Доклад Деятельность общеобразовательного учреждения по разработке и реализации основной образовательной программы начального общего образования


МУ «Каменское УНО»
МОУ «Каменская ОСШ №3»
Доклад:
Деятельность общеобразовательного учреждения по разработке
и реализации основной  образовательной программы
начального общего образования
Подготовила:
Зам. директора по УВР
Яцкова Е.А.
КАМЕНКА
2014
Введение новых образовательных стандартов начального общего образования (далее НОО НОО) регламентировано несколькими государственными документами.
1. Государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства просвещения ПМР от 09.07.2013 г. №853
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования утверждена приказом Министерства просвещения ПМР от 25.09.2013 г. №1207
Сама программа состоит из 2 частей: 80 % являются обязательными, 20% составляет часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Любая программа имеет строго определенную структуру. Основная общеобразовательная программа (далее ООП) составляется каждым образовательным учреждением индивидуально, поэтому обязательно должна отражать его специфику и реальные возможности. Рассмотрим содержание программы более подробно.
Структура основной  образовательной программы начального общего образования
I. Целевой раздел
Пояснительная записка;
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы;
Система оценки достижения планируемых результатов освоение программы;
II. Содержательный раздел
Программы отдельных учебных предметов;
Программы внеурочной деятельности;
Программы коррекционной работы (если необходимо);
III. Организационный раздел
Бурп начального общего образования;
План внеурочной деятельности;
Система условий реализации программы.
Требования к содержанию разделов основной образовательной программы начального общего образования:
1.пояснительная записка должна раскрывать:
Цели реализации ООП НОО, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения учащимися данной программы;
Принципы и подходы к формированию ООП НОО и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
общую характеристику ООП НОО.
2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны:
Обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения программы;
являться основой для разработки основной образовательной программы;
Служить содержательной и критериальной основой для создания рабочих программ учебных предметов и учебно-методической базы;
Уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиций организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиций оценки этих результатов.
Т.е. как запланируем свою работу, так и будем по ней продвигаться в достижении поставленных целей; что заложим в данном разделе, к тому и должны будем стремиться. Поэтому нет необходимости поднимать планку слишком высоко, если предполагается, что такие высокие результаты данным ОУ не могут быть достигнуты с учетом контингента учителей и учащихся
Подпункт «формирование универсальных учебных действий» на этот пункт обратить особое внимание, т.к. в нем требуется разделять формируемые УУД по видам, а не просто перечислять все вместе
Он должен содержать:
описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальныхучебныхдействий;
3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы должна:
способствовать поддержанию единства системы образования, обеспечивать его преемственность на всех ступенях и непрерывность;
обеспечивать эффективную обратную связь для успешного управления образовательным процессом;
осуществлять комплексный подход к оценке трех групп результатов образования: личностных, предметных и метапредметных;
позволять оценить достижения каждым учеником опорного уровня и выстраивать индивидуальные траектории его движения с учетом зоны ближайшего развития
ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формированиеуниверсальных учебных действий;
предусматривать оценку достижений учащихся и оценку эффективности деятельности школы;
позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений учащихся.
Программы отдельных учебных предметов и занятий внеурочной деятельности должны содержать:
1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета или курса; 2. Общую характеристику учебного предмета или курса; 3. Описание места учебного предмета или курса в учебном плане; 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета или курса; 5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета или курса; 6.содержание учебного предмета или курса; 7.тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся; 8.описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
В программе разрешается делать сноски о том, что программы обязательных предметов и вариативных занятий прилагаются
5. Базисный учебно-развивающий план начального общего образованияявляется основой для создания рабочего учебного плана ОУ, в котором отражаются и конкретизируются показатели базисного учебного плана.
1. Обеспечивает введение в действие и реализацию требований стандарта;
2. Определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки учащихся;
3. Определяет состав и структуру обязательных предметных областей;
4. Регламентирует направления внеурочной деятельности по классам (годам обучения) и количество часов на их реализацию. 
Обязательные предметные области
1. Филология (родной язык, литературное чтение, официальный и иностранный языки)
2. Математика и информатика
3. Обществознание и естествознание (окружающий мир)
4. Основы религиозных культур (основы религиозных культур и светской этики)
5. Искусство (изобразительное искусство, музыка)
6. Технология
7. Физическая культура
6. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности:
Обязательное:
- спортивно-оздоровительное;
По выбору учащихся и родителей:
- духовно-нравственное;
- социальное;
- общеинтеллектуальное;
- общекультурное.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковыеилинаучные исследования, общественно полезные  практики и т. д.
Программы занятий внеурочной деятельности могут быть разработаны учителем самостоятельно или использовать готовые, рекомендованные Министерством просвещения ПМР.
Например, программа духовно-нравственного развития учащихся должна:
Предусматривать приобщение учащихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям приднестровского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности
Обеспечивать создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих учащемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;
Формировать целостную образовательную среду, включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и  региональную специфику;
Формировать у учащегося активную деятельностную позицию.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье;
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
формирование знаний о влиянии негативных факторов на здоровье детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ и т.д.
7. Программа коррекционной работы (если есть в ней необходимость)разрабатывается при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья. Она должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатковв физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
8. Система условий реализации программы должна включать:
описание кадровых, педагогических, финансовых, материально-технических и информационно-методических условий и ресурсов;
механизмы достижения целевых ориентиров;
сетевой график (дорожную карту) по формированию системы условий;
систему мониторинга, оценки и корректировки условий
Портрет выпускника начальной школы – маяк, на который ориентируется школа при реализации основной образовательной программы. При её успешном воплощении ученик должен обладать набором качеств:
Любознательный, проявляющий исследовательский интерес
Активно познающий мир
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера
Имеющий уважительное отношение к окружающим, к иной точке зренияУмеющий учиться, способный к самоорганизации
Готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой
Имеющий навыки здорового образа жизни