Внеклассное мероприятие по истории в 9 классе 72-летию Победы на Курской дуге


МКОУ Кучеряевская ООШ Бутурлиновского района Воронежской области
Внеклассное мероприятие по истории в 9 классе
«72- летию Победы на
Курской дуге »
Учитель истории Светличный Г. И.
2015г.
Цели:
Формирование у учащихся чувства сопереживания с трагической судьбой героев Отечественной войны, восхищения и гордости за народ, проявивший стойкость и мужество в схватке с врагом.
Формирование гуманистического мировоззрения, способности к нравственному саморазвитию.
Воспитание учащихся на примере массового подвига советских солдат в битве на Курской дуге
Задачи: 
Повышение интереса к истории нашей страны, знакомство с главными историческими событиями Великой Отечественной войны,
Связь и преемственность поколений ,Воспитание патриотических чувств на примере героических подвигов наших земляков.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, документальный фильм «Курская Битва»
Звучит песня «Идёт война священная»
Учитель:  Есть во всемирной истории события, которые навечно остаются в памяти человечества. К их числу, несомненно, относится и выдающаяся победа Красной Армии в Курской битве, ставшая символом всемирно – исторического подвига советского народа во Второй мировой войне, поскольку ярко показала пример стойкости, мужества и массового героизма в борьбе за свободу и независимость Родины.
В этом году мы празднуем 72-летиеПобеды на  Курской дуге. Давайте сегодня вспомним далекое лето 1943 года. Именно в это время к Белгороду, Курску и Орлу были прикованы взоры людей всего мира.
 Вед.1 Чем дальше уходит в прошлое драматизм тех дней, чем меньше остаётся в живых участников этого сражения, тем труднее сохранить в памяти то, что произошло на Огненной дуге. Во многих книгах о Второй мировой войне, написанных за рубежом, Курская битва вообще не упоминается  или рассматривается вскользь, как малозаметное, рядовое событие.
Вед.2. Но факты истории — упрямая вещь, и  они говорят сами за себя. Размах и напряжение противоборства СССР и нацистской Германии достигли под Курском невиданного ранее масштаба и накала. В сражения с обеих сторон было последовательно вовлечено более четырёх миллионов человек, около семидесяти тысяч орудий и миномётов, более тринадцати тысяч танков и самоходных орудий и около двенадцати тысяч боевых самолётов, что было значительно больше, чем это имело место в боях под Москвой и Сталинградом.     
Двадцатилетье. Курская дуга-
Как радуга из подвигов и славы.
Налево – Курск. Орел в дыму- направо,
Здесь враг впервые тиграми пугал,
Прибита рожь к земле дождем кровавым,
Свинцовый дым распластан на лугах.
Не знаю, есть ли в мире крепче сплавы.
Двадцатилетье. Курская дуга.
                                         
                                                                                                                                                                                                                                                                         Учитель: Всего два слова – Курская битва! А какая могучая и крылатая суть заложена в них. Эта битва стала одним из крупнейших и решающих сражений Великой Отечественной войны. С той поры прошло уже 72 лет, но память об этих событиях до сих пор жива.
Вед.1 Курская битва стала одним из важнейших этапов достижения победы СССР в Великой Отечественной войне. Поражение в Московской и Сталинградской  битвах подорвали военную мощь и престиж третьего рейха в глазах союзников. Стремясь овладеть стратегической инициативой и  повернуть ход войны на Востоке в свою пользу, немецкое командование решило провести крупное летнее наступление на центральном участке советско-германского фронта в районе Курского выступа. Эта операция получила название «Цитадель».
На этом участке немцы сосредоточили огромные силы: более 900 тысяч солдат и офицеров, около 10 тысяч орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий, более 2 тысяч самолетов. Под Курск были направлены почти все привезенные из Германии к июлю 1943 года новые танки «Пантера» и «Тигр» и самоходные орудия «Фердинанд», практически неуязвимые для советских 76-миллиметровых дивизионных пушек. Здесь собралась вся нацистская гвардия.
Вед.2 Советскому командованию стал известен не только день, но и час начала наступления немецких войск. Поэтому  5 июля, перед рассветом, была проведена мощная артиллерийская контрподготовка, впервые осуществленная во фронтовом масштабе по заранее разработанному плану. В результате фактор внезапности противником был утерян.
В 6  часов утра немецкие соединения из группы армии «Центр»  и  «Юг» перешли  в  наступление.
Сотни подбитых танков горели на поле боя. Из-за  дыма и пыли не было видно солнца, из-за сильнейшего орудийного грохота солдаты теряли слух. 
