«Развитие кадрового потенциала» (о введении профессионального стандарта «Педагог»)


Доклад на тему:
«Развитие кадрового потенциала»
(о введении профессионального стандарта «Педагог»)
Что такое профстандарт?
В декабре 2012 г. внесены изменения в Трудовой кодекс РФ: глава 31 дополнена статьей 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта,  согласно которой:
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Порядок разработки, утверждения и применения профстандартов устанавливается Правительством РФ.
Зачем нужны профстандарты?
Профессиональные стандарты применяются:
- работодателями — при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования  — при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Профстандарт педагога призван:
- определять необходимую квалификацию педагога;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
- обеспечить необходимую осведомленность педагога  о предъявляемых к нему требованиях;
- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Структура профстандарта педагога
В сравнении с действующим «Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих» в Профстандарте выделена основная цель вида профессиональной деятельности; обозначены особые условия допуска к работе; описаны обобщённые трудовые функции (А, Б) и соответствующий им уровень квалификации; конкретизированы квалификационные требования представленные в разрезе специализации педагогических работников.
Профессиональный стандарт педагога разработан на основе «Макета профессионального стандарта», поэтому при знакомстве с ним его форма может показаться  непривычной для педработников.
Профессиональный стандарт педагога содержит описание трудовых функций педагогов — учителей, воспитателей, в том числе учителей математики (модуль «Предметное обучение. Математика») и учителей русского языка (модуль «Предметное обучение. Русский язык»), и состоит из 4 разделов:I.. Общие сведения.
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
III. Характеристика обобщенных трудовых функций.
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
- обучение;
- воспитательную работу;
-развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
- профессиональные  компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в начальной школе, на дошкольном уровне образования; в основной и средней школе;
- профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка; учителя математики.
Описание обобщенных трудовых функций включает наименование функции,  уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию, обучению и опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе. Обобщенные трудовые функции подразделяются на отдельные трудовые функции.
Характеристики конкретных трудовых функций содержат описание трудовых действий, необходимых умений и знаний и др.
Настоящий профстандарт педагога обязателен к применению образовательными организациями, организациями,  осуществляющими образовательную деятельность, по оказанию образовательных услуг по основным общеобразовательным программам в области дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего  общего образования.
В перспективе предполагается расширить сферу применения профстандарта педагога, введя специальности: педагог дополнительного образования, педагог системы профессионального образования, педагог-психолог, специальный педагог (дефектолог), тьютор  и т.п.
Внедрение профстандарта «Педагог» приведёт к изменению проведения процедуры аттестации педагогических работников, повышению их квалификации, корректировке нормативных правовых актов: должностной инструкции педагогических работников, трудовых договоров и др. документов.
Алтайский край в числе 21 региона РФ вошёл в состав стажировочных площадок по реализации проекта «Внедрение стандарта профессиональной деятельности педагога». Апробация профстандарта в крае пройдёт на базе почти 20 общеобразовательных организаций по двум направлениям: повышение квалификации работников образования, аттестация педагогов с учётом требований стандарта.
С 1 января 2015 года пройдёт экспериментальное внедрение профстандарта в пилотных общеобразовательных организациях, корректировка нормативных правовых актов и методических рекомендаций. Распространение проектов по направлениям внедрения профстандарта на 62 субъекта РФ.
Деятельность педагогического работника образовательной организации по внедрению профстандарта можно представить через проведение следующих мероприятий:
1.Самоанализ уровня подготовки педагога. Педагог, используя разработанные и предложенные листы самоанализа, анализирует, каким требованиям профстандарта он отвечает, а где у него проблемы. Определяется, как их решить: пойти на курсы, посетить семинары, тренинги, пройти дистанционное обучение.
2.Анализ подготовки педагога курирующим администратором образовательной организации. На основе анализа посещённых уроков, мероприятий, результатов самоанализа и результатов обучения анализируется соответствие педагога требованиям профстандарта и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации.
3.Составление персонифицированных программ повышения профессионального уровня педагогического работника.
4.Анализ проблем педагогов на методических объединениях и определение возможности решения их на уровне образовательной организации: мастер-классы, стажировки, взаимопосещение уроков, мероприятий, передача опыта и т.д.
5.Повышение профессионального уровня педагогическими работниками с использованием различных механизмов, в том числе и в рамках повышения квалификации.
Некоторые проблемы, с которыми могут встретиться педагоги при введении  профстандарта:
Педагог должен использовать специальные подходы к обучению и воспитанию, для включения  в образовательный процесс любых учеников: со специальными потребностями в образовании; одарённых учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями здоровья и т. д.
Педагог обязан эффективно  вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность, ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера.
Педагог должен уметь:
-формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и в социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции и т. д.
- работать в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- обучать на русском языке учащихся, для которых он не является родным;
- работать с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- работать с девиантными, наркозависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьёзные отклонения в поведении.
 Для учителей искусства, технологии, литературы обязательно использование цифровых технологий визуального творчества, в их числе — мультипликации, анимации, трёхмерной графики и прототипирования.
Заключение
Безусловно, введение нового профессионального стандарта задает высокие требования к профессиональной компетентности педагога, что неизбежно влечет за собой изменение стандартов его профессиональной подготовки, в том числе повышения квалификации. Несмотря на то, что стандарт рассматривается как стратегический документ, подготовка педагогов для образовательной деятельности в соответствии с его требованиями начинается уже сегодня.
Сегодня же появился документ, который выдвигает требования к учителю, но "делает" это не в жесткой авторитарной форме, а с уважением к педагогу! Профессиональный стандарт позволяет провести самоэкспертизу профессиональной деятельности, определить сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста.