Конспект семинара-практикума педагога-психолога для педагогов ДОУ Путешествие в страну одаренных


ПЛАН-КОНСПЕКТ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Путешествие в страну одаренных»
Цель: актуализация и расширение знаний педагогов дошкольного образования по вопросам одаренности.
Задачи:
- активизация знаний педагогов по развитию одаренности у детей дошкольного возраста,- стимулирование участников к поиску способов развития способностей малышей,
- разработка рекомендаций для воспитания и развития одаренных детей.
Материалы и оборудование: небольшие кружки основных цветов Люшера (для распределения по группам), большие кружки таких же цветов с номером от 1 до 6, бланки для самоанализа, листы бумаги, цветные карандаши, цветная бумага, магнитная доска, конверты с заданиями, мультимедийное оборудование для презентации.
Продолжительность: 60 мин.
Ход   семинара
Примечание. Перед началом игры участники распределяются по группам (всего 6). На этом этапе каждая группа получает кружок с порядковым номером.
Вводное упражнение
Цели: определить проблематику мероприятия, настроить на работу.
Инструкция педагога-психолога: Те, кто считает, что одаренность встречается очень редко, поднимите, пожалуйста, руку… Поднимите руку те, кто считает, что каждый ребенок одарен по-своему… Поднимите руку те, кто считает, что одаренному ребенку помогать не надо, талант пробьется сам… Поднимите руку те, кто считает, что с одаренным ребенком нужно работать… Поднимите руку те, кто считает, что полностью готов к работе с одаренными детьми. А теперь встаньте те, кто желает узнать о работе с одаренными детьми больше… Мы с вами все дружно встали. Как хорошо, что наши мнения в этом вопросе совпали.
Основная часть
Работа с картой «Страны одаренных»
Инструкция. Основная часть игры проходит с использованием презентации. Алгоритм работы следующий:
на экране выводятся слайды с объектами «Страны одаренных»;
выбирается один объект с заданиями;
в течение 3 минут участники выполняют задание;
представитель группы, презентует творческий продукт;
комментарии к каждому из вариантов ответов от педагога-психолога.
Информация педагога-психолога:
Объекты «Страны одаренных» - Храм Логики; Лес почемучек; Долина Творчества; Замок Фантазии; Горы Возможностей; Равнина Общения. Все объекты не зря оказались в «Стране Одаренных».
Вспомните, что такое задатки, способности, одаренность.
Важнейшими характеристиками одаренности считают:
- развитие логического мышления, скорость и точность выполнения умственных операций;
- раннее проявление высокой познавательной активности;
- творческое выполнения задач;
- умение придумывать свои стихи, сказки, мелодии и песни;
- богатство словарного запаса, скорость и оригинальность вербальных ассоциаций;
- раннее проявление способностей: математических, конструктивно-технических, художественных, музыкальных, литературных и др.
Мозговой штурм
Педагог-психолог: «Не все так прекрасно в нашем королевстве. Завились в Стране одаренных вирусы зависти, лени, обиды, гнева. И превратилась «равнина общения» в «поле одиночества», «лес почемучек» - в непроходимую чащу, «храм логики» разрушили, «долина творчества» заросла колючками, «замок фантазии» пал, «горы фантазии» стали опасными из-за угрозы схода снежных лавин.
Как нам восстановить эту замечательную страну? Пожалуй, как и в каждой сказке, нам необходимо пройти через определенные испытания.
Сначала восстановим «храм логики» (по мере выполнения заданий, педагог-психолог снимает закрытые объекты на карте).
Логические задачи:
Двое котят отправились в гости к бабушке. Первый поехал на автомобиле, а второй - на велосипеде. Какого из них бабушка увидит первым? Почему?
Лягушонок и Мишка играли у пруда мячиком. Вдруг он упал в воду. Кому легче достать мяч? Почему?
Утенок, Белочка и Синичка отправились на лодке в путешествие. Отплыли далеко от берега и вдруг вспомнили, что забыли на берегу пакет с конфетами. Кого послать за ним? Почему?
Ворона и Поросенок купили новые ботинки и начали их надевать. Кто обуется быстрее? Почему?
В комнате горело пять свечей. Две свечи потушили. Сколько осталось?
Спрыгнуть с него на ходу можно, а вскочить на него на ходу нельзя. Что это?
Сложное было задание? Именно такие задачи вам необходимо использовать в работе с детьми для развития логического мышления.
Мы продолжаем восстанавливать «Страну одаренных» и на очереди «равнина общения».
Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «тренинги - курсы – уроки». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.
Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.
Упражнение «Созвездие талантов»
Каждый воспитатель получает написанное на бумаге словосочетание.
Задача: представить то, что написано на листе, и передать на рисунке.
Перечень словосочетаний: веселый дом; больное дерево; необычный подарок; теплый дождь; приятный запах; неправильная тарелка.
- Как вы думаете, упражнение «Созвездие талантов» является сложным? Можно использовать его в работе с детьми? Чем оно полезно для развития ребенка?
Итак, «долина творчества» снова расцвела.
Но на нашем пути «замок фантазии».
Упражнение «Кто такой? Кто такая?»
Воспитателям раздаются портреты взрослых людей или детей.
Задача: составить рассказ о человеке. Как его зовут, сколько ему лет, где он живет, что любит делать, с кем дружит и тому подобное.
- Понравилось ли вам фантазировать? А ваши воспитанники любят это делать? Давайте создавать им для этого условия.
«Замок фантазии» отстроили. Далее предлагаю заняться экстремальным туризмом, и наш маршрут пройдет через «Горы возможностей»
Поставить пьедестал, задать вопрос сразу всем командам. Та команда, которая первой ответит на вопрос, поднимается на 1 ступень. Кто первым поднимется на 3 ступень, то выиграл.
Упражнение «Минута славы»
Сегодня вы участники шоу «Минута славы», то есть имеете возможность показать свои способности.
Задача:
- пользуясь голосом, мимикой, изобразить любой персонаж из мультфильма;
- вылепить из пластилина героя сказки;
- создать архитектурный шедевр, пользуясь конструктором;
- сыграть мелодию на музыкальном инструменте;
- спеть колыбельную песню;
- создать картину, используя нетрадиционные техники рисования.
- Скажите, чем уникально это упражнение? Дает ли оно возможность каждому ребенку проявить свои способности.
- А сейчас мы направляемся в «Лес почемучек».
Упражнение «Веселые почемучки»
Задача: вспомнить и назвать самые интересные и оригинальные вопросы детей-воспитанников.
- Наше путешествие в «Страну одаренных» оказалось интересным и достаточно содержательным. В завершение хочу предложить вам несколько советов:
- Сотрудничайте с родителями одаренных детей;
- Поощряйте малышей - это стимулирует их к самосовершенствованию;
- Направляйте кипучую энергию дошкольников в нужное русло;
- Обеспечивайте благоприятную эмоциональную атмосферу;
- Будьте справедливы - ведь малыши очень уязвимы;
- Побуждайте детей к различным вопросам, конкурсам;
- Способствуйте развитию способностей детей, не забывая при этом развивать и свой талант.
Рефлексия мероприятия
Инструкция. Педагогам предлагается поделиться впечатлениями от проведенного мероприятия, рассказать, что получилось, что нет, высказать пожелания на будущее.