Разработки уроков, внеклассных мероприятий по математике для специальной (коррекционной) школы 8 вида



КГОБУ Ракитненская КШИ
Разработки уроков, внеклассных мероприятий по математике для специальной (коррекционной) школы 8 вида
В условиях адаптивного обучения урок – это не только сообщение новой информации, но и обучение самостоятельной работе, самоконтролю, умению наблюдать, анализировать и получать информацию, фиксировать в памяти главное в «свернутом виде», действовать целенаправленно.
Предлагаю вашему вниманию конспекты уроков математики, урока-аукциона, спринт-олимпиады.
Урок 1.
4 класс.
Деление на 7 равных частей.
Цель: закрепить умения и навыки по применению таблиц умножения числа 7 и деления на число 7; организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний;корригировать и развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе использованиядидактических игр, упражнений; формировать интерес к предмету.
ХОД УРОКА
1.Этап интеллектуальной разминки.
а).Прочти неразделенное на слова предложение: УМУКРЕПЛЯЮТУПРАЖНЕНИЯАНЕОТДЫХ.
(Ум укрепляют упражнения, а не отдых. - Это афоризм поэта 18 века Александра Пола). Как вы его понимаете?
б).Назови в восходящем (нисходящем) порядке числа от 1 до 100, содержащие цифры 3 и 7. (33, 37, 73, 77)
в).Удваивай каждое последующее число:
5, 10, 20, …
3, 6, 12, … .
г).Назови в восходящем порядке числа, в которых сумма цифр = 7. Сколько таких чисел?
(16, 25, 34, 43, 52, 61, 70). Какое число лишнее? Почему? (70.Оно круглое)
д).Из чисел 50, 19, 23, 5, 20, 6, 17, 15, 13 выбери три таких числа, сумма которых будет равна 60.
2.Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Думай, считай, отгадывай:
*У Аленки в гостях два цыпленка в лаптях,
Петушок в сапожках, курочка в сережках,
Селезень в кафтане, утка в сарафане,
А корова в юбке, в теплом полушубке.
Сколько всего гостей? Кто был в гостях у Аленки? В чем были гости?
*Нужно перевезти семь одинаковых ящиков. На одну машину можно погрузить не больше трех ящиков. Сколько потребуется сделать рейсов, чтобы перевезти все семь ящиков?
*Найди лишнее число: 14, 21, 35, 27, 49, 56. (27, не делится на 7).
*Составь задачу по краткой записи и реши:
Слив- 35кг
Яблок- в 7 раз меньше- ?
*Вычисли: 15+29 36+27 26+14 33+56 100 – 63 28-17 83-46 41-25
*Исключи лишний предмет. Предлагается следующий рисунок: в первой строке три предмета треугольной формы, один- круглой (например: треугольник, дорожный знак, косынка, колесо; во второй строке три предмета овальной формы, один- квадратной (например: батон хлеба, портфель, блюдо, огурец); в третьей- три предмета квадратной формы, один- круглой (например: окно, картина, мяч, фартук).
3.Задание на развитие памяти.
Даю установку: запомнить рисунок, затем рисунок убираю, учащиеся должны воспроизвести его по памяти. (На рисунке последовательно изображены треугольник, круг, квадрат, дуга, прямоугольник, угол).
4.Задание на развитие внимания.
Посмотри по сторонам и найди в классной комнате шесть предметов, содержащих дугу.
Совет: внимательно рассмотри то, что вам хорошо знакомо.
5.Физпауза.
1- подняться, подтянуться, 2- нагнуться, разогнуться,
3- в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На 4- руки шире, 5- руками помахать,
6- за парту сесть опять.
7, 8- лень отбросим.
6.Этап применения изученного ранее материала.
а).Реши задачу: В корзине 27 орехов, а в вазе 36 орехов. Их разделили поровну между семью детьми. Сколько орехов получил каждый ребенок?
б).Начерти отрезок длиной 7см. Раздели его на 7 равных частей. Какой длины каждая седьмая часть отрезка?
в).Реши примеры (самостоятельно):
21:7+3856:7+3835:7+63
63:7+2537-28:742:7+63
14:7+8980-7:770:7+21
Задание: исключи лишнее число в ответах каждого столбика.
7.Этап подведения итогов.
8.Рефлексия.
Урок 2.
7класс.
Умножение на двузначное число.
Цель: закрепить умения и навыки при выполнении умножения многозначных чисел на двузначное число; организовать деятельность по самостоятельному применению знаний; развивать мышление, внимание, память; прививать интерес к предмету и процессу обучения.
ХОД УРОКА.
1.Интеллектуальная разминка.
а).Задачи в стихах:
*Сшили мы сапожки для сороконожки
Сколько пар сапожек нужны для двух сороконожек?
*Четыре подружки, зеленые лягушки
На болоте жили, комаров ловили.
Каждая поймала шесть и готовилась их съесть.
Сосчитайте-ка, ребята, сколько комаров поймали лягушата?
*Мама детишкам пекла пирожки,
Каждому ровно досталось по три.
