Методическая разработка урока литературы на тему Право безоружного и суровая правда Константина Воробьёва о войне в рассказе «Немец в валенках» (7 класс, урок внеклассного чтения)


Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Липецкой области
«Кадетская школа имени майора милиции Коврижных А.П.»
Разработка урока
с кадетской составляющей
по ____литературе______
в ___7___ классе
Учитель: __Чухно____________
____Наталья Евгеньевна___
ЛИПЕЦК 2016
Тема: Право безоружного и суровая правда Константина Воробьева. Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева «Немец в валенках»
Цель урока: подвести кадет к пониманию того, что даже в ситуации вооруженного конфликта каждый переставший участвовать в военных действиях человек имеет право на уважение достоинства, что каждый человек, находящийся в плену, имеет право на сохранение жизни и гуманное обращение.
Задачи урока:
Обучающие:
создать условия для размышления над тем, какое значение вкладывается в понятия «пленный», «человеческое достоинство», «право безоружного»;
обратить внимание на роль сравнений в портретной характеристике персонажа.
Развивающие:
способствовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
обеспечить в ходе урока умение работать над фрагментом художественного произведения.
Воспитательные:
способствовать формированию духовно-нравственных норм;
формировать у учащихся этические нормы поведения;
воспитывать гуманное отношение к военнопленным;
учить быть толерантными;
способствовать формированию чувства собственного достоинства и чести;
продолжить разговор с учащимися о важности выбора средств на пути
достижения цели, о необходимости сознавать ответственность за возможные последствия сделанного выбора.
Тип урока: урок литературного чтения (внеклассное чтение), интегрированный с обществознанием.
Форма проведения урока: комбинированный с использованием ИКТ.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация (программа Microsoft PowerPoint), карточки, распечатка текста.
Основные дидактические методы: ассоциативный, продуктивно-практический, частично-поисковый, объяснительно-побуждающий (иллюстративный).
Формы работы: эвристическая беседа, чтение (выразительное чтение учителем), сообщения учащихся (на основе самостоятельной, индивидуальной подготовки материала), словарная работа, работа по Женевской конвенции, работа по теории литературы, словесное рисование.
ХОД УРОКА
Этап Содержание этапа урока Методические приемы
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. Заместитель командира взвода сдает рапорт учителю.
Работа с эпиграфом урока (учитель выразительно читает):
Гремят истории колокола,
Взывая к памяти моей,
И в них набаты жестоких битв,
И созиданий даты,
И праздники, чья даль и ширь светла.
И, позабытый, вновь встает рассвет,
И кто-то в травы падает сраженный,
И город, весь врагом сожженный,
От дыма черен и от пепла сед
(звучит звон колоколов)
Они гремят, в них отзвук прежних дней,
Намек, подсказка, предостереженье.
Кто помнит, тот не знает пораженья.
Кто помнит, тот беспамятных сильней.
(Н. Грибачев)
- О чем идет речь в эпиграфе?
- О какой памяти идет речь? Создание ситуации психологической комфортности, создание ситуации успеха.
Беседа о содержании эпиграфа, который подводит к изучаемой теме и содержанию урока.
2. Актуализация знаний. - Ребята, как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- О чем писал К.Д. Воробьев? Какова центральная тема его произведений?
- Какой рассказ вы читали дома, о чем в нем идет речь?
- Надо ли вообще задумываться над тем, что представляет собой пленный враг?
- Какие чувства он переживает?
- Может ли он рассчитывать на гуманное отношение к себе со стороны своих победителей?
Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением К.Д. Воробьева «Немец в валенках». В нем очень правдиво показан внутренний мир пленника, его взгляды, его характер, отношение к нему окружающих и, самое главное, врага. Тема нашего урока «Право безоружного и суровая правда Константина Воробьева». Эвристическая беседа. Учащиеся высказывают свои мнения и точки зрения.
3. Изучение нового материала. 1. Биография К.Д. Воробьева (учащийся).
В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда К.Д. Воробьева. Он родился 24 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе нижний Реутец Медвенского района Курской области. У Константина было 5 сестер и брат. С детских лет пришлось будущему писателю выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить и голод, и раскулачивание, и нищету. Но все беды не заслонили в его душе красоту родной курской земли. Окончив сельскую школу, поступил Константин Воробьев в сельскохозяйственный техникум в Мичуринске. Но после учебы стал киномехаником и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой.
