Конспект урока по литературе на тему Проблема истинных и ложных ценностей в рассказе А. Чехова «Смерть чиновника» (9 класс)


Урок 9А - 64, 9Б – 65, 9В - 65
Класс: 9АБ,В
Класс 9А –29.02 9Б- 02.03 9В – 02.03
Тема: Проблема истинных и ложных ценностей в рассказе А. Чехова «Смерть чиновника».
Цели:
Личностные: воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной, уважительного отношения к труду; развитие коммуникативной компетентности в процессе учебно-исследовательской- деятельности.
Метапредметные: развитие умения ставить для себя новые задачи в учёбе, организовывать учебное сотрудничество и работать в группе, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: понимание литературы как особого способа познания жизни; воспитание читателя, владеющего процедурами смыслового и эстетического анализа текста.
Научатся: характеризовать тематику и проблематику произведения, особенности изображения представителя типа «маленького человека» писателем, объяснять смысл заглавия рассказа.
Получат возможность научиться: прослеживать эволюцию типа «маленького человека» в творчестве разных писателей
ХОД УРОКА:
Организационный момент (проверка отсутствующих, дежурных, наличие тетрадей, учебников, дневников, готовность к уроку).
Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания (работа с критическими отзывами С. Дудышкина, Н.Добролюбова, Е. Тур к произведению «Белые ночи» Ф.М. Достоевского).
Работа по новой теме. Слайд 1.
Вступительное слово учителя.
Актуализация имеющихся знаний о А. П. Чехове:
Что вы знаете о биографии и творчестве Чехова? Какие его рассказы вы уже читали? Дайте им оценку. Слайд 2.
Каковы проблемы рассказов «Хирургия», «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Человек в футляре», «О любви»?
Определение темы урока. Слайд 3.
Формулы писателя: Слайд 4.
Умею коротко говорить о длинных вещах
Краткость - сестра таланта
Искусство писать - это искусство сокращать
Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть
Словарная работа. Слайд 5.
Эпоха разочарований: историческая справка. Слайд 6.
Строение рассказа. Особенности данного жанра. Слайд 7.
Обобщающая беседа. Слайды 8-9
В каких произведениях русской литературы вам уже встречался образ «маленького человека»? (Самсон Вырин у Пушкина, Акакий Башмачкин у Гоголя, Макар Девушкин у Достоевского и др.)
Каково социальное положение и мироощущение этих героев? (Герои — мелкие чиновники, которые всего боятся и не стремятся изменить свой общественный статуе. Они страшатся перемен в своей жизни, ощущая их как величайшую катастрофу.)
В чём сходство пушкинского и гоголевского сюжетов о «маленьком человеке»? (В сюжетах неизбежна встреча «маленького человека» со «значительным лицом», на которую решается «маленький человек», в результате чего и гибнет, потому что весь мир противостоит ему.)
Каково авторское отношение к «маленькому человеку»? (Авторы относились к нему сочувственно, вызывая у читателя сострадание.)
Какое главное чувство вызывал мир у «маленького человека» в произведениях Пушкина и Гоголя? (Главное чувство — страх.)
Можно ли утверждать, что в основе пушкинского и гоголевского сюжетов лежит обыденный случай, почти анекдот? Обоснуйте свой ответ. (У Пушкина и Гоголя анекдотичность происшедшего, смешная сторона жанра уступают место драматизму, серьёзному содержанию, имеющему своей целью решение гуманистических задач.)
Пересказ сюжета с элементами просмотра видеофрагментов «Смерть чиновника». Слайды 10-15
Физкультминутка
Вступительная беседа:
Композиция рассказа. Слайд 16
Как в первом предложении создаётся комический эффект? (Прекрасный вечер — прекрасный экзекутор <неожиданность>; фамилия — Червяков <ничтожество>; смотрел в бинокль на сцену с близкого расстояния <несоответствие> и др.) Слайд 17.
Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? Слайд 18.
Работа в тетради. Слайд 19
Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала: Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.
Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала?
Приём градации - последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста
«Деталь» Чехова. Слайд 20.
Деталь - один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради)
Работа в тетради. Слайд 21
Попробуем построить эволюционную ступеньку, покажем эволюцию образа маленького человека. + анализ каждого персонажа.
Сравнительный анализ. Слайд 22
«Маленький человек» Пушкина, Гоголя бунтует, отстаивает свои права: Самсон Вырин мнёт и бросает бумажки, которые всунул ему Минский. Правда, потом опомнился, вернулся, но их не оказалось уже, тем не менее первоначально это был бунт. Евгений из «Медного всадника» грозит статуе Петра Первого:«Ужо тебе!», Акакий Акакиевич Башмачкин идёт с просьбой к значительному лицу, потом в фантастическом финале всё-таки постоял за себя, про капитана Копейкина рассказывают, будто он стал главарём шайки. В общем, все борются с несправедливостью. А герои Чехова добровольно на себя надевают ярмо раба. Можно ли представить Червякова протестующим? Да и зачем протестовать?
Вера в человека. Слайд 23
Итог урока Слайд 24
Какую роль играет в рассказе контраст бытового пустяка и смерти человека?
Как А. П. Чехов трансформирует литературную традицию — забитость мелкого чиновника, его страх перед «значительным лицом»?
Какова динамика образа генерала? Почему с каждым извинением Червякова в генерале становится всё меньше человеческих черт?
Почему автор обращает внимание читателя на должностные, а не на человеческие отношения генерала и Червякова?
Почему А. П. Чехов осуждает рабскую психологию героя?
Докажите, что в рассказе «маленький человек» стал мелким человеком.
Домашнее задание. Слайд 25
Письменный ответ на вопрос: «Почему рассказ А. Чехова называется “Смерть чиновника”, а не “Смерть Червякова?”»
Читать А.Чехов «Тоска»