Конспект урока по социально-бытовой ориентировке Первая доврачебная помощь при переломах


Урок – практикум
Оказание первой доврачебной помощи при переломах
Цели. Формировать знания учащихся о видах переломов на основе картин, презентации, дальнейшего анализа таблицы, практических заданий по оказанию первой медицинской помощи при переломах.
Развивать операцию сравнения через обучение сравнению открытых и закрытых переломов в работе по схемам, демонстрации слайдов.
Развивать связную речь при составлении предложений по наводящим вопросам.
Воспитывать ответственность при отработке навыков принятия решения в экстремальной ситуации.
Оборудование: перевязочный материал, подручные шины, жгут, карточки с заданиями, карточки со схемами оказания первой помощи при открытом и закрытом переломе, презентация.
Ход урока
Орг. момент
- Назовите признаки, характеризующие здорового человека?
(здоровый, бодрый энергичный, у него чистая кожа, красивый цвет лица, крепкий, хороший сон, спокойный, доброжелательный).Вступительное слово учителя.
В повседневной жизни человек находится в постоянном движении: кто-то занимается спортом, кто- то работой, кто-то просто бегает по школе. Ведь движение – это жизнь. Но иногда случается беда и взрослый или ребёнок получает травму и становится пострадавшим, больным человеком.
- Из-за чего дети могут получить травмы в школе?
Д. - Кто-то толкнул, подрался, съехал с перил, подставил кому-то ногу.
Какие виды травм можно получить в результате такого поведения детей?
Д - Ушибы, ссадины, растяжения, порезы, переломы.
- В классе есть ученики, у которых была такие травмы?
Основные причины: нарушение техники безопасности и правил поведения.
Дайте совет себе и ребятам, чтобы избежать таких травм
Прежде чем сделать что-то подумай, не будет ли это вредно для здоровья.
Соблюдайте правила поведения и правила безопасности.
Сообщение темы и цели урока
И всё-таки травмы случаются
Очень часто в жизни люди оказываются рядом с такой бедой и не знают как себя вести, а от их действий порой зависит здоровье и даже жизнь человека.
И сегодня тема нашего урока «Первая помощь при переломах»
-Как вы думаете, для чего этот урок нам необходим?
Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека, мы познакомимся с видами переломов, будем учиться оказывать первую помощь при переломах… и применять наши знания на практике.
Объяснение нового материала
- Что служит опорой для мягких тканей, мышц человека?
Человеческий скелет состоит из множества костей, в течение жизни они изменяются. Например, у новорожденного ребёнка в скелете насчитывается 270 костей, а у человека в возрасте 25 лет в зависимости от особенностей организма остаётся только
200-213костей.
-Как вы думаете, почему у взрослого человека костей меньше?
Мелкие косточки ребёнка с возрастом срастаются в крупные кости.
Задание. Найти кости верхних и нижних конечностей.
- Какие ещё названия костей человека вы знаете?
Названий костей у человека много, но нам сегодня надо познакомиться с костями рук и ног.
Задание. Прочитайте, как они называются, и посмотрите, где эти кости находятся
- Локтевая кость находится рядом, с какой костью?
- В какой области руки находятся локтевая и лучевая кости?
Малоберцовая кость находится рядом, с какой костью?
- В какой области ноги они находятся?
Прочность костей очень велика, но удар, падение, сдавливание могут привести к травмам.
Посмотрите на картину. Что вы видите?
- В какой области руки этот перелом?
Различают открытые и закрытые переломы.
Работа с картиной (на доске)
Закрытый перелом
-Что вы видите на этой картине?
При закрытых переломах кожа не повреждается.
Открытый перелом?
- Что вы видите на этой картине?
При открытом переломе обломки костей, прорвав мягкие ткани и кожу, выступают наружу, возможно сильное кровотечение.
- Какой перелом опаснее? Почему?
- Что будет чувствовать пострадавший при переломах?
-Перечислите основные признаки перелома?
Задание. Прочитайте признаки переломов.
Какой признак вы не назвали?
-Как оказать первую помощь?