В 1935 году начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни.
Затем стал литературным инструктором в Медвенской местной прессе. Но его уволили за недозволенные стихи. Тогда он и уезжает в Москву, где работает в редакции фабричной газеты.
С 1938 по 1940 год служит в Красной Армии, работал литературным редактором газеты Академии красной Армии имени Фрунзе. Константин Воробьев был отправлен на фронт из Кремлевского краснознаменного пехотного училища. В декабре 41-го под Клином его рота была почти полностью уничтожена. Подвиг этих ребят писатель изобразил в повести «Убиты под Москвой» (1963 г.). В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения. Правду о пребывании в плену он описал в повести «Это мы, Господи!». Уже в самом названии слышится стон измученных… Из плена Воробьеву удалось бежать. Он попал в партизанский отряд и продолжал бороться.
Печататься Константин Дмитриевич Воробьев начал в 1954 году. Его рассказы и повести – это биография современника, участника борьбы против фашизма.
Константин Дмитриевич Воробьев умер 2-го марта 1975 года в Вильнюсе. Наиболее известен стал писатель только в последние годы. Раньше его имя и книги не были популярны. Может быть, потому, что слишком суровая, горькая правда заключается в них.
2. Аналитическая работа по тексту.
КАДЕТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ УРОКА
В реальности, по словам писателя, в плену все было гораздо страшнее описанного им в повести: предательство за баланду, безумие, людоедство. Вместе с тем в этом кошмаре были случаи и мужества, и героизма.
Вслушайтесь в название рассказа – «Немец в валенках».
Аналитическая работа по тексту:
- Ребята, интересно ли было читать рассказ?
- Передайте сюжет рассказа. (Действие происходит в лагере для военнопленных весной 1942 года. В барак, где доживали свои последние дни самые неблагонадежные пленные, приходит охранник Вилли Броде. Он сочувствует одному пленному, угощает его сигаретой, знакомится с ним, на второй и третий день приносит ему кусочек хлеба с маргарином, а на четвертый день командование лагеря его арестовывает). Речь идет в рассказе о пленных.
- Какие ассоциации у вас возникают со словом «пленный»? (ассоциация – это связь, возникающая при определенных условиях):
Негативные Позитивные
оскорбление надежда
лишение свободы право на жизнь
мучение уважение
тюрьма трибунал
голод гуманное отношение
толерантность
героизм
человеческое достоинство

- Когда и где происходит действие рассказа? (весна, Прибалтика, лагерь штрафников).
- Как автор называет обитателей барака? (доходяги).
- Что обозначает это слово? (ДОХОДЯГА м. и ж. (прост.). Обессилевший, изможденный человек).
- До какого состояния доведены пленные?
- Что за пленные были собраны в этом бараке?
- Почему им не давали даже воды? (В этом бараке были собраны те, кто уже пытался бежать).
- Как вы понимаете выражения «проклевывалась трава и засвечивались одуваны»?
- Найдите и прочитайте описание внешности Вилли.
- Найдите сравнения, которые использует автор.
- Обратите внимание на сравнения «он был… рыжий, как подсолнух», «и ступал мягко и врозваль, как деревенский кот». Если бы вместо этих сравнений были, например, «как апельсин», «как огонь», «как тигр», «как дикая кошка» повлияло бы это на ваше впечатление об охраннике?
- Как воспринимают сначала этого охранника пленные?
- Почему пленные смотрят на ноги немца? (Он обут в валенки).
- Почему их раздражали «сибирские валенки с обрезанными голенищами?
- Что это означает для пленных? (Он побывал в сражениях под Москвой).
- А почему важно, что немец воевал под Москвой? (Жестокий. Опытный. Мстительный).
- Что сразу понимает герой рассказа, когда видит, как морщится при ходьбе фашист? (У него отморожены пальцы).
- Чего он ожидает от немца?
- Почему не признается, что и у него ноги болят?
- Какие чувства испытывает Вилли к Александру вначале? (удивление, неверие, растерянность).