Сколько мама испекла пирогов?
Каждый, наверное, ответить готов?
Думайте быстрей! У мамы дочка и пять сыновей.
*Мальчик написал на бумажке число 86, а затем увеличил его на 12, непроизводя никакой записи. Как он это сделал?
б).Заполни таблицу:
х 3 30 30
60 10 20 2.Повторение изученного материала.
а).Выполни действия и расшифруй название птицы-строителя, которая вьет гнезда, похожие на чулки (выполняют самостоятельно).
1603 х 243512 х 221204 х 132006 х 361332 х 24
К А И Т Ч
72216 38472 77264 31968 15652 38472
Что общего у чисел, полученных в ответах?
б).Реши задачу: 2 гуся съедают за год 50кг сена. Сколько сена нужно заготовить на год, чтобы прокормить 4360 гусей?
в).Запишите действия в виде примеров и решите их:
*Число 14097 увеличить на 15, полученный результат увеличить в 15 раз;
*Число 14097 увеличить в 15 раз, полученный результат увеличить на 15.
3.Итог урока.
4.Рефлексия.


Урок 3.
5 класс.
Обыкновенные дроби.
Цель: закрепить знания, умения и навыки по теме урока: получение, изображение, сравнение обыкновенных дробей, виды обыкновенных дробей; развивать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний; формировать интерес к предмету.
ХОД УРОКА.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне! Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца урока!
2.Проверка домашнего задания.
У каждого ученика карточка, на которой написаны правильные и неправильные дроби. Задание: поставь карточку в нужную строку
Дроби, меньшие 1
Дроби, равные 1
Дроби, большие 1.
Затем ученики открывают тетради и проверяют правильность выполненного ими домашнего задания.
3.Актуализация полученных знаний.
а).Предлагаются задачи в стихах. Числа, полученные в ответах, запишем или над чертой, или под чертой у доски.
----, ----, ----, ---- .
*Дорогую бабушку внуки поздравляли,
Крепкого здоровья и долгих лет желали
И любимые цветы ей в подарок принесли:
Пять нарциссов—подарок Ларисы,
Три тюльпана--- подарок Романа,
А мимозы веточку подарила Светочка.
Сколько цветов подарили внучата, вы сосчитать потрудитесь, ребята!
*Взял Володя апельсин и с друзьями разделил—
По две дольки всем раздал, и столько же себе он взял.
Сколько долек в апельсине, если пятеро ребят этот апельсин едят?
*К Саше бабушка пришла,
Три книжки внуку принесла.
Двенадцать книг у Саши стало.
А сколько было книг сначала?
*Тридцать книг на полке было.
Пять книжек с полки взял Данила.
Взял еще три книжки Петя.
Сколько книг на полке, дети?
*На старой березе четыре гнезда,
В каждом гнезде по четыре дрозда.
Сколько всего на березе дроздов?
Кто, ребятишки, ответить готов?
*В дупле у белки пять бельчат, бельчата завтракать хотят,
Тридцать орехов белка нашла, бельчатам своим в дупло принесла.
Поровну надо орешки делить, чтобы бельчат накормить!
Сколько орехов каждому дать? Ведь не умеют бельчата считать.
*Восемнадцать снегирей на дереве сидели.
Улетели девять птиц, три птицы прилетели.
Сосчитайте-ка быстрей, сколько стало снегирей?
*Дятел выдолбил дупло, в нем и сухо и тепло.
Вот гостей на новоселье пригласил он в воскресенье.
Сосчитайте-ка гостей: чиж, кукушка, соловей,
Сойка, поползень, да клест, зяблик, иволга и дрозд.
Что получили в результате разминки? ( Обыкновенные дроби).
Прочти дробь, назови числитель и знаменатель каждой дроби. Что показывает числитель дроби? Что показывает знаменатель дроби? Назови правильные дроби. Почему они правильные? Назови неправильные дроби. Почему эти дроби неправильные?
б).Рассмотрите рисунки (предлагаю рисунки геометрических фигур, разделенных на равные части с выделенными долями). Какие доли изображены? Запиши доли дробью. Перечисли записанные дроби. Какая каждая дробь и почему? Сравни каждую дробь с 1.
в).Запиши пропущенные числители, чтобы каждая дробь была правильной:
/25, /10, /13, /16, /7, /15, /9.
г).Запиши пропущенные числители, чтобы каждая дробь была неправильной:
/25, /10, /13, /16, /7, /15, /9.
2-3 ученика зачитывают записанные ими дроби.
д).Приведи свои примеры правильных и неправильных дробей. (Учащиеся называют).
е).Изобрази дробь 4/7.
ж).Назови две дроби с одинаковыми знаменателями. (Дроби записывают на доске). Сравни эти дроби. (Вспоминается правило сравнения дробей с одинаковыми знаменателями).
з).Назови две дроби у которых будут одинаковые числители. (Дроби записывают на доске). Сравни записанные дроби. (Вспоминается правило сравнения дробей с одинаковыми числителями).