1. Снять одежду с места перелома (разрезав её) и убедиться, что кожа не повреждена. Если же кожа повреждена, надо
остановить кровотечение, прижав кровеносные сосуды выше раны или наложить жгут.
3. Протереть кожу вокруг раны йодом или спиртом и наложить стерильную повязку, чтобы предохранить рану от загрязнения.
4. На повреждённую конечность наложить временную шину.
При закрытом переломе:
Приложить холодный компресс.
На повреждённую конечность наложить временную шину, прибинтовав её к повреждённой кости.
Шина – приспособление из твёрдого материала, обеспечивающее неподвижность повреждённой части кости.
В больнице есть медицинские шины, но дома можно использовать шины из подручных средств: дощечки, кусочки фанеры, палки.
Какие подручные средства можно использовать в классе?
Работа с картиной (на доске)
Посмотрите, какие ещё бывают шины в домашних условиях?
- Если бы вам пришлось выбирать, какую самую надёжную шину вы выбрали бы из этих предметов?
Самое главное, они должны быть такой длины, чтобы захватывали не только место перелома, но и по одному суставу выше и ниже места перелом. Эти дощечки прикладывают к повреждённой конечности так, чтобы создать её полный покой, лишить возможности совершать движения.
При всех видах переломов необходимо обеспечить пострадавшему полный покой, исключающий всякое движение.
Направить пострадавшего в больницу
Работа со схемами
Задание. Распределите этапы оказания первой медицинской помощи в правильном порядке.
Остановить кровотечение
На рану в области перелома наложить стерильную повязку
Дать обезболивающее средство
Провести иммобилизацию конечности в том положении, в котором она находится в момент повреждения
Доставить пострадавшего в медицинское учреждение
Задание. Распределите этапы оказания первой медицинской помощи при закрытых переломах.
Провести иммобилизацию конечности (обездвижить место перелома)
Доставить пострадавшего в медицинское учреждение
Приложить к месту перелома холод
Дать обезболивающее средство
На место перелома сразу следует наложить шину из любого твердого материала (деревянную, металлическую, пластмассовую).
Шиной может служить трость, зонт, палка, доска, линейка и другие. Её привязывают к сломанной конечности в нескольких местах, лучше всего бинтом, а если его нет, то ремнем, куском материи, веревкой. Длина шины должна быть такой, чтобы она была больше двух суставов, между которыми произошел перелом. Шину нельзя слишком туго привязывать, конечность ниже завязки не должна посинеть или побелеть, но должна быть неподвижна. Если шины нет, то поврежденную ногу можно привязать к здоровой ноге, поврежденную руку при переломе плеча - к туловищу.
Иммобилизация должна быть достаточной для создания неподвижности поврежденной кости, так как неправильная или неполная иммобилизация может привести к нанесению большего вреда, чем пользы.
Запись в тетрадь
– К какому врачу надо доставить пострадавшего?
Травматолог направляет больного на рентген и смотрит рентгеновские снимки, которые необходимы ему для дальнейшего лечения.
Просмотр рентгеновских снимков
- Скажите, какой перелом на снимке?
Разбор ситуаций.
Часто нам кажется, что беда, травма может случиться не с нами, а далеко от нас. Но ведь это может произойти и в обычной жизни.
- Как вы поступите? Ребёнок упал с дерева. Трудно определить, перелом у него или нет. Ваши действия?
Иру случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось. Девочка упала. От боли Ира заплакала. В области плечевой кости сильный отёк, искривление кости. Что делать? Как помочь Ире?
Вам позвонил родственник и говорит, что кажется, сломал руку. Дайте правильный совет.
Практическая работа
Условно, перелом в области предплечья, с наружной стороны.
Задание. Наложить шину на область перелома
Работа с пословицами
Научись ценить здоровье, прежде чем заболеешь
Посочувствовать больному - вернуть ему половину здоровья
- Какие слова сочувствия вы можете подобрать?
Итог урока
Рефлексия
Чтобы в моём классе не было травмы, я …
Я учусь оказывать первую медицинскую помощь …