Конспект внеурочного занятия О соли и из соли


Внеурочное занятие : «О соли, из соли».
Вид урока: нетрадиционный, с элементами личностно-деятельностного подхода.
Форма: урок с элементами исследования.
Цель: обобщить представления учащихся о соли, познакомить с основными свойствами; дать первоначальные сведенья о добыче ее, сформировать представление о разнообразии использования соли.
Задачи:
- дать первоначальные сведения, закрепить и обобщить опыт учащихся;
- развивать экологическое мышление; устную речь учащихся; умение обобщать, представлять;
- воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; бережное отношение к богатствам земных недр;
Оборудование:
1.Спиртовка, ложка, вода, мелкая соль;
2. Цветной картон, клей пва;
5. Фломастеры: красный, зелёный, жёлтый.
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой учащихся.
2.Введение в проблему.
-Прочитайте тему нашего занятия.
- Кто скажет, чем мы будем заниматься?
- А хотите проверить что вы уже знаете по этой теме?
Блицопрос: 1. Горные породы, добываемые из недр земли и используемые человеком, называются …. (полезные ископаемые)
2.Разведкой полезных ископаемых занимаются …. (геологи)
3.Каждый день на обеденном столе стоит солонка с минералом ГАЛИТОМ, то есть …. (поваренной солью)
- Вот видите какие вы молодцы и как много вы знаете по теме: ПОЛЕЗНЫЕ ископаемые.
- Сегодня мы не только подробно поговорим об этом полезном ископаемом, но и используем её как материал для творчества.
Наш класс мы поделили на группы
исследователей,
историков,
знатоков народного творчества.
Учитель:
-Исследователи, о чём вы нам поведаете? (Как добывают и какие свойства у соли. Чем полезен этот минерал и как он вредит нашему организму. Для этого мы проведём несколько опытов.) Историки о чём нам расскажут? ( Мы расскажем о месторождениях соли и когда начали добывать соль в России).
Неужели про соль что- то нашли в устном народном творчестве? (Да и очень много)
Учитель: Слово историкам.
Исследователи:
Ева:
- Во многих местах на Руси издавна добывали соль. Города, где велась добыча соли, получили «соляные» названия, т.е. в их названиях есть корень «соль». Учитель: А может быть, кто-нибудь из вас знает, какое название носит город на Урале, где добывают соль? (Соликамск) ( КАДР)1
- г. Соликамск Долганова
Более 500 лет существует на Урале город Соликамск. Много миллионов лет назад здесь было огромное море. Наконец, наступило время, когда пермское море исчезло. От него остались пласты соли толщиною в несколько сот метров, прикрытые, словно толстым одеялом глиной, известняком и песком. Местные жители испокон веку находили солёные ручьи и пользовались рассолом. Этот рассол они выпаривали в больших сковородах. Добыча соли в те годы была прибыльным делом. Соль стоила дорого. За 1 пуд соли давали несколько пудов зерна.
Учитель: Уточните, пожалуйста, что такое пуд?
-Взгляните на фото
Оз. Баскунчак– крупнейшее соленое озеро Европы и России, которое расположено в Астраханской области. Соль озера чистейшая, практически без примесей. Соленая залежь составляет сотни метров.
Учитель: Что такое залежь?
Знаток: ( это соль лежит в глубине земли)
Давным-давно в сухой приволжской степи , у горы Большое Бог До, рассказывает казахская легенда, жил бай. Самым большим богатством бая была дочь. А она полюбила пастуха. Узнав об этом, бай приказал казнить его. Девушка залилась слезами. Проходили дни , недели, а слёзы лились и лились из её глаз. Так появилось солёное озеро Баскунчак или в народе его называют «Озеро слёз».
Историк:
Ещё во времена царя Петра I на озере побывала экспедиция, чтобы определить, какая там соль, и возможен ли её промысел. Установили: промысел возможен. Особенно хороша соль в Баскунчаке – «чиста…как лёд»
Историк:
Оз. Эльтон (фото) – это настоящее чудо природы, располагается на территории Волгоградской области. Это «жемчужина приволжской степи».

