, и поищем, что же там спрятано? Не доставайте то что нашли, ощупайте и догадайтесь, что это? Попробуйте определить первый звук в этом слове. (Дети погружают руки в песок и находят там фигурки животных.) - Давайте расскажем, что мы нашли в песке. А я буду первой. - Я нашла в песочнице гуся, первый звук в слове «гусь» - [г], а у тебя, Настенька? Дети по очереди отвечают, и спрашивают своего соседа: - Я нашел в песочнице Корову, первый звук в слове «корова» - [к], а у тебя, Максим? И т.д. 4. - Посмотрите, как много животных мы нашли, давайте поставим их на середину песочницы и подумаем, как их можно назвать одним словом? - Это домашние животные и птицы. - Да, это домашние животные, а докажите мне что они домашние. - Они живут на сельском дворе. Люди их кормят, заботятся о них. - Посмотрите на улицу, Какое сейчас время года (зима), а наши животные без жилья. - Давайте построим в нашей песочнице сельский двор. Что там должно быть? - Дом, сарай для скота и птичник для домашних птиц, загон для лошадей. (Выставляется дом, сарай, птичник, строится загон.) - Давайте заселим наш двор животными и птицами. (Дети по очереди называют животных, и говорят где живет.) - Это корова, она живет в коровнике. - Что делает корова (мычит, пасется, бодается, дает молоко ...) - Это гусь, он живет в птичнике - Что он умеет делать ... .. - Это конь, он живет на конюшне. - Что он умеет делать ... - А это собака, он охраняет дом, живет в будке. 5. - Детки. Скажите мне, а если корова попадет в лес, сможет ли она там выжить? Почему? Подумайте. - Хорошо, вы верно расселили наших животных. Но они, наверное, голодные? Чем мы можем их накормить? Дид.гра «Что кому дадим?» Петушку - ... (зерна) Собачке - ... (косточку) Цыплятам - ... (каши) Корове - ... (травы) Кошке - ... (молока) - Какие вы молодцы, хорошо поработали, давайте дадим нашим ручки немного отдохнуть.
6. Пальчиковая игра Котята                                                                     
(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).
У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).
7. - Какие вы молодцы сегодня. Очень много полезных дел сделали. И нас от Песчинки ждет еще один сюрприз. Вот посмотрите это ящик с маленькими детенышами, вот они - посмотрите. (Дает детям игрушки). Они потерялись и не могут найти своих мам. Давайте поможем им. - У кошки - котенок. (Ласково - котеночек) - У собаки - щенок. (Щеночек) - У коровы - теленок. (Теленочек) - У свиньи - поросенок. (Поросеночек) - У лошади - жеребенок. (Жеребеночек) - У козы - козленок. (Козленочек) - У гуся - гусенок. (Гусеночек) - У курицы - цыпленок. (Цыпленочек) 8. - Дети, вы такие молодцы. Построили двор, расселили животных, накормили их, нашли их детенышей. Хорошо поработали. Но мы не все дела еще выполнили сегодня. Песчинка приготовила для нас еще одно задание. Вот, посмотрите фигурки животных. И они почему-то не яркие, она не может определить кто это такие. Давайте поможем песчинке. Посмотрите, она для нас приготовила полоски-подсказки, где изображено, что и в какой последовательности нам нужно делать и цветной песок. 9. Песочная аппликация. 10. - Какие красивые у вас получились животные, давайте их поселим на нашем подворье. Все ли они живут на сельском дворе? Почему? Молодцы! 11. Теперь мы пойдем мыть руки. И будем ждать следующей встречи с песчинкой.
Fђ Заголовок 215