- Зачем, по-вашему, подходит к другу Иван Воронов? (выручать).
- Что означает протянутая охранником сигарета? (Немец хочет показать расположение).
- Кем был Вилли Броде до войны?
- Почему он говорит об этом пленному доходяге, штрафнику? Что их объединяет.
- Почему пленный думает о смерти? Ждет ли он чего-нибудь хорошего от фашиста?
- Что необычного в том, что охранник отпустил доходягу? (Вспомните, что в бараке собраны те, кто уже бежал, и не единожды).
- Понял ли пленный, зачем приходил охранник?
- Ждет ли он его снова?
- Как Вилли Броде обращается к рассказчику во второй свой приход? (называет его по имени АЛЕКШАНДР).
Что позволило охраннику лагеря увидеть в каком-то пленном с присвоенным ему порядковым номером – человека? (Обмороженные ноги помогли соотнести свои ощущения от страданий с такими же страданиями другого).
- Важно ли, по-вашему, как обращаться к человеку? А к пленному? Знаете ли вы, как обращались к заключенным в лагере? (по номеру).
- Какое сравнение, мало сочетающееся с образом врага, использует писатель?
- О чем в первую минуту встречи думает Александр, глядя на немца? (броситься).
- Ожидает ли пленный, что охранник принесет хлеб? А вы? (исходя из логики раскрытия характера героя, да).
- Прочитайте, как описан хлеб.
Словарь: Как вы понимаете эпитеты изнурительный запах, невесомая важность, скрыто-живая телесная теплота хлеба?
- Как в тексте показано, что охранник осознает: он рискует, принося заключенным хлеб? (он оглядывается, отбирает обертку, торопит съесть).
- Почему немец не сразу уходит? (он видит в пленном человека, общается с ним).
- Ждет ли теперь Александр немца в валенках? Докажите текстом («С этой минуты я стал ждать…»)
- Как собирается он поступить с хлебом?
- Что означает для доходяг этот «разовый укус» хлеба? (После разового укуса хлеба доходяга оказывается в состоянии встать и пройти несколько шагов).
- Понимает ли военинженер Тюрин, что происходит между Вилли и Александром?
- Как вы относитесь к Тюрину?
- Как воспринимается финал рассказа: трагично, оптимистично, как-то иначе?
- Сочувствуете ли вы Вилли Броде?
- Хотелось бы вам, так же, как и главному герою рассказа, чтобы «немец в валенках» дожил до наших дней? Почему?
- Всякий ли пленный может рассчитывать на сострадание?
- Можем ли мы, казалось бы, бытовой поступок Вилли назвать героическим?
- Ребята, как вы думаете, быть героем можно только на войне?
- Есть ли место героическим поступкам в нашей повседневной жизни? Может вы знакомы с такими поступками, вспомните их и приведите примеры.
3. Работа по Женевской конвенции.
      Совокупность правил (норм), действующих в условиях вооруженного конфликта, называется международным гуманитарным правом. Эти правила содержатся в четырех Женевских конвенциях 1949 года, которые подписали почти все государства мира. Закреплены права военнопленных в 3-ей Женевской конвенции 1949 года.
Обращение с военнопленнымиЗапрещается отдавать приказ никого не щадить.Запрещается нападение на противника, вышедшего из строя, сдавшегося в плен или выражающего намерение сдаться в плен.
Военнопленные имеют право на гуманное обращение без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев. Военнопленные имеют право на уважение их личности и чести. Запрещается посягательство на их жизнь и здоровье, запрещается посягательство на их человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение.Военнопленные находятся во власти стороны противника, но не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен.
Военнопленные при допросе обязаны сообщить свою фамилию, имя, возраст, звание и личный номер. Но их нельзя принуждать к предоставлению каких-либо других сведений.
Держащая в плену держава обязана бесплатно обеспечить военнопленных достаточным по количеству и качеству рационом питания и одеждой.Условия размещения военнопленных должны быть не менее благоприятными, чем условия, которыми пользуются войска держащей в плену державы.От военнопленных, за исключением офицеров, можно потребовать выполнения некоторых работ и в условиях, по крайней мере не уступающих условиям работы граждан держащей в плену державы. Однако они не должны принуждаться к деятельности военного характера, а также к опасным для здоровья или унизительным работам.
