Конспект урока литературного чтения на тему Проблема истинных и ложных ценностей в сказке Х.К.Андерсена Пятеро из одного стручка

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5»
Город Саратов


УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
«Проблема истинных и ложных ценностей в сказке Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка»





Урок подготовила и провела :
учитель начальных классов
Куликова Ирина Николаевна






Саратов - 2015




Тема : «Проблема истинных и ложных ценностей в сказке Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка»

Цели: учить анализировать литературную сказку с позиции рассказчика.

Задачи:
1. Предметные : систематизировать знания о сказках Х.К.Андерсена;
расширять читательский кругозор; организовать деятельность учащихся
по восприятию и осмыслению текста произведения, обеспечить
осмысление новых слов и понятий.
2. Метапредметные : содействовать формированию учебно-организационных
умений и навыков младших школьников; бегло, сознательно и
правильно читать, работать с книгой, развивать речь, пополнять
словарный запас учащихся, развивать интерес к сказкам, творческие
способности, умение размышлять.
3. Личностные : воспитывать чувство любви ко всему, что окружает
человека; учить проявлению чувств доброты, сострадания, радости.

Оборудование:
1. Иллюстративный материал: рисунки и диафильм к сказке Х.К.Андерсена.
2. Портрет Х.К.Андерсена.
3. Компьютер с установленной программой Power Point.
4. Проектор для показа презентаций.
5. Электронный носитель информации с презентацией Х.К.Андерсен «Пятеро
из одного стручка» - Приложение Power Point.












ХОД УРОКА
I . Орг.момент.

Приветствие.
Литература – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.

Дорогие ребята, уважаемые товарищи учителя я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие по миру книг.
- Предлагаю наш урок начать с рукопожатий.
- Возьмите друг друга за руки .Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке . Не забывайте : тот кто с товарищем дружен , вдвойне умней и сильней.

II.Формирование темы и цели урока .
Ребята , какую цель вы ставите перед собой на уроке литературного чтения?

(Научиться беседовать с книгой.
-Улучшать технику чтения.
-Учиться высказывать своё отношение к прочитанному.
-Понимать позицию автора.
-Описывать героев произведений и давать им характеристику .
-Учиться отвечать на вопросы правильно и грамотно .
-Учиться работать с учебником .)

-Каким вы хотите видеть наш урок? (Интересным, игривым, сказочным, весёлым, удивительным)

-Хочу пожелать. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
Ну что ? В путь?
Н.Тихонова читает наизусть стихотворение Ю.Мориц «Песенка про сказку»

-Как вы думаете, о чем пойдёт речь на уроке? ( - О сказке )

Сегодня на уроке мы продолжим работать с произведениями , помещёнными в разделе « Жизнь дана на добрые дела» , порассуждаем о
взаимоотношениях людей, человека с окружающим миром.



III. Актуализация знаний.
С какой сказкой мы начали знакомство на прошлом уроке?(Пятеро из одного стручка» )
Эта сказка народная или авторская ? (авторская)
Кто автор этого произведения ? (Х.К..Андерсен)
Авторы литературных сказок стремятся не только развлечь и позабавить читателей , они хотят поговорить с нами о чем -то важном , о добре и зле, о горе и счастье ,о справедливости.
В литературной сказке нет однотипных героев, сюжетов , чудес. И еще в отличии от народной сказки, где добро, как правило, побеждает зло, у литературной сказки конец бывает и грустным.
Итак ,сегодня мы продолжаем знакомство со сказкой Х.К.Андерсена «Пятеро из одного стручка.

IV. Чтение I части. (Дети читают по цепочке по абзацам )

Анализ. Выборочное чтение.
- Похоже, ли начало произведения Андерсена на сказку?
- Может, оно больше похоже на обычный рассказ о гороховом стручке?
- Какие слова автора доказывают, что начинается сказочная история?....

А что не устраивало горошинок ? Всё же было замечательно : и тепло , и уютно.
- Как называется дом, в котором жили горошины?
- Как меняется цветной мир стручка?
- О чём мечтали горошины?
- Что значат слова самой маленькой горошины : « А хотелось бы узнать , кто из нас пойдет дальше всех ?
- Что стало причиной путешествия горошин по свету?
- Давайте понаблюдаем за характерами горошин, все ли они одинаковые. (Работа с текстом)
Что говорили горошины?

