Методическая разработка урока декоративно-прикладного искусства на тему «Народные куклы – обереги. Спаси, сохрани и даруй» (2 класс)


Методическая разработка  урока
декоративно-прикладного искусства на тему
«Народные куклы – обереги. Спаси, сохрани и даруй»
Цели:
Активизировать систему представлений учащихся  об истории создания кукол – оберегов;
Создать условия для развития творческих способностей  всесторонней личности.
Задачи:
Раскрыть особенности  кукол-оберегов и способы их создания;
На основе повторения и обобщения ранее изученного материала  создать куклу – оберег.
Развивать элементы воображения, основы творческой деятельности учащихся в процессе конструирования и создания куклы-оберега в группах;
Привить учащимся интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества на примере истории кукол-оберегов;
Привить чувства прекрасного;
Воспитывать уважение к труду и работе в группах.                                                                                                                                                                
Методы урока:  беседа, применение ИКТ,  работа в творческих мастерских по группам.
Тип урока: интегрированный
Оборудование :Мини-выставка народных кукол;
Поролон, вата, белая и цветная ткани, нитки, кружева, тесьма, ножницы, иглыПрезентация.
Время занятия: 90минут.
Ход урока.
Вводная часть.
Орг. Момент.
Подготовка к уроку.
Теоретическая часть.
На доске записана тема урока «Спаси, сохрани и даруй».
Вступительное слово учащегося на фоне музыки:
Солнце яркое встает-
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Продаются вилы, санки,
И конфеты, и баранки.
Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не спеша:
До чего же хороша!
Свистят свистульки-утки,
Свистит петух-проказник.
Ой, вы гости дорогие!
У нас игрушки расписные,
Веселы и ярки,
Примите их в подарки!
Вот такими прекрасными словами мы начинаем с вами наш урок, посвященный игрушке. Игрушка – одно из наиболее дешевых произведений искусства. Она доступна всем. Ее отличают от других видов искусства и то, что она сопровождает человека с первого дня рождения и до самой старости. Создание игрушки – прекрасное, древнее и всегда молодое ремесло в мире. К тому же – это благородное ремесло, ведь с игрушки, как и с первых сказок, стихов, песен начинается познание прекрасного.
В современном мире существует огромное множество игрушек. Они сделаны из различных материалов (пластмассы, меха, пряжи и т.д.), бывают огромные и маленькие. Многие из них передвигаются, разбираются на части, а куклы могут еще и говорить.
Но сегодня мы с вами окунемся вглубь истории нашей родины и поговорим о народной игрушке, той, которую люди создавали своими руками. На доске записан девиз нашего урока – «Спаси, сохрани и даруй». Я хочу, чтобы вы подумали и в конце урока мне ответили на вопрос - почему именно эти слова стали смыслом нашего урока.
Но сначала я хотела бы узнать, что вы понимаете под словом «игрушка»? (ответы учащихся).
А какое бы вы дали слову « кукла» определение?
Давайте обратимся  к толковым словарям и найдем точное определение этим предметам. (учащиеся ищут определение слов  в разных толковых словарях для сравнения и выбирают более подходящее по смыслу)
Игрушка — предмет, предназначенный для игры.                                                                                      
 Кукла – детская игрушка в виде фигурки человека.
Как мы видим, определение очень точное, даже по современным понятиям.  
А что же такое народная игрушка? (ответы учащихся. Народная игрушка- эта игрушка, которую создана руками народных умельцев)
Первую игрушку еще создал древний человек, когда лепил из глины горшок, а из остатков глины сделал дочке куклы, или тот, кто сделав копье, изготовил маленькое для  сына. А сын и дочка выросли и сделали такие же своим детям.
Однако, многие игрушки были вовсе не для игры. А для чего изготавливали игрушки? (в куклах люди воплощали богов, чтобы поклоняться просить у них милости, защиты. Они напоминали человека. Эти куклы заменяли собой человека в обрядах, служили оберегами от несчастий, плохой погоды, голода. Некоторые игрушки, такие как дудочки и свистульки, отгоняли злых духов, той же цели служили и погремушки.)Народная игрушка есть в любой стране, и у каждой – свой национальный характер, потому что в игрушке отображается человеческая история. В России с давних пор самой распространенной игрушкой была тряпичная кукла. Давайте  вспомнить о том, что вы узнали о куклах. Это было ваше домашнее задание, и сейчас я предлагаю вам поделиться информацией друг с другом. (небольшие мини-доклады, подготовленные учащимися о народных куклах, традициях и обычаях, связанных с ними. На доске слайды 2-3).В русской деревне широкое распространение имели самодельные тряпичные куклы. Их делали родители, либо сами дети. По древним поверьям считалось, что глаза, нос, рот рисовать нельзя, т.к. кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребенку, а куклы без лица оберегали  дом и очаг. Такие куклы передавались от матери к матери; они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали от нечистой силы.
