Технологическая карта изучения темы(пример)


Предмет математика
Класс 5
Тип урока урок открытия нового знания
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема Деление и дроби
Цель создание условий для овладения обучающимися знаниями : записывать результат деления двух натуральных чисел с помощью дробей;
актуализировать понятия: дробь, числитель, знаменатель; умение читать и записывать дроби,
Основные термины, понятия Дробь. Числитель, знаменатель, деление, делимое, делитель, частное.
Технологическая карта изучения темы
Планируемый результат
Предметные линии развития:
- производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях
- читать и записывать сведения о окружающем мире на языке математики;
-узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними
- иметь представление о понятиях "дробь",
Отбор минимума содержания урока :научиться записывать дробь в виде частного, а результат деления двух натуральных чисел – в виде дроби.
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в группах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция.
Технические средства обучения
Компьютер, ноутбук.
Медиапроектор,
Интерактивная доска
Cамоанализ мастер- класса
« Использование ИКТ на уроках математики на примере урока в 5 классе по теме «Деление и дроби».
«Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования»
В настоящее время одна из самых основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации.
Применение информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время.
К.Д.Ушинский говорил: “Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством органов чувств они воспринимаются.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, можно разделить эти уроки на четыре группы. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.
Цель мастер – класса показать эффективность использования ИКТ на каждом этапе урока, используя различные виды работы. Занятие ориентировано на новые образовательные результаты: Деятельность; Использование современных технологий:
Демонстрация.
Работа с электронным тестом
Работа с интерактивной доской
Работа с выходом в Интернет..Основные принципы: доступность, наглядность, проблемность обучения.
На уроке были реализованы три линии развития, в связи с которыми были решены следующие цели:
Предметные линии развития:
1-я линии развития личности. Производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях:
Решение текстовых задач.
2-я линии развития личности. Читать и записывать сведения о окружающем мире на языке математики;
узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними;
Составление опорной схемы. Находить часть от целого.
3-я линии развития личности. Строить цепочки логических рассуждений , используя математические сведения.
Связь арифметического действия и обыкновенной дроби.
Логика урока соответствует его типу- урок изучения нового материала.
Отбор минимума содержания урока : научиться записывать дробь в виде частного, а результат деления двух натуральных чисел – в виде дроби.
Цели и задачи урока реализовывались его структурой и содержанием. Соблюдается логическая последовательность этапов урока.
1.Начало урока. Орг.момент.
Начало урока помогает нацелить и настроить ребят на предстоящую работу на уроке, организация своего рабочего места. В процессе проверки правильности расположения учебников и школьных принадлежностей и высказыванием своего мнения у обучающихся формируются регулятивные УУД:
- осуществлять самоконтроль;
2.Актуализация опорных знаний.
На данном этапе созданы условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать ( Вопрос: Как вы думаете какое задание будем выполнять?) условия для формирования УУД.
познавательных:
- выполнять классификацию;- обосновывать основание для классификации;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивных:
- осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать?
3. Проверка домашнего задания.
Выполняется с помощью электронного теста.
4.Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
На уроке была создана проблемная ситуации, нужно решить задачу ,когда делимое меньше делителя: задача жизненная, это способствовало тому, что все последующие действия по разбору нового материала мотивировали учеников необходимостью снять противоречие – решить проблему. Учащиеся участвуют в формировании темы урока и целей задания.
5. Первичное закрепление .На этом этапе организовываю первичное закрепление знаний, созданы условия для рефлексивной деятельности учащихся. Использована ситуация выбора: задания по уровням (сделать выбор в соответствии со своими возможностями.). Осуществляется самопроверка по образцу.
6. Применение нового знания.
На этом этапе учащиеся работают самостоятельно с ноутбуками. ( работа с выходом в Интернет) Это позволяет оценить полученные знания на уроке.
7. Домашнее задание.
Домашнее задание носит творческий характер, оптимальный объём, доступность инструктажа, предоставление права выбора.
Соблюдается принцип мини-макса.
8.Рефлексия.
Во время проведения урока, с целью оценки ребят я использовала лист самооценки. Красным яблоком обозначалось отличное выполнение задания, жёлтым – хорошее, зеленым - удовлетворительное. Такая форма оценки помогает поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом учения, у учащихся формируется самокритичность в оценке своей собственной деятельности.
Технологическая составляющая урока:
Содержание урока отвечает требованиям программы. Был использован жизненный опыт учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. Была связь с ранее использованным материалом, учитывались межпредметные связи .В соответствии с требованиями к современному уроку я применила следующие методы :репродуктивный метод как элемент актуализации знаний.
Продуктивные методы- решение продуктивных заданий, решение жизненных задач.
образовательные технологии:
– проблемное обучение. На уроке велась работа над проблемой « как связаны арифметическое действие «деление» и дробь?. -- технология оценивания.
-информационно-коммуникационные технологии. На всех этапах урока показано использование ИКТ.
- здоровьесберегающие технологии. На уроке чередовались виды деятельности, проводилась физкультминутка.
Считаю, что поставленные цели и задачи урока были успешно достигнуты.
Использование  ИКТ на уроке позволяет:
 активизировать познавательную деятельность учащихся;
 обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию)
 повысить объем выполняемой работы на уроке;
 усовершенствовать контроль знаний;
 формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
 обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Средства ИКТ обеспечивают и повышают эффективность обучения.