Характер у каждой горошины разный.
(Мечтательная , хвастливая, сонная, равнодушная , ленивая)

- Как нужно читать слова, чтобы было понятно какой характер у горошины? Что говорили 1, 2,3,4,5 горошины)
- Куда попала пятая горошина?
- Кто там жил?
- Как они жили? ( Из нужды не выбивались)
- Как вы понимаете «из нужды не выбивалась»?
- Какой мы видим девочку? Найдите слова , которые помогают ярко представить, какой была девочка. В каком состоянии она находилась?

V. Физкультминутка для глаз .

VI .Чтение II части.( Дети читают по цепочке)
- Какое чудо произошло?(Девочка выздоровела)
- Почему можно назвать это чудом?
- Давайте понаблюдаем, как происходило это чудо.
- Какие изменения происходили с горошиной и как изменялась девочка?
Горошинка Девочка
- пустила ростки - худенькая
- славно растёт - тщедушная
- побеги росли и ползли вверх - не жила и не умирала
- расцвела - говорила живее
- сама приподнималась
- долго сидела
- глазки блестели
- румяна, здорова с сияющими глазами
- Как вы думаете, какая черта характера девочки помогла ей выздороветь?
( умение видеть необычное в обычном)
- Давайте предположим, что могло случиться, если бы горошина не попала на чердак?( девочка могла умереть)
Кто ещё помог девочке выздороветь (мама,солнышко.)
Верила ли мама сначала , что девочка поправится ?( нет)
Однако , что она сделала? Почему она это сделала ? (Она очень любила свою дочку)
- При чтении каких строк у вас появилась надежда ,что девочка выздоровеет?
- Итак, пятая горошина , которая полагалась на судьбу и говорила «Будь что будет!» попала на чердак.
- А что же случилось с остальными горошинами?( найти в тексте)
- Согласны ли вы с горошиной, которая лежала в канаве? Зачитайте.(Почему она так думала?)
- Какая же горошина, по-вашему, оказалась самой замечательной? Почему?
( вдохнула в девочку жизнь)
А теперь я предлагаю вам немножко отдохнуть и представить вашему вниманию диафильм по сказке «Пятеро из одного стручка», который составили ребята из нашего класса .Прошу Вас строго не судить , так как это одна из первых наших работ по составлению диафильмов.
Усаживайтесь поудобнее , смотрим



VII.Итог урока.

- Итак ,что же хочет сказать нам пятая горошина, а вместе с ней и Х.К.Андерсен?
( Настоящий человек тот, который помогает другим , доставляет радость. Настоящее счастье – это когда ты кому – то нужен и можешь помочь)


Ребята , скажите несколько слов о сегодняшнем уроке , используя
начало предложений , но сначала подумайте , что вы хотите сказать.

Сегодня на уроке:
было интересно

Что этот урок мне дал в жизни?
Мне показалось важным.

Урок.
взволновал
заставил задуматься
навёл меня на размышления

Своей работой на уроке я:
Доволен, потому что
я недоволен, потому что

Мне тоже хочется сказать несколько слов о вашей работе на уроке.


- Комментарии результатов работы обучающихся на уроке , выставление оценок.

VIII. Рефлексия.

- Ребята, захотелось ли вам ещё раз перечитать эту сказку, проиллюстрировать её?
Ребята , у вас на столах лежит горошинка, нарисуйте то состояние души , с каким вы сегодня заканчиваете урок и поднимите их вверх .Я очень рада , что урок вы заканчиваете с улыбкой.
- Ребята, через несколько лет вы окончите школу и разлетитесь, словно горошины в разные стороны. Но мне хочется пожелать вам, чтобы вы в отличие от горошин не ждали, что кто-то распорядится вашей судьбой, а сами ставили цели и достигали их и тем самым приносили бы немалую пользу людям.


IX .Подведение итогов урока.
Чему учит сказка? (приносить людям пользу)
Почему именно эта сказка помещена в раздел «Жизнь дана на добрые дела»?

X. Домашнее задание :

1.Перечитать сказку, рассказать сказку от лица пятой, последней, горошины.

2. Нарисовать рисунки к произведению или составить диафильм .( по желанию)



I. Если остаётся время :

1.Девочка целый год болела , лежала и не двигалась , как вы думаете , кем она мечтала стать?
2. Какими чертами характера она должна обладать , чтобы достигнуть своей мечты ?
3.Что для этого она должна делать?
Всем спасибо за урок .Доброго вам пути.




Литература
1.Махров В. Г. «Задачи сказки» Начальная школа 1984г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Журнал «ПедСовет» №9, 1999 г.










15