   Ученик 1                              Курская дуга
В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мертвого металла.
Здесь на день по двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала.
А как бомбили нас! Не говори –
Такого в Сталинграде не видали.
Всю ночь качались в небе фонари,
Кровавым светом озаряя дали,
С рассветом «тигры» шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.
А все же удержали рубежи,
В июньской битве оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде.
И на скелете пушки «фердинанд»,
Прорвавшейся на курские пригорки,
Фотографируется лейтенант,
И над пилоткой нимбом – дым махорки.
Ученик 2.
Шли танки…
И земля – дрожала.
Тонула в грохоте стальном.
И танковых орудий жала
Белесым брызгали огнём.
На батарее – ад кромешный!
Земля взметнулась к небесам.
И перебило, перемешало
железо с кровью пополам.
Ученик 3. Под Прохоровкой.
Под Прохоровкой летом в сорок третьем
Поистине был самый ад войны.
Броня гудела и дышала смертью,
Дышала с той и этой стороны.
Сталь, накаляясь, в пламя превращалась,
В разящий порох превращалась кровь.
Как молнии, здесь сталкивалась ярость
Взаимоисключающих миров.
Во все столетья так еще не бились –
Вросли в простор две огненных стены!
Не здесь, в аду, светила справедливость
Лишь только с этой, с нашей стороны.
Как при затменье, меркло солнце в небе.
Метались танки, траками пыля…
Как соль на раны, принимала пепел
Измученная русская земля.
Вед. 1 Курское сражение было одним из величайших событий Второй мировой войны, выдающимся проявлением мужества и героизма советских людей. Наш народ одержал не только военную, но морально-волевую победу. Способность к преодолению гигантских трудностей и тяжелейших испытаний, постоянная готовность к подвигу во имя Родины стали нормой поведения советских людей. Об этом нельзя забывать никогда.
За Сеймом, на холмистом берегу,
 Незваный гость по нашим сёлам блудит.
 Мы не забудем Курскую дугу,
 Но трижды враг её не позабудет!
Вед.2  Победа советских войск в Курской битве увенчала окончание коренного перелома в ходе всей войны, СССР прочно перехватил стратегическую инициативу, а гитлеровский блок начал активно разваливаться. Так фашистская Германия уже не смогла больше встать с колен, чтобы снова сеять смерть на Земле. А победа в сражении на Курской дуге стала одной из ярчайших страниц в истории нашей Родины.
Действительно, чтобы разбить врага, нужны не только храбрость и воинское умение, третье слагаемое победы — оружие. Курское сражение это наглядно продемонстрировало, оно было не только противостоянием людей, но и битвой военной техники.
На подступах к городу Курску было выстроено более 900 дзотов.
  Это оружие, которое активно применялось в Курской битве, немецкие солдаты называли «адская мясорубка», а советские воины называли его ласково -  «Катюша».
Вед.2 Средний танк «Т-34» (слайд), шедевр военной техники конструкторов М.И.Кошкина, А.А.Морозова, Н.А.Кучеренко сыграл выдающуюся роль не только в Курской битве, но и во всей Великой Отечественной войне.
Впервые в небе над Курской дугой, вступали в бой самолеты,  на которых были изображены два льва с золотой пастью. Это были самолеты наших союзников — французской  авиаэскадрильи «Нормандия».
Война, ты совсем нам не нужна.
Ты совсем нам не нужна война.
Сколько ты губишь людей.
Сколько ты приносишь бед семьям и родным.
Забираешь ты с собой молодых людей.
Так зачем же ты нужна, война?
Сценка «Мать и сын»
Мать.
 Мой мальчик, как долго тебя я ждала!
 И вдруг я услышала зов Победы.
 Я уж на стол всё собрала,
 Я жду тебя, а тебя всё нету.
 Слетела давно вся пыль с черёмух.
 Мой мальчик, ты где потерялся?
 Наш дом уже полон друзей и знакомых,
 Ты только один остался.
 Сын.
 Мама, ты знаешь, я виноват,
 Я виноват перед тобой.
 Я собирался вернуться назад,
 И вдруг тот последний бой.
 Бой уже после войны,
 Но фрицы не знали этого.
 Нервы у всех оголены,
 Наверно, я пал поэтому.
 Я умер, мам, прости меня,
 Постой за меня у калитки.
 А если Варя спросит меня,
 Скажи, что любовь не ошибка.
 Мать.
 Мой мальчик, не уходи, постой!
 Давай мы выберем путь другой.
