Конспект урока по познанию мира Казахстан=независимое демократическое государство


Урок познания мира в 4 классе Дата 25 апреля 2015года
Раздел : Моя родина-Казахстан
Тема: «Казахстан – независимое демократическое государство». Учимся демократии. Реализация избирательного права.»Общая цель: - сформировать у учащихся представление о Казахстане как независимом демократическом государстве. Попробовать на практике принцип демократических выборов. Задачи: 1)Формировать понятия независимости и демократии . Познакомить учащихся с принципом демократических выборов.
2)Учить видеть главное, обобщать. отстаивать своё мнение. Учить ораторскому искусству. умению работать в группах.3)Прививать любовь к Родине, воспитывать чувство патриотизма, человеколюбия, гражданственности Форма проведения: Деловая игра. Методы : словесные, частично-поисковый, самостоятельная  работа
Форма работы: парная, индивидуальная, коллективная
Оборудование: интерактивная  доска, слайды,  задания,  карточки
                      Содержание урока
1.Орг. момент
2.Психологический настрой. Показ настроения
-Каким  вы  хотите  видеть  сегодня  урок?
-Каким  вы  хотите  видеть  себя  на  уроке
-Каким  вы  хотите  видеть  учителя на  уроке?
3. «Актуализация знаний». Продолжите  ассоциативный  ряд
Декабрь, Конституционный  закон, …( независимость)
4. Работа по теме. Сегодня  мы  продолжаем  о Казахстане - независимой  стране
5.Работа в группах.
1.Работа по карточкам - диалог.
1 вариант Вопросы 2 варианту
1.Объясни, что такое Родина?
Родина – это место, где человек родился и живет.
2.Что ты знаешь о Казахстане?
Казахстан - огромная страна, по площади 9 место в мире. В ней есть реки, леса, степи, моря и горы …
3. В какую крупную державу входила РК до обретения государственной независимости?
До обретения государственной независимости
РК входила в состав крупной державы-СССР
4. Когда был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан»?
16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан»
5.Членом каких международных организаций стал Казахстан?
Наша страна стала членом ОБСЕ –Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и вступила в ООН(Организацию объединённых наций) вариант Вопросы 1 варианту
1.Как называется наша Родина?
Наша Родина- Казахстан
2. С какими странами граничит Казахстан?
Казахстан граничит с Россией, Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном и Киргизией.
3. Граждане каких национальностей проживают в Казахстане? Назови кол-во.
В Казахстане проживают граждане более 120 национальностей: казахи , русские, украинцы, татары, немцы и многие другие .
4. С какими странами мира Казахстан установил дружеские отношения ?Казахстан установил дружеские отношения с более 100 странами мира: Россией, США, Индией, Китаем, Турцией, Узбекистаном и др.
5.Какой документ в1992 году подписал Казахстан в целях безопасности и обеспечения мира на земле?
. В целях безопасности и обеспечения мира на земле в1992 году Казахстан подписал Договор о коллективной безопасности
 
В результате  распада СССР  Казахстан  провозгласил свою независимость.                          
Как вы  понимаете  значение  слова « независимый». Подберите  синоним  (свободный)-У Независимого  государства есть свой основной Закон. Это Конституция. В ней конкретно формулируются права, свободы и обязанности граждан. Наше государство заботится о своих гражданах и гарантирует права. Вспомним – (слайд)
    - Вспомните известных сказочных героев и назовите, какие их права были нарушены. Работа в парах.
    - право на здор. рост и развитие;
    - право на получение образования;
    - право на имя, гражданство;
    - право на отдых;
    - право на свободу;
    - право на личную неприкосновенность;
    - право на жизнь;
    - право на неприкосновенность жилья. Три поросенка                                     
Заяц из сказки «Лиса и заяц»
    Буратино                                         
    Колобок                                          
    Бабушка из сказки «Красная шапочка»
  Самопроверка.
