Cценарий мини-спектакля по рассказу Антона Павловича Чехова «ДЕТВОРА»


Методическая разработка
сценария мини-спектакля
по рассказу А.П. Чехова
«детвора»

Составила воспитатель 5-6 классов
Балановская И.А.
Ялта – Ливадия – 2013
ЦЕЛЬ: подготовка к участию в конкурсе мини-спектаклей «Играем Чехова»
ЗАДАЧИ:
- знакомство с творчеством А.П. Чехова;
- обучение анализу литературного произведения, элементам актерского мастерства;
- формирование навыка сценического поведения, пластики, эмоционального восприятия;
- воспитание коллективизма, взаимовыручки, уважения друг к другу;
- развитие социальной активности, приобретение коммуникативных навыков, апробация социальных ролей с помощью драматизации.
ОБОРУДОВАНИЕ: детские костюмы XIX века, стол, стулья, лото.
Действующие лица:
Василиса, старшая сестра
Гриша, старший брат
Аня, средняя сестра
Соня, младшая сестра
Алеша, младший брат
Настя, кухаркина дочь
Соня: Папы, мамы и тети Нади нет дома.
Аня: Они уехали на крестины к тому старому офицеру, который ездит на маленькой серой лошади.
Гриша: В ожидании их возвращения Гриша, Аня, Алеша, Соня и кухаркина дочь Настя сидят в столовой за обеденным столом и играют в лото.
Аня: Говоря по совести, им пора уже спать; но разве можно уснуть, не узнав от мамы, какой на крестинах был ребеночек, и что подавали за ужином?
Соня: Перед каждым из играющих лежат по две карты и по кучке стеклышек для покрышки цифр.
Гриша:Ввиду однообразия чисел, практика выработала много терминов и смехотворных прозвищ.
Аня: Так, семь у игроков называется кочергой, одиннадцать — палочками, семьдесят семь — Семен Семенычем, девяносто — дедушкой.
Вместе: Игра идет бойко.
Гриша: Тридцать два! Семнадцать! Кочерга! Двадцать восемь — сено косим! Двадцать три! Семен Семеныч! Девять!
Соня: Прусак, прусак! Ай!
Настя: Не бей его, у него, может быть, есть дети...
Гриша: Сорок три! Один! Шесть!
Соня: Партия! У меня партия!
Гриша: Проверить! (проверяют) Начинается следующая партия.
Аня:А что я вчера видела! Филипп Филиппыч заворотил как-то веки, и у него сделались глаза красные, страшные, как у нечистого духа.
Гриша: Я тоже видел. Восемь! А у нас ученик умеет ушами двигать. Двадцать семь!
Алеша: И я умею ушами шевелить...
Настя: А ну-ка, пошевели!
Алеша шевелит глазами, губами и пальцами. Всеобщий смех.
Соня: Нехороший человек этот Филипп Филиппыч. Вчера входит к нам в детскую, а я в одной сорочке... И мне стало так неприлично!
Гриша: Партия! У меня партия! Проверяйте, если хотите!
Настя: Мне, значит, уж больше нельзя играть.
Аня: Почему?
Настя: Потому что... потому что у меня больше денег нет.
Гриша: Без денег нельзя!
Соня: Я за тебя поставлю! Только смотри, отдашь после.
(Игра продолжается)
Аня: Кажется, где-то звонят.
Настя: Это послышалось.
Алеша: Ночью только на кладбище звонят...
Аня: А зачем там звонят?
Алеша: Чтоб разбойники в церковь не забрались. Звона они боятся.
Соня: А для чего разбойникам в церковь забираться?
Алеша: Известно для чего: сторожей поубивать!
В столовую входит Василиса, ученица V класса. Вид у нее резкий, раздраженный.
Василиса: Это возмутительно! Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять им играть в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно! Погодите, и я сяду играть.
Гриша: Ставь копейку!
Василиса: Сейчас. У меня копейки нет, но вот есть рубль. Я ставлю рубль.
Аня: Нет, нет, нет... копейку ставь!
Василиса: Дураки вы. Ведь рубль во всяком случае дороже копейки. Кто выиграет, тот мне сдачи сдаст.
Соня: Нет, пожалуйста! Уходи!
Василиса: В таком случае разменяй мне. Я тебе промен заплачу. Не хочешь? Ну, продай мне за рубль десять копеек.
Гриша: Не хочу.
Василиса: Вы болваны и чугунные мозги!
Соня: Вася, да я за тебя поставлю! Садись!
Гриша: Копейку уронил! Постойте!
Лезут под стол искать копейку. Находят, садятся за стол. В это время Соня засыпает за столом.
Настя: Соня спит!
Аня: Поди, на мамину постель ложись! Иди!
Дети ведут Соню, сажают на стул, сами по очереди располагаются возле нее. После своей реплики засыпают, склоняя голову друг другу на плечи или колени.
Василиса: Ее ведут все гурьбой, и через какие-нибудь пять минут мамина постель представляет собой любопытное зрелище.
Алеша: Спит Соня. Возле нее похрапывает Алеша.
Аня: Положив на их ноги голову, спят Гриша и Аня.
Настя: Тут же, кстати, заодно примостилась и кухаркина дочь Настя.
Василиса: Возле них валяются копейки, потерявшие свою силу впредь до новой игры. Спокойной ночи!