4.Самостоятельная работа.
Сравни дроби:
Вариант-1. 4/8 и 3/8, 5/9 и 5/11, 2/13 и 2/20, 6/9 и 4/9, 5/21 и 1/21, 1/8 и 1/10, 3/7 и 1/7.
Вариант-2. 7/14 и 10/14, 1/7 и 1/6, 3/5 и 5/5, 7/11 и 7/9, 3/10 и 5/10, 6/11 и 6/8, 1/5 и 3/5.
5.Рефлексия.
6.Итог урока.


Урок-аукцион.
Цель: развитие мышления, речи, памяти, привитие интереса к предмету.
Аукцион- это публичная продажа, при которой продаваемая вещь покупается лицом, дающим за нее наивысшую сумму денег.
Наш аукцион будет проходить следующим образом: вам предлагается задание, вопрос, которое вы выполняете или даете ответ, и кто последним ответил, тот выигрывает.
1.Назовите пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.
(Семь раз отмерь- один раз отрежь; семеро одного не ждут; один в поле не воин; не имей сто рублей, а имей сто друзей; седьмая вода на киселе; век живи, век учись; и т. д.)
2.Назовите меры длины. (см, мм, дм, м, км, локоть, сажень, и т. д.)
3.Какие бывают дроби? (Правильные, обыкновенные, десятичные, равные 1, неправильные и т.д.)
4.Вспомните, в названиях каких книг упоминаются числительные. («Три медведя», «Волк и семеро козлят», Два Мороза», «Четвертая высота» и т. д.)
5.Назовите известные вам геометрические фигуры. (Учащиеся перечисляют фигуры).
6.Игра: «Кто самый внимательный?»
Принимают участие два человека. Они стоят лицом к зрителям, перед ними на стуле кладут приз. Приз достанется тому, кто окажется самым внимательным.
--Расскажу я вам рассказ в полтора десятка фраз, лишь скажу я слово «три», приз немедленно бери.
---Понятно, когда брать приз?
-- На слове «три».
--Правильно! Ну, тогда я продолжаю свой рассказ.
--Однажды щуку мы поймали,
Распотрошили, а внутри,
Рыбешек мелких увидали
И не одну, а целых …две.
Мечтает мальчик закаленный
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два,…марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, а лучше…пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж, вы, приз, друзья, не взяли?
Когда была возможность взять!
7.Назовите слова, в составе которых звучит какое-либо число. (Например: семья, сорока, стог, стол, смородина, стриж, и т. д.)
8.Вспомните песенки или слова из песенок, в которых встречаются числительные. («Раз словечко, два словечко—будет песенка..»; «Дважды два—четыре…»; «Миллион, миллион, миллион алых роз…» и др.9.Назовите числа, которые без остатка делятся на число 13.
10.Назовите числительные с удвоенными согласными. (Одиннадцать, миллион, и т. д.)
11.Вспомните и назовите фамилии известных математиков. (Евклид, Пифагор, Архимед, Ковалевская, Лобачевский,…)12.Дано слово «математика». Из букв этого слова составляем новые слова. (Тема, кит,...)Подводится итог аукциона, называется победитель!
СПРИНТ—ОЛИМПИАДА.
Задаются вопросы. Кто хочет ответить, должен поднять руку. Если ответ правильный, игроку ставится «плюс», если неправильный-«минус». Каждый пятый вопрос призовой, он сложнее и за правильный ответ на этот вопрос можно получить три «плюса».
Итог подводится следующим образом: «плюсы» и «минусы» гасят друг друга, оставшиеся после погашения «плюсы» будут чистым выигрышем.
1.Какое число дополняет число 11 до 20?
2.Число 28 увеличьте на 9 единиц.
3.Сколько на рисунке квадратов?
4.Сколько на рисунке отрезков?
/------------------------/--------/----------------------------/
5.Заполни занимательный квадрат. В занимательном квадрате сумма чисел по столбцам, по строкам и, наконец, с угла на угол, одна и та же.
5 4 6 7
6.Какой цифрой оканчивается произведение нечетных чисел? (Нечетной)
7.Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению? (2+2=2х2)
8.В какой семье два отца и два сына? Сколько это человек?
(Дедушка, отец, сын, трое).
9.Расставьте знаки между цифрами так, чтобы ответ оказался равным единице.
1 2 3 4 = 1
10.Кто становится выше, когда садится? (Собака)
11.Какая из фигур лишняя и почему?

12.В каком месяце 28 дней? (В любом)
13.Какие часы показывают верное время только два раза в сутки? (Которые остановились)
14.Что становится легче, когда его наполняют? (Воздушный шарик)
15.Есть такая цифра, которую если перевернуть сверху вниз, то она уменьшится на3. Какая это цифра? (9)
16.Как называются компоненты действия умножения?
17.В каком веке мы живем?
18.Сколько нулей в записи числа сто тысяч?
19.прямоугольник—это фигура или тело?
20.Даны числа: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Что больше: их сумма или произведение?
и т. д.