  В Конституции РК 1статья гласит: РК утверждает себя демократическим государством» Далее ст. 3 гласит 1.»Единственным источником власти является народ». Но как народ может стоять у власти? Что означает демократия? Попробуем с этим разобраться. Инсценировка. Автор: Однажды, видимо это был выходной день, папа читал газету, мама вязала, И, вдруг… 1 –й (ребёнок выбегает с мячом) А давайте поиграем в мяч! Мама (отложив вязание, опустив очки) «Ну вот, что ещё задумали?» Автор: Папа строго Папа: Нет Автор: Дети захныкали Дети: -Ну можно, ну пожалуйста. Мама:-Что такое?! Всё – нельзя. Дети: -Ну мы хотим играть в мяч. Папа (строго): -Обойдёмся без демократии. Дети: -Ну причём здесь демократия? Мы просто хотим играть в мяч. Мама: - Видите ли, то что вы предложили играть в мяч, т. е. делать то, что вам хотелось, это уже были попытки установить что - то вроде демократии. Ребята! Демократия - это способ управления страной, людьми, При демократии власть принадлежит народу, государством управляет народ. Ну и ну, скажите вы, как народ может управлять самим собой? Народ выбирает своих представителей, людей которым доверяет, этих людей, если их избирают – называют депутаты, а пока идёт голосование за них, их называют кандидаты. Проведём игру, которая лучше поможет понять принцип организации проведения демократических выборов.
Деловая игра. Разделим наш класс на группы 1группа. Счётная комиссия. Вы должны подготовить избирательные бюллетени на кандидатов в депутаты, После тайного голосования подсчитать результаты и подвести итог выборов. Оппозиция2, 3, 4, 5 группы – доверенные лица кандидатов, Вы должны выбрать кандидата и рассказать о нём так, чтобы именно его захотелось выбрать, Ваша задача – внимательно выслушать доверенных лиц, определить отрицательные качества, по которым вы считаете, что данный кандидат не достоин быть избранным. Выбор кандидатов. Учащимся 2, З, 4, 5 гр. Предлагается выбрать своего кандидата из известных героев сказок и мультфильмов. 1 – гр. Крокодил Гена 2 - Красная Шапочка 3 - Старуха Шапокляк 4 - Доктор Айболит Всем группам даётся время на выступление. Учитель: Дорогие избиратели! Выборы в стране, это важное событие и это волнует не только граждан данной страны, Веси мир наблюдает за этим! И поэтому любая страна может послать своего независимого наблюдателя. Он не вмешивается в процесс выборов, но вправе наблюдать за всем процессом от начала до конца и высказывать в СМИ (средствах массовой информации) своё мнение, а это имеет очень важное значение, действительно ли это демократические, свободные выборы или имеет место подтасовка бюллетеней и может разразиться международный скандал. Игра. 1группа. Мы предлагаем кандидатуру Крокодила Гены, т.к. считаем его грамотным, добрым, он заботится о подрастающем поколении, любит животных, надёжный друг, Решает проблемы жилищного строительства, заботится о чистоте окружающей среды Оппозиция: Не в коем случае – ему не хватает твёрдости характера, слишком доверчивый.
2группа: Мы предлагаем кандидатуру Красной Шапочки. Она молода, красива, энергична, с уважением относится к старшему поколению, любит природу. Оппозиция: Ни в коем случае – она слишком молода, доверчива, невнимательна, не отличила свою бабушку от волка. Ветрена. Распевает громко песни, когда вокруг ходят голодные волки. И к тому же не знакома с городской жизнью.
3группа: Мы предлагаем кандидатуру Старухи Шапокляк, Считаем её энергичной, сообразительной, изворотливой, общительной, она кого хочешь сумеет уговорить и переманить на свою сторону. Оппозиция: Ваш кандидат много врёт. Учит плохим поступкам, обижает маленьких, не уважает старших, губит природу.
4 группа: Доктор Айболит. Имеет высшее образование, не боится трудностей, заботится о людях, о животных. Оппозиция: Ваш кандидат пенсионного возраста, пользуется устаревшими методами работы, излишне доверчив и, вообще, уехал за границу.Голосование: Счётная комиссия раздаёт всем участникам выборов избирательные бюллетени, объясняются правила заполнения «Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен».
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен».
1.Крокодил Гена 2. Красная Шапочка 3.Старуха Шапокляк 4.Доктор Айболит Группа
Мы предлагаем кандидата в депутаты___________________
Он(а)….