 Другой пусть умрёт в том последнем бою,
 Пусть он оставит любовь свою.
 Сын.
 Ах, мама, другой- ведь мне он брат,
 Он также ни в чем не виноват.
 Раз выпало пасть мне в последнем бою,
 Так я унесу любовь свою.
 Прости меня, мама!
Вед 1.             Почему все не так? Вроде все как всегда:
                        То же небо опять голубое,          Тот же лес, тот же воздух и та же вода,          Только он не вернулся из боя.           Тот же лес, тот же воздух и та же вода,           Только он не вернулся из боя.
Исполнение песни «Журавли»
Учитель: В каждой стране, в каждом городе есть свои герои, именно на их опыте, на их подвигах воспитывается молодое поколение.
Наши земляки тоже участвовали в битве на Курской дуге. К сожалению их сейчас нет с нами, как и нет других ветеранов, участников ВОВ, но память о них будет жить вечно.
Ученик читает стих.
Когда подходят памятные даты,
 Мы почему-то чувствуем вину.
 Все меньше вспоминают о Победе,
 Все больше забывают про войну.
 Но боль еще исчезнуть не готова,
 Те годы — миллионы личных драм,
 А потому давайте вспомним снова
 Всех тех, кто подарил Победу нам!
 Молчанием почтите память павших,
 Заботой окружите жизнь живых,
 И хоть частицу долга ветеранам
 Спешите благодарно возвратить!
Минута молчания.
Ведущий 2.
Победа под Прохоровкой явилась решающим событием Курской битвы, которая закончилась 23 августа 1943 года освобождением Харькова. Сама эта битва означала завершение коренного перелома в Отечественной и всей второй мировой войне. 
Ученик 1.
             В то утро поле как экран
 От звезд на башнях озарилось.
 Шли с ходу танки на таран,
 И сталь немецкая дробилась.
 Кресты сползали по броне
 И долго корчились в огне.
 Хваленый вражий генерал
 С позором поле покидал.
 Орлово - Курская дуга
 Легендой для потомков стала.
 Над нею радуга-дуга
 Победной славой воссияла.
 С пятиконечною звездой
 На постаменте танк стальной.
 И память доблести хранит
 Зарей окрашенный гранит!
Ученик 2.
Здесь было все: и гарь , и копоть,
Горело все, как в страшном  сне,
И было все  не так далеко-
На Курской, ближней стороне.
Смешалось все: земля и люди,
Снаряды, мины и огонь,
Вот это все мы не забудем-
Хоть много прожито времен.
Уж многих нет, они погибли,
Но помнить вместе мы должны-
Ковал кто  вместе эту битву,
Дорогу Мужества страны!
За эту память мы в ответе,
Чтоб больше не было войны,
Должны запомнить наши  дети-
Что мир и счастье - всем нужны !Вед. 2 
Москва салютовала  в честь победы Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Первый салют победы прогремел в Москве 5 августа 1943 года в честь освобождения Орла и Белгорода войсками Западного, Брянского, Центрального, Воронежского и Степного фронтов. В тот день салют был произведен 12-ю залпами из 124 орудий. Он стал первым в череде 354 победных, окрасивших небо Москвы в годы Великой Отечественной войны в честь освобождения городов от немецко-фашистских захватчиков. Освобождение Орла и Белгорода стало одним из этапов величайшей битвы Великой Отечественной и Второй мировой войны - битвы на Курской дуге.
Ученик 3.
И голос праздничный орудий
 В сердцах взволнованных людей
 Был отголоском наших буден,
 Был громче наших батарей.
 И каждый дом и переулок,
 И каждым камнем вся Москва
 Распознавала в этом гуле Орёл и Белгород — слова.
Вед.1  Да! Победа в Курской битве – великое событие! Мы гордимся своими сынами, их доблестью, героизмом, отвагой. Все меньше среди нас участников Великой Отечественной войны. Их дела, их подвиги переходят в легенды, становятся частью народной памяти. Уважение к ветеранам исторических битв, забота о них - это моральный закон нашей жизни, закон и для органов власти, и для каждого из нас. Новые поколения должны быть достойны героических дел отцов и матерей, с честью нести вперед переданную нам эстафету.
 Ученик 1
Помните! Через века, через года, -
 помните!
 О тех, кто уже не придет никогда, -
 помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны,
 горькие стоны.
 Памяти павших будьте достойны!
 Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами,
 жизнью просторной.
 Каждой секундой, каждым дыханьем
 будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, -
 помните!
 Какою ценой завоевано счастье, -
 пожалуйста, помните