Конспект урока на тему: «Трагизм мелочей жизни» в изображении А.П.Чехова


Автор: Фионина Рита Фанусовна
Предмет: литература
Класс: 7
Автор Учебника: Т.Ф.Курдюмова и другие
Страница с 166 по 172
Цели: попытаться проанализировать художественный текс, доказать, что это сатирическое произведение, показать мастерство писателя в раскрытие черт характера героя, показать какую роль играет в тексте деталь, развитие речи учащихся.
Тема урока: «Трагизм мелочей жизни» в изображении А.П.Чехова
Материал: «Толковый словарь русского языка», выставка книг А.П.Чехова «Великий Чехов», рисунки учащихся к произведению, иллюстрации к рассказу «Хамелеон».
Ход урока:
Организационный момент
Объявление темы, целей. Чтение эпиграфа. Записи в тетради.
Сообщение по истории «Историческая атмосфера в России 80-х годов 19 века».
Вступительное слово учителя:
«Хамелеон» создавался в начале литературной деятельности писателя: рассказ опубликован в 1884 году, а Чехов начал печататься в 1880 году. Но к этому времени это был уже зрелый мастер. В творчестве писателя все сильнее звучат социальные мотивы. Именно в период создания «Хамелеона» он особенно увлекался чтением сказок Салтыкова-Щедрина. Он восхищался смелостью великого сатирика, его умением обходить цензурные запреты. Восхищение не могло не привести к развитию в творчестве Чехова сатирических традиций, которые развивал и утверждал Салтыков-Щедрин. Писателей сближает беспощадное обличение российской действительности. И многие приемы сатирического письма были восприняты молодым Чеховым.
«Хамелеон» относится к циклу рассказов, построенных по принципу комической сценки, бытовой зарисовки. Он был впервые напечатан в журнале «Осколки» и имел подзаголовок «Сценка», затем писатель отказался от нее.
Проверка домашнего задания:
Учащиеся должны были определить тему, идею найти элементы сюжета, место и время действия, средства выразительности. Примерные ответы учащихся при обсуждении:
Тема: Хамелеонство.
Идея: Обличение социального явления хамелеонства.
Сюжет разворачивается вокруг того, как поступить Очумелову - наказать неизвестного хозяина собаки или обвинить пострадавшего, который, по словам свидетелей, сам виноват.
В развитии сюжета можно выделить:
Экспозицию (зачитать);
Завязку – вопли полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, которого укусила собака;
Наличие нескольких кульминационных моментов, каждый из которых отмечен повторяющимся эпизодом с шинелью, которую то снимает, то одевает Елдырин с (на) Очумелова. Сколько раз меняется настроение Очумелова? (6 раз);
Развязку – наказан Хрюкин.
Место действия – базарная площадь.
Время действия ограничено происходящим в нем диалогом.
Язык произведения – диалог, но в центре оказывается монологическая речь Очумелова. Остальные подают реплики.
Средства выразительности: эпитеты, сравнения, умолчания, полицейские канцеляризмы, вульгаризмы, просторечные слова, метафоры (зачитываются примеры).
Сценка в исполнении учащихся.
Детали.
После просмотра сценки учащиеся находят детали: шинель, узелок в руке, палец окровавленный, солдафонство. О чем говорят эти детали?
Заголовок. Слова Хамелеон в тексте нет. Почему такое название?
Сатира и юмор.
Какое же это произведение: сатирическое или юмористическое? Вспомним рассказ Чехова «Лошадиная фамилия» и сравним с «Хамелеоном» и «Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыкова – Щедрина. Их объединяет смех. Но это разный смех. Смех сочувственный – «Лошадиная фамилия» - и смех обличительный, презрительный, в нем нет сочувствия – «Хамелеон» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». В первом случае – произведение юмористическое, во втором – сатирическое.
Вывод.
Все – маска. Превращения Очумелова, Хрюкина и толпы.
Тестирование по произведению.
Итоги.
Домашнее задание: Написать рассказ в духе Чехова.