С самого начала плена военнопленные должны получить возможность поставить в известность о своем положении семью. Они могут вести регулярную переписку со своими семьями, получать посылки, а также пользоваться духовной поддержкой священнослужителей их вероисповедания.По прекращении военных действий военнопленные должны быть немедленно освобождены и репатриированы.
- Соответствуют ли действия Вилли Броде по отношению к военнопленным гуманистическому духу Женевских конвенций? В чем это проявляется? - А что вы знаете о том, как в настоящее время порой обращаются с пленными?
Выводы:Совершенно не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному вражеской армии. В то же время и чувство ненависти не должно помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение.
«Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать», - так говорил великий русский полководец А. Суворов.
Участь человека, оказавшегося в плену, зависит от соблюдения норм международного гуманитарного права.Эти нормы распространяются не только на тех, кто взят в плен, но и на всех невоюющих, где бы они ни находились: на суше, на море, в воздухе.
Жаль, что только в 1949 году почти все государства подписали в Женеве конвенцию, а в годы Второй мировой войны гибли в концлагерях миллионы ни в чем неповинных людей.
- Так почему же нам так важно знать настоящую, «суровую правду» о войне, помнить, что было? (возвращаемся к эпиграфу урока).
- Каждому человеку, а уж тем более кадету, будущему защитнику своей Родины важно знать ценные качества настоящего гражданина и патриота своей Родины, Человека с большой буквы, о которых шла речь и в рассказе К.Д. Воробьева.
Словарная работа:
ДОСТОИНСТВО – в общем смысле слова – характеристика человека с точки зрения внутренней ценности, соответствия своему предназначению.
(По Р. Апресяну)
СОСТРАДАНИЕ – одно из основных нравственных переживаний человека. Участие в состраданиях другого существа (животного, человека) рождает желание помочь ему.
(По В. Шердакову)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности (т.е. иным) могут быть другие люди. В том числе будущие поколения, общности. А также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д.
(По Р. Апресяну)
МИЛОСЕРДИЕ – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку: противоположность милосердию – равнодушие, жестокосердие, злонамеренность, враждебность, насилие.
(По Р. Апресяну)
ЧЕСТЬ - комплексное этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств личности, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство. Честь может восприниматься как относительное понятие, вызванное к жизни определёнными культурными или социальными традициями, материальными причинами или персональными амбициями. С другой стороны, честь трактуется как изначально присущее человеку чувство, неотъемлемая часть его личности. В традиционной системе ценностей культур многих народов категория чести находится на более важном месте, чем жизнь человека.
На знамени нашей Кадетской школы красуются слова «Закон. Честь. Порядок». Хочется надеяться, что эти слова будут не просто пустыми словами, а моральной основой вашей будущей самостоятельной взрослой жизни. Сообщения учащихся (на основе самостоятельной, индивидуальной подготовки материала), способствующие развитию монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение.
Лексическая работа, выразительное чтение, словарная работа, устное словесное рисование, подбор ассоциаций.
Комментированное чтение, словарная работа, реализация межпредметных связей.
4.Физкультминутка. Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой - встанькой словно стали. Музыка и веселые картинки на экране.
5. Закрепление изученного материала. Учитель:
Еще до знакомства с текстом рассказа вы писали сочинение-миниатюру «Каким я представляю главного героя рассказа «Немец в валенках». Вот ваши догадки. Чтение отдельных выдержек из сочинений учащихся.
1.Он был злой, но, наверное, не так на русских, как на русскую зиму. Ведь немалую роль в победе над фашистами сыграл сильный мороз. Много немцев
померзло в те времена. А наши солдаты были приготовлены к этому… И, наверное, сам немец был умнее и надел на ноги валенки, чтобы не так мерзли ноги. Ведь идти по глубокому снегу в сапогах мало приятно. Хоть они и были начищены до блеска, но блеск сапог не греет, как валенки.
2. Это должен быть человек, который не любил хвастаться. Зима в России очень холодная, поэтому он и надел валенки. Другие же немцы ходили в начищенных сапогах. Они не хотели обуваться в валенки, так как они считали, что лучше красиво, чем тепло. А у этого немца мнение было другое…
3.Мне кажется, что немец в валенках был негордым человеком, как все немцы, он был своеобразным… Он был человеком неспокойным, думающим, со смелой и чистой душой.
