Проектирование развития кадрового потенциала ОО.


 Проектирование развития кадрового потенциала ОО.Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию РФ от 12.12.2012,, Указ Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»,
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 года № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожные карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»,
Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р «О концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы»
Устав МБОУ СОШ № 1 г. Анива, локальные акты, приказы ОУ.
Анализ текущей ситуации по развитию кадрового потенциала:
Общее количество педагогических работников, работающих в ОУ 45 человек, из них
–мужчин -5человек
–женщин – 40 человек
Образование педагогического персонала:
Высшее педагогическое -40;
Среднее профессиональное -5 человек.
Характеристика по категориям, званиям:
–высшая категория—3 человека
I категория -15 человек
-соответствие -27 человек.
Имеют звания и награды:
Ветеран труда»-8 человек
«Почетный работник общего образования» -4
Характеристика по стажу работы:
До 5 лет-8 человек;
От 5 до 10 лет -6 человек
От 10 до 20 лет- 16 человек
-от 20 лет и больше -15 человек.
Для кадрового потенциала школы характерны стабильность состава, стабильность подтверждается показателем сохранности педагогического контингента на начало 2014-2015 учебного года, что составило 100%, прослеживается гуманистический подход к воспитанию подрастающего поколения.
Учителя со стажем более 10 лет-31 педагог (68%).
Это обеспечивает более качественное и результативное преподавание. Наличие большей части педагогов-специалистов с большим опытом педагогической деятельности способствует организации работы в системе подготовки и повышения квалификации, а также в выборе новых подходов к преподаванию. Это обеспечивает выбор наиболее приемлемых методик и технологий, которые гармонично соотносятся с содержанием предмета преподавания. С одной стороны, такое положение гарантирует высокий качественный потенциал коллектива. Но возникшая за последние годы проблема старения педагогических кадров (из 45 на начало 2014-2015 года педагогов стаж работы более 20 лет у 15 педагогов(33%) от общего количества педагогов школы остается актуальной.Эта проблема остается решающим фактором развития школы через 5-10 лет
С 2013-2014 учебного года 40% (18) педагогов прошли аттестацию. Сейчас в школе работает 3 педагога высшей категории, 15 педагогов первой категории.
4 педагога ОУ (8%) отменены наградами министерства образования и науки и 8 человек (16%) носят звание «Ветеран труда».
Стратегические цели программы:
-Развитие кадрового потенциала как носителя знаний, культуры, традиций, отвечающего задачам школы;
-Развитие корпоративной культуры , экономических стимулов и социальных гарантий с целью создания условий для наиболее полной самореализации работников, постоянного пополнения их знаний и профессионального роста.
-Организация непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации и мастерства, как основное условие повышения качества знаний.
Виды деятельности:
-Разработка и реализация программы развития кадрового потенциала, предусматривающей привлечение к преподавательской деятельности наиболее одаренных компетентных выпускников педагогических ВУЗов и СУЗов.
-Повышение требований к другим категориям работников (административно-управленческому, учебно-вспомогательному и хозяйственному персоналу), к их профессиональному уровню и повышению квалификации, освоению новых информационных технологий и методов организации образовательного процесса.
-Развитие механизмов поддержки работников школы. Развитие системы стимулирования;
а)адресная поддержка педагогов, демонстрирующих высокий уровень научной активности и отличающихся инновациями в образовательной деятельности, а также отдельных талантливых педагогов.
б)разработка системы поощрения сотрудников университета по категориям с целью повышения оплаты труда.
-Обеспечение гарантий трудовых прав и свобод работников, создание благоприятных условий труда, защита их прав и интересов, предоставление гарантий соблюдения требований по охране труда в отношении работников.
-Повышение эффективности использования социальной инфраструктуры и физкультурно-оздоровительных объектов для поддержания здорового образа жизни и повышения культурного уровня работников и обучающихся.
-Расширение спектра мероприятий по обеспечению защиты прав работающих и обучающихся посредством включения их в коллективные договоры.
-Развитие школьных традиций для педагогов.
-Обеспечение участия работников и обучающихся в управление школой через государственно-общественное управление.
Проблемы и противоречия:
Проблемы:
Проблема старения педагогических кадров;
Нехватка специалистов-предметников необходимой квалификации и, как следствие снижение качества образовательной деятельности ОУ.
Отсутствие притока молодых специалистов;
Снижение активности педагогов в творческой деятельности.
Противоречия:
Между необходимостью организации методической работы в школе как целостной, основанной на достижениях психолого-педагогической науки и конкретном анализе индивидуальной деятельности системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на обогащение и развитие творческого потенциала педколлектива в целом и существующими сегодня недостаточно эффективными механизмами для выстраивания методической системы в школе.
Между необходимостью использования, внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс школы для повышения эффективности, результативности, качества образования и отсутствием механизмов их внедрения.
Между необходимостью включения коллектива школы в инновационные процессы и отсутствием эффективных методов стимулирования педагогов для вовлечения их в инновации.
Было выявлено, что основными причинами являются:
-низкая мотивация у педагогического коллектива;
-не ведется в системе работа по реализации тем по самообразованию;
-не используется передовой педагогический опыт, накопленный педагогами школы;
-незначительная часть педагогов использует в учебном процессе новые педагогические технологии.