Считаем его….или
он(а) не боится…,заботится
Грамотный, добрый
Молода, красива
Энергичная, сообразительная
Общительная
Изворотливая
С уважением относится к старшему поколению
Заботится о подрастающем поколении
Заботится о людях и животных
Любит животных
Любит природу
Не боится трудностей
Надёжный друг
Имеет высшее образование
Решает проблемы жилищного строительства
Заботится о чистоте окружающей среды 
Оппозиция
Ни в коем случае! Ему (ей) не хватает….
Ваш кандидат
Твёрдости характера, внимательности,…
Много врёт, слишком доверчивый, пенсионного возраста, слишком молода, пользуется устаревшими методами, учит плохим поступкам, не уважает старших, обижает маленьких, не знакома с городской жизнью,….
 
В каждом независимом государстве есть президент. Его выбирает народ сроком на 7 лет.
Кто первым стал всенародно избранным Президентом? (Н.Назарбаев 1дек.1991г) Высшим представительным органом страны, который принимает законы, является парламент. Он состоит из палат- верхней и нижней. Верхняя палата-Сенат. Нижняя палата-Мажилис
Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Общее количество депутатов Верхней палаты Парламента- 47 человек.
Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых по избирательным округам . Исключительные полномочия Нижней палаты Парламента Республики Казахстан (Мажилиса): принимают и рассматривают проекты законов, объявляют очередные выборы Президента РК
Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть в стране. Глава Правительства (премьер-министр) назначается Президентом после одобрения кандидатуры Премьера большинством Парламента РК.
Парламент принимает законы, а министры следят за их исполнением
Чтение текста с.99
Составление кластера
Рефлексия в кругу:
Внимательно слушайте мои слова и если вы с ними согласны, то выполняйте определенные действия.
Если вы с радостью идете в школу, помашите правой рукой.
Если вы цените в людях честность и порядочность, сделайте шаг вперед.
Если вы уверены в своих силах, топните ногой.
Если вы считаете, что мы должны уважать права людей, независимо от их национальной и социальной принадлежности, сделайте шаг назад.
Если вас волнует судьба вашей страны, хлопните в ладоши.
Если вы считаете себя патриотами, поднимите обе руки вверх.
Если вы верите в то, что ваша страна займет достойное место в мире, протяните обе руки вперед
б
Ф.И.___________________________________ 4 класс
Задание № 1 Проверка домашнего задания (диалог) в паре
Ответь на вопросы товарища. За каждый правильный ответ-1 балл
Дополнительные баллы за презентацию (3б)
Задание № 2 Вспомните известных сказочных героев и установи, какие их права были нарушены.
Соедини стрелками. (в паре).Оцените свою работу: 1 балл- за каждый правильный ответ
- право на здоровый рост и развитие; Три  поросенка                                   
- право на получение образования; Заяц из сказки «Лиса и заяц»
- право на имя, гражданство; - право на отдых; Буратино                                         
- право на свободу; б

-право на личную неприкосновенность; Колобок                                          
- право на жизнь;  
 -право на неприкосновенность жилья. Бабушка из сказки «Красная шапочка»
Задание №3 Деловая игра «Демократические выборы» ( в группе)
б
Вы должны рассказать о своём кандидате в депутаты так, чтобы именно его захотелось выбрать. Оцените свою работу в группе (от 1 до 5 б) Сложи
самооценка Оценка наблюдателя Оценка работы группы всего
Задание №4 ( в группе) Составь кластер «Структура государственной власти в РК»
б
Оценка твоего участия в работе товарищами в группе (1-5 баллов)
б
Контроль и оценка:
вопрос ответ Какие функции выполняет
Главный человек в стране Верхняя палата называется Нижняя палата-это Исполнительскую власть осуществляет Следят за исполнением законов
ИТОГО ЗА УРОК:
18-25 баллов «3»
26-32 балла-«4»
33 и более –«5»
Своей работой на уроке я доволен
Я был(а) активна, но не всегда были верные ответы
Своей работой я не очень доволен
Группа
Мы предлагаем кандидата в депутаты___________________
Он(а)….
Считаем его….или
он(а) не боится…,заботится
Грамотный, добрый
Молода, красива
Энергичная, сообразительная
Общительная
Изворотливая
С уважением относится к старшему поколению
Заботится о подрастающем поколении
Заботится о людях и животных
Любит животных
Любит природу
Не боится трудностей
Надёжный друг
Имеет высшее образование
Решает проблемы жилищного строительства
Заботится о чистоте окружающей среды 
Оппозиция
Ни в коем случае! Ему (ей) не хватает….