4. Главный герой - немец, но очень странно, почему в валенках. Наверное, он был негордый, добрый, с чистым сердцем. Ведь не всякий немец может
надеть валенки. Я представляла немцев в роскошных шинелях, блестящих от гуталина сапогах, а тут вдруг в валенках.
5. Я думаю, этот герой смышлёный, загадочный. И он, наверное, простой человек, раз он ходит в валенках.
Я прочитала строки только нескольких сочинений, но почти все только по названию рассказа определили основные качества главного героя.
- А в наше время всегда ли мы обращаемся друг к другу, не унижая человеческого достоинства?
Что может быть страшнее, чем война? Она несёт страдания и слёзы, разбивает счастье людей, врываясь в мирные дома. Но всё же она не убивает доброту людей, человечность, самые благородные качества. В этом смысле тема Великой Отечественной войны для нашей литературы неисчерпаема. Верность долгу, преданность Родине, мужество, героизм, честь – все эти качества нужны человеку не только на войне, не только на поле боя. Они не менее необходимы и сегодня в мирной жизни.
В бесчеловечном сохранить человеческое - вот подвиг. Война - это страшное, но необходимо понимать, что ты не можешь, не имеешь права дать погибнуть в твоей душе тому, что и делает тебя человеком.
- Какие мысли из нашего урока вы возьмёте с собой во взрослую жизнь? Почему? Эвристическая беседа, обсуждение проблемных вопросов урока.
6. Рефлексия Мне понравилось на уроке…
Сегодня я понял…
Этот рассказ заставил меня содрогнуться…
– когда Вилли снял шерстяной носок и показал «белёсую копошащуюся россыпь» – вшей…
– Я содрогнулся от слов Тюрина: «Тот, кто примет от него вражескую приманку, должен будет сурово ответить!» Они ещё не знают, выживут или нет, а он уже грозит…
Этот рассказ заставил меня плакать…
– Плакать не плакать, но обидно было, что Вилли попался… что его разоблачили и Кляйн ударил его, как бы поставил его в один ряд с пленными… Неужели его расстреляют?
Этот рассказ меня растрогал…
– Меня растрогал тот момент, когда Вилли посмотрел на Александра беспомощно и жалобно, я поверил, что он тоже страдает.
Этот рассказ дал мне помечтать…
– как закончится война, все они вернутся домой, Александру сделают операцию, Иван Воронов будет благодарить Александра за то, что он не побоялся принять от немца хлеб. Будут есть хлеб досыта и вспоминать его «скрыто-живую, телесную теплоту».
Этот рассказ меня утешил…
– Среди немцев тоже были хорошие люди, только жалко, что о судьбе Вилли автор не захотел написать. Обобщить, сделать выводы, провести самоанализ деятельности на уроке.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок. - Только ли в связи с темой о ВОВ мы можем говорить о гуманности или в мирное невоенное время так же важно проявлять человечность по отношению друг к другу? (человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за счастье и горе других людей создают основу человеческого счастья). Куда чаще человечность требуются в нормальной, повседневной жизни. Мы не всегда имеем возможность помочь, но к этому надо стремиться. Есть много людей, которым необходимо простейшее чувство сострадания и милосердия.
«Есть память, которой не будет конца», вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину.
В суровые годы ВОВ советские войска сохранили и приумножили лучшие традиции российского воинства. И такие ценности, как любовь к Родине, честь и воинский долг, несгибаемая воля к победе, беззаветное мужество и храбрость, воинское братство стали священными для защитников Родины.
И вы – кадеты, будущие защитники Родины. Вы живете в мирное время. Каким оно будет? Во многом это зависит от вас, от вашего умения договариваться, жить по правилам, относиться друг к другу гуманно даже в условиях жестокого противостояния. Конечно, нельзя в одночасье добиться всеобщего мира, согласия, но необходимо приложить все усилия, чтобы уменьшить страдания и горести.
Домашнее задание: прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», пересказ, биография писателя.
Командир командует «Урок окончен». Запись домашнего задания в дневник.