Материалы семинара-практикума для педагогов


Семинар – практикум для педагогов
По теме: «Моделирование как метод развития
связной речи дошкольников»
Цель: совершенствование образовательного процесса
в речевом развитии детей.
Ход семинара – практикума.
Теоретическая часть.
Вопросы педагогам:
- Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
-Что такое диалог?
-Что такое монолог?
-С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
- Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
-Какие умения развиваются в диалоге?(умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
-Рассказ, сюжет которого развертывается во времени. (повествование)
-Как называется текст, в котором перечисляются признаки, свойства, качества, действия предметов? (рассказ –описание)
-Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание предметов, рассказ по сюжетной картине и серии картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
Известно, что большое значение для развития связной речи у детей имеет мотивация, т. е. желание высказаться, поделиться своими мыслями. Связное устное высказывание может состояться при условии наличия у ребенка достаточного словарного запаса, внутреннего плана высказывания и желания сказать. Эти три фактора должны выступать в единстве, и задача педагога - чувствовать речевую готовность к устному высказыванию у каждого ребенка. Если у дошкольника достаточно богатый словарный запас, но нет образа высказывания в голове, мыслей о чем и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его вопросами. Если у ребенка есть желание высказаться, но нет словарного запаса и ясного плана высказывания, то он будет тянуть руку, вскакивать, но уже после нескольких слов начнет молчаливо ждать помощи от взрослого.
Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи –моделирование. По своей сути оно представляет применение знаковой символики, использование схем для составления рассказов – описаний, при заучивании стихотворений, пересказе текстов.
Знакомство детей со знаковой символикой, использование в учебном процессе символической аналогии позволяет преобразовать освоение учебного материала в игру, легче запомнить необходимую информацию.
Применение графической аналогии учит детей видеть самое главное, выделять опорные слова из полученной информации, а также учит умению «свертывать» информацию, обобщать понятия.
Моделирование развивает нестандартное мышление, память, фантазию ребенка, делает обучение привлекательным, интересным, творческим.
Формирование связной речи с применением метода моделирования объединяет все три фактора: ребенок видит перед собой зрительные образы, помогающие воспроизведению словаря, видит план высказывания, отраженный в последовательности изображения графических символов, у него возникает желание рассказать о том, что наглядно и понятно.
Практическая часть.
Презентация «Моделирование как средство развития связной речи дошкольников»
-Педагогам предлагаются примеры схем для заучивания стихотворений.
(Презентация: слайды 1,2, 3, 4,5) и тексты стихотворений на выбор для самостоятельного составления графического плана – схемы.
Солнышко
Чтоб скорей раскрылись почки
У берез и тополей,
Чтобы клейкие листочки
Появились поскорей,
Чтоб сочней была трава,
Ярче неба синева,
Светит солнышко вокруг –
Наш горячий добрый друг.

Разные слова
Есть слово холодное – снег,
Есть слово веселое – смех,
Есть быстрое слово – вагон,
Есть кислое слово – лимон,
Есть слово промокшее – дождик,
Есть слово колючее – ежик,
Есть милое слово – добро,
Есть некрасивое – зло
И надо не просто их знать,
Слова мы должны понимать.

Травка зеленеет
Солнышко блестит
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей.
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой

ПТИЧКА
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет,
Целый день она хлопочет,
Но и целый день поет.

Педагоги выбирали главные смысловые слова каждой стихотворной строки и схематично его изображали. В сравнении с образцами схемы получились подробнее и красочнее.
- Педагогам были предложены схемы для воспроизведения повествовательных рассказов цепной организации разных видов
(Презентация: слайды 6, 7, 8,9), а также тексты и рисунки для пересказа.
Необходимо было самостоятельно придумать рассказ цепной структуры из 4 -5 предложений. С заданием педагоги также справились.
- Далее вниманию присутствующих были предложены схемы для составления рассказов – описаний предметов.
(Презентация: схемы 10, 11, 12, 13,14,15)


Педагоги выполняли задание зарисовать план – схему для составления описательного рассказа игрушки, животного, предмета посуды, одежды на выбор. Сложнее всего оказалось выполнить схему описания времени года в соответствии с возможностями речевого высказывания дошкольников.

- Рассмотрев примеры графических схем для пересказа сказок
(Презентация: схемы 16,17,18,19,), педагоги совместными усилиями зарисовали героев русских народных сказок «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок», «Три медведя», «Заюшкина избушка», « Лисичка со скалочкой».