Ваш кандидат
Твёрдости характера, внимательности,…
Много врёт, слишком доверчивый, пенсионного возраста, слишком молода, пользуется устаревшими методами, учит плохим поступкам, не уважает старших, обижает маленьких, не знакома с городской жизнью,….
В каждом независимом государстве есть президент. Его выбирает народ сроком на 7 лет.
Первым всенародно избранным Президентом страны 1 декабря 1991 года стал Н.А.Назарбаев Высшим представительным органом страны, который принимает законы (законодательная власть), является парламент. Он состоит из палат- верхней и нижней. Верхняя палата-Сенат. Нижняя палата-Мажилис
Сенат образуют депутаты, избираемые по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики. Общее количество депутатов Верхней палаты Парламента- 47 человек.
Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых по избирательным округам . Исключительные полномочия Нижней палаты Парламента Республики Казахстан (Мажилиса): принимают и рассматривают проекты законов, объявляют очередные выборы Президента РК
Правительство Республики Казахстан осуществляет исполнительную власть в стране. Глава Правительства (премьер-министр) назначается Президентом после одобрения кандидатуры Премьера большинством Парламента РК.
Парламент принимает законы, а министры следят за их исполнением
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен».
1.Крокодил Гена 2. Красная Шапочка 3.Старуха Шапокляк 4.Доктор Айболит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен».
1.Крокодил Гена 2. Красная Шапочка 3.Старуха Шапокляк 4.Доктор Айболит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен».
1.Крокодил Гена 2. Красная Шапочка 3.Старуха Шапокляк 4.Доктор Айболит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен».
1.Крокодил Гена 2. Красная Шапочка 3.Старуха Шапокляк 4.Доктор Айболит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен».
1.Крокодил Гена 2. Красная Шапочка 3.Старуха Шапокляк 4.Доктор Айболит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен».
1.Крокодил Гена 2. Красная Шапочка 3.Старуха Шапокляк 4.Доктор Айболит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен».
1.Крокодил Гена 2. Красная Шапочка 3.Старуха Шапокляк 4.Доктор Айболит ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ
«Уважаемый избиратель! Отметку «+» необходимо ставить только напротив кандидата, Более одной отметки «+» - это значит, что бюллетень недействителен».
1.Крокодил Гена 2. Красная Шапочка 3.Старуха Шапокляк 4.Доктор Айболит Группа
Мы предлагаем кандидата в депутаты___________________
Он(а)….
Считаем его….или
он(а) не боится…,заботится
Грамотный, добрый
Молода, красива
Энергичная, сообразительная
Общительная
Изворотливая
С уважением относится к старшему поколению
Заботится о подрастающем поколении
Заботится о людях и животных
Любит животных
Любит природу
Не боится трудностей
Надёжный друг
Имеет высшее образование
Решает проблемы жилищного строительства
Заботится о чистоте окружающей среды 
Группа
Мы предлагаем кандидата в депутаты___________________
Он(а)….
Считаем его….или
он(а) не боится…,заботится
Грамотный, добрый
Молода, красива
Энергичная, сообразительная
Общительная
Изворотливая
С уважением относится к старшему поколению
Заботится о подрастающем поколении
Заботится о людях и животных
Любит животных
Любит природу
Не боится трудностей
Надёжный друг
Имеет высшее образование
Решает проблемы жилищного строительства
Заботится о чистоте окружающей среды 
Оппозиция
Ни в коем случае! Ему (ей) не хватает….
Ваш кандидат
Твёрдости характера, внимательности,…
Много врёт, слишком доверчивый, пенсионного возраста, слишком молода, пользуется устаревшими методами, учит плохим поступкам, не уважает старших, обижает маленьких, не знакома с городской жизнью,….
Группа №____
Наблюдатель-____________________________________________________
Довер. лицо кандидата-____________________________________________
Активист-_______________________________________________________
Активист-________________________________________________________
Активист-________________________________________________________
Кто из уч-ся был самым активным?______________________________________
Кто предлагал идеи?____________________________________________________
Кто участвовал в работе группы?