Крестьянские куклы были очень простые, делались в основном из тряпок с помощью традиционных приемов. В каждой местности были свои способы изготовления. В Полтавской, Киевской, Черкасской областях делали кукол из куска белой ткани, клали посередине кусок ветоши и перетягивали суровой нитью для изготовления головы. Одевали на нее платок, а к концам скрутки привязывали разноцветные лоскутки. В  Подмосковье кукол-пеленашек сворачивали из двух платков и перевязывали  лентой. На Урале сворачивали валик из ткани, сверху клали вату и накидывали платок, из которого получались голова и руки. В любой самодельной игрушке отражались черты русских людей: они простые, жизнерадостные и мирные.
В русских семьях к куклам относились бережно. Передавали по наследству. Известно, что девочки, не игравшие в куклы, впоследствии были склонны к излишней мужественности. Между тем, строгое разграничение по полам, когда мальчикам дарят машинки, а девочкам- только куклы – это заблуждение. Замечено, что если мальчики играют в куклы, то это расширяет их кругозор и развивает способность легко воспринимать точку зрения другого человека. Поэтому играть в куклы очень полезно и современным мальчикам. Основным богатством в русской семье были дети. Нормой было растить от 3 до 5 детей. Отсутствие детей считалось тяжелым горем. Поэтому магические действия начинались еще с детства. Чем больше девочка играла с куклами и чем больше было у нее кукол, тем богаче на детей она была в замужестве. С этой же точки зрения связаны и все свадебные обряды: обсыпание житом, битье горшков( чем больше черепков, тем больше детушек).
Вот мы с вами и узнали о традициях, преданиях и обрядах, связанных с куклой. А сейчас прошу вас дать небольшую характеристику некоторым видам кукол, с которыми вы уже знакомы. ( на доске в столбик записаны название кукол, во время характеристики показ слайдов кукол  со названиям. Слайды4-11)«Неразлучники» - их дарили на свадьбу. Изготавливали из белой ткани, а оформляли контрастной нитью.
«Красота» - куклу делала перед свадьбой невеста, используя навыки вышивки, ткачества, плетения поясов и кружева. По одежде куклы судили о мастерстве хозяйки. Куклу выставляли на поднос со свадебным караваем, который пекла мать невесты.
«Берегиня» - самая красивая кукла, предназначалась для мира и покоя в доме.
«Домашняя масленица» - символизировала собой крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили ее в красном углу у входа в жилище.
«Перевертыш», или «девка-баба» - ее можно назвать куклой кукол, потому что содержит в себе две куклы. С раннего детства дети знали, чем отличается девичья одежда от женской благодаря этой кукле.
«Мокредина» - эта кукла-шестиручка, изображавшая женщину-крестьянку, работающую во время дождя, когда особенно тяжело работать и не хватает рук. Это обрядовая кукла. Женщины носили ее по деревне, а затем шли в лес и хоронили, украшая могилу цветами – считалось, что это избавит от несчастия.
«Сударушка» - ее мастерили без шитья, украшали вышивкой, жемчугом и даже золотом. Чаще всего одевали по образу казачки.
«На выхвалку» - шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Шили в основном во время Рождества и Великих постов, а после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами и слушали, что люди скажут об их рукоделии.
А как можно назвать всех этих кукол одним словом и почему?
А какие еще бы вы дали свои названия этим куклам?
А почему названия кукол все добрые и ласковые? (ответы учащихся).
Я предлагаю вам обратить внимание  на доску и посмотреть небольшой экскурсию по мини-выставке кукол. (презентация слайды 12-16)
3.Практическая часть.
Итак, что же такое «кукла» в народном понимании? (ответы учащихся).
А сейчас  я вам предлагаю  объединиться в небольшие группы (по 2 человека), так как вы будете воплощать в жизнь свою куклу – оберег, которую каждый из вас выбрал по желанию. Так как мы с вами живем на Дону, где тоже играли в куклы и соблюдали обряды, ваша кукла может позаимствовать казачий костюм или его элементы. Пусть она будет не похожа на свой оригинал, но идея  предназначения должна быть понятна всем.
У каждого из вам есть необходимые инструменты и материалы. Постарайтесь в процессе работы быть обходительны друг с другом, внимательны в процессе работы и экономны в расходе материалов.
Для того чтобы приступить к работе, давайте вспомним технику безопасности. (ответы учащихся)
В процессе практической работы учитель оказывает необходимую помощь учащимся по мере надобности.
4.Мини-выставка работ учащихся.
Презентация и защита учащимися своих работ, анализ работы, выявления ошибок, оценивание.
5.Рефлексия.
Вот и подходит к концу наш урок. Чем же вам запомнился наш урок, что нового вы узнали?
 Давайте с вами вспомним, о каких куклах шла речь  на нашем занятии?
Почему этих кукол называют оберегами?
Почему на куклах не рисовали лицо?
А сейчас я хотела бы услышать ответ на вопрос, заданный в начале урока - почему именно эти слова, написанные на доске, стали смыслом нашего урока. (ответы учащихся).
Какие впечатления у вас остались после прошедшего занятия, как бы вы охарактеризовали ваше отношение к нему. Выберите один из ответов  на доске и скажите. ( на доске изображена таблица с ответами:
 я не все запомнил,
мне не все понравилось,
 мне понравился урок,
мне очень понравился урок,  я могу поделиться информацией.)
Я очень рада, что наш урок прошел в мирной обстановке. Я желаю вам всем, чтобы ваши обереги хранили вас и ваши дома в мире и покое.