Пути и судьбы русской интеллигенции в изображении А. П. Чехова (по произведениям «Ионыч», «Вишнёвый сад»)


Пути и судьбы русской интеллигенции в изображении
А. П. Чехова (по произведениям «Ионыч», «Вишнёвый сад»)
I Ведущая тема творчества А. П. Чехова – тема судеб русской интеллигенции. - А. Чехов считал интеллигенцию передовым классом,
образованным, воспитанным, нравственным
- эти люди должны были стать опорой страны,
работать на её процветание
- но этого не было
II Герои – интеллигенты и их судьбы на страницах произведений
А. П. Чехова.
- интеллигенты России – люди, не имеющие представления о реальной жизни
- они неравнодушные, часто противоречивые,
- не видят путей решения проблем
- это мешало им быть полезными обществу, хотя
Они – богатый потенциал страны
Образы – интеллигенты в «Ионыче», «Вишнёвом саде».
- Дмитрий Ионыч Старцев – рассказ «Ионыч» - врач
- Петя Трофимов – студент – пьеса «Вишнёвый сад»
- Аня – младшая дочь хозяйки имения - пьеса «Вишнёвый сад»
- провинциальная дворянская интеллигенция – Любовь
Андреевна Раневская и её брат Леонид Андреевич Гаев
Превращение дельного врача в нелюдима и чёрствого эгоиста – путь Дмитрия Старцева:
а) практицизм и расчётливость, заложенные в характере героя;
- земский врач молод, бодр
- любит свою профессию
- выше городских обывателей по своему умственному развитию
- способен любить и глубоко чувствовать, но не забывает о материальной стороне: «А приданого дадут, должно быть, немало»
- отказ Екатерины Ивановны – «жаль было своего
чувства, этой своей любви»
- год прошёл - его потянуло к спокойной жизни
б) постепенное увядание, опустошение человеческой души;
- у Старцева большая практика – он гоняется только за рублём
- сострадание к больным нет
- круг интересов сузился – теперь картёжная игра и
нажива
- страх за себя, за свою сытую жизнь – и это всё, что
чувствует Старцев при виде Екатерины Ивановны:
«А хорошо, что я на ней не женился»
в) оставшаяся жизнь «без впечатлений, без мыслей»;
- пополнел, ожирел, тяжело дышит и ходит, «откинув голову назад»
- его одолела жадность, «хочется поспеть и здесь и там»
- он стал толстокожим и нечувствительным к чужому горю
- «Это вы про тех, что дочка играет на фортепьянах?» Так говорить о девушке, которую когда-то любил
- человек, дошедший до последней степени духовной опустошённости
г) причины падения Старцева.
- обывательская среда губит в человеке всё лучшее,
если в самом человеке нет внутреннего сопротивления
- у Старцева его нет
его история - это превращение человека в духовного урода Провинциальная дворянская интеллигенция – люди, не способные что- либо изменить в жизни.
- Раневская и Гаев – люди с лирическим складом ума
- их лень, неприспособленность к жизни
- нежелание что- либо делать
- не прилагают усилий, думая, что всё в
жизни образуется само собой
- они думают только о себе, а когда уезжают, то
забывают в забитом доме своего старого лакея
Петя Трофимов и Аня Раневская, мечтающие о новой жизни:а) Петя - «вечный студент»;
- за что его увольняли из университета
- в конце XIX и начале XXв в учебных заведениях
волнения и забастовки
- со студентами расправлялись – отчисляли
- Петя Трофимов дважды уволен из университета
б) Трофимов - передовой труженик;
- честен, умён, горд, трудолюбив, жаждет работы
- верить, что только труд может всё изменить
- « У всех на глазах рабочие едят отвратительно, спят без подушек, по тридцати, по сорока в одной комнате, везде клопы, смрад, сырость, нравственная нечистота…»
в) вера в светлое будущее родины;
- «Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там, вдали! Вперёд! Не отставай, друзья!»
- «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.» - это приговор саду
- за поэзией вишнёвого сада скрывается что-то уродливое и страшное – это понимает Петя
- для Ани сад является символом всего старого и косного
-Аня считает, что русское дворянство виновато перед простым народом и должно искупить свою вину
- характерная для Пети фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти…» до «высшей правды»
- планы Трофимова - осчастливить все человечество 
- но реализуются ли их мечты…
- звучит тема беспомощности
III Значение произведений Чехова для развития общественной мысли в стране. - поставлен вопрос, что послужило причиной такой деградации интеллигенции
- произведения заставляли подумать об истинном назначении передовой части общества