Пути решения проблемы:
Создание комфортных условий труда для привлечения молодых специалистов в ОУ. Организация профессиональной переподготовки и курсовой подготовки педагогов.
Необходимо вовлекать педагогов, владеющих профессиональным мастерством в работу инновационных площадок и творческих групп. Организовать работу по обобщению и передаче передового педагогического опыта на тематических семинарах и консультациях, посещение уроков с той же целью. Привлекать педагогов школы к методической работе и активизировать их потенциал для повышения качества образования.
Возможные риски и минимизация их влияния
Группы рисков Виды рисков Отрицательное влияние Меры по снижению риска
Финансово-экономические Снижение объема финансирования Уменьшение финансирования Корректировка финансовоо плана школы
Социально-экономические Слабый приток молодых специалистов.
Недостаточный уровень зарплаты педагогов. Уход из школы педагогов пенсионного и предпенсионного возраста,
Отсутствие специалистоа-предметников необходимой квалификации и как следствие снижение качества образовательной деятельности ОУ. Подготовка выпускников по целевым направлениям школы на обучение в педагогических ВУЗах и ССУЗах по необходимым специальностям.
Социально-педагогические Снижение заинтересованности членов педагогического коллектива в деятельности по реализации программы развития Ухудшение качества выполнения предусмотренных программой развития программ, невозможность эффективного решения новых задач и достижения новых результатов образовательной деятельности ОУ Вовлечение членов педагогического коллектива в совместную деятельность по разработке программы развития, мотивация педагогов в рамках системы морального и материального стимулирования, создание благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе.
социальные Демографический кризис Уменьшение количества Обучающихся и, как следствие спроса на услуги, оказываемые ОУ. Обновление содержания образования (расширенное обучение) для привлечения обучающихся.
Маркетинговые Неудовлетворенность потребителей услуг (родителей, обучающихся) в следствии ошибки в выборе необходимого направления деятельности ОУ Уменьшение спроса на предоставляемые ОУ услуги Маркетинговые исследования удовлетворенности предоставляемыми услугами , исследование реального спроса, разработка новых услуг в соответствии с потребностями рынка и повышением их качества.
Технико-технологические Отсутствие необходимого оборудования и изношенность имеющегося; внедрение новых технологических стандартов, снижающих возможности существующих в ОУ инструментальных средств. Недостаточная материальная база для эффективного учебно-воспитательного процесса и внедрения информационных технологий. Первоочередное финансирование программы информатизации школы.
Форс-мажорные обстоятельства Непредвиденные затраты вследствие резкого роста цен на коммуникационные услуги, оборудование, расходные материалы Резкое увеличение текущих расходов. Введение жеского режима снижения текущих расходов и экономного расходования имеющихся ресурсов, поиск и привлечение к сотрудничеству поставщиков услуг по более низким тарифам
Сроки реализации программы- 2015-2020 годы.
Источники финансирования Программы.
Источники финансирования – за счет средств областного бюджета определяется в соответствии с утвержденным бюджетом на соответствующий финансовый год.
Планируемый результат:
Формирование эффективного кадрового потенциала и условий его дальнейшего развития:
-создание условий для профессионального роста каждого педагога,
-укрепление здоровья педагогических работников,
-освоение педагогами ОУ инновационных способов и методов обучения и воспитания обучающихся.
-обновление педагогических кадров.
Основные мероприятия программы
мероприятия Ответственные
Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей Диагностика потребностей педагогических кадров в повышении своей квалификации, оценка профессиональных затруднений педагогов Зам. Директора по УВР
Работа педагогов над темами самообразований Руководители МО
Участие в работе районных методических объединений Зам. Директора по УВР
Проведение обучения педагогов основам работы с современными ТСО Зам. Директора по УВР
Создание проблемных творческих групп педагогов Зам. Директора по УВР
Проведение тренингов, направленных на усиление коммуникативных качеств педагогов. Педагог-психолог
Совершенствование научно-методической службы школы. Совершенствование системы внутришкольного контроля Директор
Зам. Директора по УВР
Консультирование и оказание помощи педагогам в организации взаимодействия между учениками и педагогами в ходе учебного процесса и проведения досуга Психолог
Освоение эффективных образовательных технологий
–освоение образовательной программы в начальной школе «Школа России»;-освоение новых образовательных курсов ОРКСЭ и курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
-изучение и использование в образовательном процессе технологии критического мышления, проектного подхода;
--изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий. Психолог
Зам. Директора по ВР
Зам. Директора по УВР
Формирование пакета диагностических методик для мониторинга основных показателей процессов обучения и воспитания в школе. Психолог
Зам. Директора по ВР
Зам. Директора по УВР
Целенаправленное формирование ключевых компетенций. Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. Директор
Зам. Директора по УВР
Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин. Зам. Директора по УВР
Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания. Зам. Директора по ВР
Зам. Директора по УВР
Развитие ученического самоуправления. Зам. Директора по ВР
Работа родительских лекториев. Зам. Директора по ВР
психолог