Историк:
Усолье-Сибирское (фото)

– в Сибири в Иркутской области в 17 веке соль была дефицитным товаром. Ее везли с Урала. Первая соляная варница была построена в 17 веке у села Михалёво, потом уже переименовали в Усолье, то есть расположенное у соли. Усолье Сибирское называют всероссийской солонкой. Почти 300 лет здесь добывают соль путем выпаривания рассола.
Учитель: ОБЪЯСНИТЕ. КАК ВЫ ПОНИМАЕТЕ СЛОВА ВЫПАРИВАЛИ РАССОЛ? (рассол кипятили на огне, вода выкипала.выпаривалась. а соль оставалась на дне котла)
Историк:
Низовья Волги (Фото) – здесь располагаются соляные озера в окрестностях сёл Николаевка, Линейное, Михайловка. Отсюда привозили даже во дворец к Екатерине 2 знаменитую «малиновую соль». Такую окраску соли придавали микроскопические организмы, находящиеся в солёной воде.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, как добывают поваренную соль?
Исследователи:

(Показ слайдов)
Бассейновый способ – используется для добычи соли, образующейся на дне морей и озёр. На мелководье вода в жаркую погоду испаряется и соль можно собрать и отправить на обработку.
Шахтный способ -твёрдая соль расположенная в глубине земли образует настоящие горы. Сама шахта напоминает длинный тоннель, стены которого выполнены из природной соли. таким способом можно добывать круглый год.

Подземное выщелачивание – это. Когда делают в солевом пласте скважины. Т.е. отверстия. Наливают туда горячую пресную воду. Полученный солевой раствор выкачивают насосами и выпаривают.

Учитель: Какие виды соли вы знаете?
(Слайд)
Исследователи:
Арсен. Егор
ВИДЫ СОЛЕЙ:
А:В каменная - неочищенный осветленный натуральный продукт.

Е:Соль бывает поваренная - это очищенная промышленным способом каменная соль, этот вид менее полезен потому, что в результате проваривания удаляются все полезные микроэлементы.

А:Морская соль - один из самых полезных видов соли, обогащена минералами. Если вы заботитесь о своем здоровье, то стоит употреблять в пищу именно этот вид. При этом лучше выбирать неочищенную: в ее составе практически полный набор всех необходимых нашему организму микроэлементов.
Е:Соль цветная – чаще всего это морская соль, окрашенная красителем в различные цвета. Такую соль употреблять в пищу нельзя.
Учитель:
- А где вы встречаетесь с поваренной солью? (дома, на море)
- Перед вами поваренная соль. Какая она? (белая, сыпучая, солёная)
- Поговорим о свойствах соли
Исследователи:
Опыт № 1. Соль растворяется в воде, но не испаряется. Я растворил в воде соль. В столовую ложку набрал немного соленой жидкости. Подержал ложку над огнем до тех пор, пока вода не испарилась. На ложке остался белый порошок. Остудив ложку и я попробовал порошок на вкус. Легко определил, что это соль. Вывод: соль не испаряется вместе с водой, а остается в посуде.
Исследователи:
Опыт № 2. Соль делает жидкость плотнее. Поместил в воду яйцо куриное. Оно утонуло. А теперь постепенно добавлю в воду соли. Много соли. Аккуратно перемешаю воду, чтобы не разбить яйцо. Оно начинает всплывать. Вывод: плотность соленой воды гораздо больше, чем плотность пресной. Поэтому на море тело легче держится на поверхности воды
Исследователи:
Опыт № 3. Соль подвержена кристаллизации. Я подготовил соль мелкого помола, стакан, нитку, блюдце. В стакан налил горячую воду, и, постоянно помешивая, в стакан всыпал соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. В стакан поместил нить. Оставьте в таком положении с пятницы до сегодняшнего дня. И вы видите, как на нитке и краях стакана наросли кристаллы соли. Так можно вырастить целые сталактиты и сталагмиты! Вывод: соль способна кристаллизироваться.

ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ КАЧЕСТВА СОЛИ
Исследователи:
Соль - ценнейший дар природы! Соль - способствует перевариванию пищи, росту волос и ногтей, укрепляет зубы, кости и позвоночник.
Состав крови во многом сходен с составом морской воды. Употребление морепродуктов – например, морской капусты – приносит пользу здоровью. Соль - прекрасный лекарь. Она обладает антибактериальными свойствами. При ангине - горло полощут солевым раствором, при насморке - солевой раствор закапывают в нос, при отитах - прикладывают к уху холщовые мешочки с горячей крупной солью.
ВРЕД СОЛИ
Вред соли проявляется в случае ее переизбытка. Она закупоривает протоки и жидкость не может покинуть организм. В результате образуются отеки, а излишки начинают накапливаться и получается отложение солей.
Натрий повышает давление. Привычку подсаливать салаты можно заменить добавлением пряностей, лимона или уксуса.
Итак, делаем выводы ….соль и полезна и вредна…..организму человека.
Учитель: ЗНАТОКИ, какую поговорку надо помнить, чтобы не навредить?
Всё должно быть в меру!
-Учитель: Кто из вас знает, что это за старинный обычай ХЛЕБ-СОЛЬ? Знатоки:
Хлеб-соль: ученик
Приметы: ученик
Пословицы: ученик
Я начну, а вы заканчивайте….
Недосол на столе…….пересол на спине.
За хлебом и солью всякая шутка……хороша
Без соли, без хлеба – худая беседа.
Без соли и хлеб…..не естся.
Надо пуд соли съесть, чтобы………друга узнать.
Хлеб-соль кушай, а хозяина……..слушай.
От хлеба-соли не отказываются.
Загадки ученик
Басня (ученикиГДЕ ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ СОЛЬ
Знатоки: ученик
Человек чаще всего использует соль в быту – для приготовления пищи. Еда несоленая совсем невкусная, пресная.
Еще соль можно использовать, как народное средство, когда болит зуб – нужно прополоскать больной зуб соленой водой.
Если в банку с молоком насыпать чуть – чуть соли, то оно дольше не прокиснет.
А если женщины хотят, чтобы их ногти были крепкими и длинными, то можно делать солевые ванночки.
Соль используют для того, чтобы продукты могли дольше храниться. Например, когда делают соленые огурцы или помидоры, то в банку добавляют много соли, чтобы она с овощами могла простоять до самой зимы.
Если солью посыпать дороги и тротуары, то снег там быстро будет таять.
Также соль может использоваться, как поделочный материал, если ее смешать с мукой и водой. Получится соленое тесто, из которого можно вылепить очень красивые поделки.
Физминутка
Учитель: Сегодня мы используем в своём творчестве не солёное тесто. А чистую соль «Экстра». Это соль высшего сорта.
Перед вами лежат эскизы зимнего пейзажа. Но они невзрачные, потому что рисунок карандашом на цветной бумаге мне не очень нравится. Уверена-вам тоже. Используя соль и клей пва вы создадите прекрасные зимние картины.
План работы :
По всем карандашным линиям пройти и оставить клеевый след.
Насыпать мелкую соль на клей и подождать пока высохнет.
Учитель: Если кто - то из вас хочет всю крону дерева сделать белой?
Учитель: А если кто – то ёлочку или сосну хочет сделать зелёной?
Учитель: Что ты скажешь о толщине линий?
У кого есть вопросы к Алине или хотите дать ценный совет?
Тогда вперёд, за работу. Взаимопомощь не возбраняется!
- Так как вы работаете над зимней темой , то я хочу включить вам музыку Чайковского из альбома ………Декабрь,январь и февраль.
Звучит музыка.
Результат творчества.

Итог урока.
1 Выбрать лучшие работы.
2 Для чего человеку нужна соль?
3 Может ли человек прожить без соли?
4 Как выращивают соль?
5 Добывают соль?
6 Какие виды соли знаете?
Мне урок понравился.
Я узнал много интересного.
Я был активен на уроке.
Я самостоятельно добывал знания.