Были ли пассивные уч-ся в группе?______________________________________
Оценка работы группы:_______
Группа №____
Наблюдатель-____________________________________________________
Довер. лицо кандидата-____________________________________________
Активист-_______________________________________________________
Активист-________________________________________________________
Активист-________________________________________________________
Кто из уч-ся был самым активным?______________________________________
Кто предлагал идеи?____________________________________________________
Кто участвовал в работе группы?
Были ли пассивные уч-ся в группе?______________________________________
Оценка работы группы:_______
Группа №____
Наблюдатель-____________________________________________________
Довер. лицо кандидата-____________________________________________
Активист-_______________________________________________________
Активист-________________________________________________________
Активист-________________________________________________________
Кто из уч-ся был самым активным?______________________________________
Кто предлагал идеи?____________________________________________________
Кто участвовал в работе группы?
Были ли пассивные уч-ся в группе?______________________________________
Оценка работы группы:_______
Группа №____
Наблюдатель-____________________________________________________
Довер. лицо кандидата-____________________________________________
Активист-_______________________________________________________
Активист-________________________________________________________
Активист-________________________________________________________
Кто из уч-ся был самым активным?______________________________________
Кто предлагал идеи?____________________________________________________
Кто участвовал в работе группы?
Были ли пассивные уч-ся в группе?______________________________________
Оценка работы группы:_______
1 вариант Вопросы 2 варианту
1.Объясни, что такое Родина?
Родина – это место, где человек родился и живет.
2.Что ты знаешь о Казахстане?
Казахстан - огромная страна, по площади 9 место в мире. В ней есть реки, леса, степи, моря и горы …
3. В какую крупную державу входила РК до обретения государственной независимости?
До обретения государственной независимости
РК входила в состав крупной державы-СССР
4. Когда был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан»?
16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан»
5.Членом каких международных организаций стал Казахстан?
Наша страна стала членом ОБСЕ –Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и вступила в ООН(Организацию объединённых наций)
вариант Вопросы 1 варианту
1.Как называется наша Родина?
Наша Родина- Казахстан
2. С какими странами граничит Казахстан?
Казахстан граничит с Россией, Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном и Киргизией.
3. Граждане каких национальностей проживают в Казахстане? Назови кол-во.
В Казахстане проживают граждане более 120 национальностей: казахи , русские, украинцы, татары, немцы и многие другие .
4. С какими странами мира Казахстан установил дружеские отношения ?Казахстан установил дружеские отношения с более 100 странами мира: Россией, США, Индией, Китаем, Турцией, Узбекистаном и др.
5.Какой документ в1992 году подписал Казахстан в целях безопасности и обеспечения мира на земле?
. В целях безопасности и обеспечения мира на земле в1992 году Казахстан подписал Договор о коллективной безопасности
1 вариант Вопросы 2 варианту
1.Объясни, что такое Родина?
Родина – это место, где человек родился и живет.
2.Что ты знаешь о Казахстане?
Казахстан - огромная страна, по площади 9 место в мире. В ней есть реки, леса, степи, моря и горы …
3. В какую крупную державу входила РК до обретения государственной независимости?
До обретения государственной независимости
РК входила в состав крупной державы-СССР
4. Когда был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан»?
16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан»
5.Членом каких международных организаций стал Казахстан?
Наша страна стала членом ОБСЕ –Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и вступила в ООН(Организацию объединённых наций)
вариант Вопросы 1 варианту
1.Как называется наша Родина?
Наша Родина- Казахстан
2. С какими странами граничит Казахстан?
Казахстан граничит с Россией, Китаем, Туркменистаном, Узбекистаном и Киргизией.
3. Граждане каких национальностей проживают в Казахстане? Назови кол-во.
В Казахстане проживают граждане более 120 национальностей: казахи , русские, украинцы, татары, немцы и многие другие .
4. С какими странами мира Казахстан установил дружеские отношения ?Казахстан установил дружеские отношения с более 100 странами мира: Россией, США, Индией, Китаем, Турцией, Узбекистаном и др.
5.Какой документ в1992 году подписал Казахстан в целях безопасности и обеспечения мира на земле?
. В целях безопасности и обеспечения мира на земле в1992 году Казахстан подписал Договор о коллективной безопасности