Открытый урок по чтению на тему : В. Коркин Не умею быть один, Л. Воронкова Что сказала бы мама?


Открытый урок
по чтению
Тема. В. Коркин " Не умею быть один",
Л. Воронкова "Что сказала бы мама?"


Подготовила и провела
учитель высшей категории
специализированной школы
I - III ступеней № 6
Алексеева В. Н.
г. Свердловск
6 ноября
Чтение
Тема. В. Коркин « Не умею быть один», Л. Воронкова « Что сказала бы мама?»
Цель. Познакомить учащихся с рассказом и стихотворением о друзьях хороших и верных, совершенствовать технику и выразительность чтения, обогащать словарный запас учащихся, развивать навыки ключевых компетентностей, коммуникативных компетентностей, межпредметную компетентность учащихся, связную речь, внимание, память; воспитывать чувство дружбы, умение постоять за друга и критически оценить свои поступки.
Тип: комбинированный с использованием ИКТ
Оборудование: презентация видео , картинки, таблицы, портреты писателей, толковые словари, карточки для работы в парах, группах, для рефлексии, магнитофон, сигнальные карточки
Конечный результат урока:
дети должны знать содержание стихотворения и рассказа, видео фильма
дети должны уметь выразительно и бегло читать, отвечать на поставленные вопросы, вести диалог, работать в парах и группах, критически оценивать свои поступки и уметь дружить, уважать друг друга.
Ход урока
I Организационный момент
Перемена отшумела,
Нас позвал звонок опять
Всех гостей приветствуем.
Мы за парты тихо сядем
Будем думать, читать и дружить.
II Проверка домашнего задания.
- Какое было домашнее задание?
1 Мозговая атака. Игра « Да и нет» ( Ответ показать сигналами)
- Дети гуляли во дворе? (+)
- Шофер сам выгрузил елку? (-)
- Девочку звали Аленкой? ( +)
- Аленке было 6 лет? ( -)
- Денис стал прикладывать горсть снега к Мишиному лбу? ( -)
- Мишка и Аленка доспорились до того, что начали реветь? ( + )
2. Чтение рассказа учащимися « Заколдованная буква» ( по В. Драгунскому), 1 половину по ролям.
3. Пересказ учащимися рассказа « Заколдованная буква» (2 половина)
- Надо ли смеяться над малышами, которые не умеют хорошо говорить?
III Мотивация учебной деятельности
Слушание песни Б. Савельева на слова М. Пляцковского « Настоящий друг» и видеоклип о дружбе (Слайд № 1)
- О чем слова этой песни?
- Что же такое дружба?
- Прочитаем в толковом словаре о слове дружба
IV Актуализация опорных знаний учащихся
ЧистоговоркаЖу – жу жу - я со всеми дружу
Жа – жа – жа – дружба наша хороша.
Жи – жи – жи – дружат в школе малыши
Жу – жу – жу – по секрету всему свету
Я про дружбу расскажу
Скороговорка
С малышами во ржи подружились ежи
V Сообщение темы и цели урока
- Так о чем мы сегодня будем говорить и читать на уроке?
Мы познакомимся со стихотворением В. Коркина « Не умею быть один» , рассказом Л. Воронковой «Что сказала бы мама?»
VI Гимнастика для глаз перед чтением. ( Слайд № 2)
- Давайте сделаем гимнастику глаз
VII Первичное восприятие и осознание нового материала
Работа над стихотворением В. Коркина « Не умею быть один» ( с. 62 – 63)
Чтение стихотворения учителем
- Выскажите свое мнение:
- Почему герой стихотворения не умеет и не желает быть один?
2) Чтение учащимися стихотворения молча
3)Хоровое чтение « Строчку – я, строчку – ты»
4)Беседа
- У кого из вас есть друг? Расскажите о нем.
- Объясните смысл пословицы
Нет друга - ищи, а найдешь – береги
2.Физкультминутка ( видео) ( Слайд № 3)
3.Работа над рассказом Л. Воронковой « Что сказала бы мама?» ( с. 63 – 66)
1) Знакомство с писательницей Л. Воронковой
2)Чтение рассказа учителем
3)Словарная работа:
щи – зеленый борщ со щавелем
пчельник – пасека, где стоят пчелиные улики
простофиля – глуповатый, малосообразительный человек, разиня
4) Парная работа – подготовка к чтению ( по карточкам)
ща – ве – лем ско – ман – до - вал
на – бе – решь о – сто – рож - но
по – во – ра – чи – вай о – гля – нул - ся ре – бя – тиш – ки за – ку – са - ли
пчель –ник Ва – сят – ки - на
прос – то – фи -ля у – лыб – нул – ся 5) Чтение рассказа учащимися
а) чтение « цепочкой»
б) выборочное чтение
- прочитайте, что услышал Ваня и что он крикнул.
- послушался ли Ваня ребят? Что он сделал? Прочитайте
в) Найдите отрывок в тексте, который мог бы подписать этот рисунок
г) Какая главная мысль этого рассказа? Найдите и прочитайте предложение в тексте
6)Беседа
- Как звали детей, которые пошли на луг?
- Чего испугались мальчики?
- Кто поступил правильно?
- Почему отец сказал что мама похвалила бы сына?
VIII Закрепление и осмысление знаний учащихся
1 Интерактивное упражнение « Твоя позиция»
- Дети, а всегда ли дружба бывает настоящей?
- Давайте посмотрим видеофильм « Выгодная дружба» и сделаем соответствующие выводы. ( Слайд № 4)
2 Беседа
- Так почему дети не пришли к девочке на день рождения?
- Что помогло ей осознать свою ошибку?
« Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали, так и ты поступай»
IX Обобщение и систематизация знаний учащихся
1 Чтение стихотворения А. Старикова « Друг» наизусть
- Какой должен быть настоящий друг?
2 Групповая работа «Ассоциативный куст» ( по карточкам)
- Давайте сплетем паутинку и выберем качества, которыми должен обладать друг.
Звучит песня М. Пляцковского « Настоящий друг».
Надежный Смелый
Преданный Дружба Верный
Честный Друг Добрый
Милосердный Отзывчивый
Воспитанный
X Итог урока Рефлексия
- Чему был посвящен наш урок?
- Что такое дружба?
- Давай пожмем друг другу руки и будем всегда дружить
- И давайте еще нашему грустному солнышку пожмем руки так, как вы только пожали друг другу и будем дружить
XI Инструктаж домашнего задания. Домашнее задание дифференцированное (по карточкам)
1.Прочитать рассказ « Что сказала бы мама?», нарисовать иллюстрации к нему
2. Научиться выразительно читать стихотворение В. Коркина « Не умею быть один»
3.Подготовить устный рассказ о своем друге (подруге) и нарисовать его портрет