Урок по литературе для 11 класса на тему Человек на войне. Правда о нём.


Конспект урока «Человек на войне. Правда о нём.»
Эпиграф к уроку:
«Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой далось это избавление».
(В.Быков)
Тип урока: урок систематизации знаний (общеметодологической направленности), (урок-конференция).
Технология: развивающее обучение.
Планируемые результаты.
Предметные: умение анализировать художественное произведение; умение характеризовать литературных героев.
Метапредметные:
Личностные:
Оценивать собственную учебную деятельность, вырабатывать положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества.
Познавательные:
Понимать информацию, делать обобщения, выводы.
Регулятивные:
Принимать учебную задачу, планировать свои действия, анализировать собственную деятельность, оценивать свою работу и работу одноклассников.
Коммуникативные:
Планировать, осуществлять свою работу в группах, участвовать в учебном диалоге с учителем.
Задачи урока:
Личностные
Формирование духовно- нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе, гордости за подвиг народа в годы Великой Отечественной войны;
совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.
Метапредметныеразвивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
развивать умение работать с разными источниками информации.
Предметные
развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог, развивать устную связную речь, навыки выразительного чтения;
закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.
Средства обучения:
Компьютер, проектор, презентация, тексты художественных произведений, портреты писателей: А.Т.Твардовского, Васильева, Ю.Друниной, выставка книг о войне.
Методы и приёмы:
Словесные, наглядно-практические, самоконтроля.
К уроку учащиеся готовят задания:
1 группа «Документалисты». Подбирают материал о писателях, произведениях.
2 группа «Музыканты». Подбирают к уроку песни о Великой Отечественной войне, музыку.
3 группа «Чтецы». Готовят выразительное чтение стихотворений известных поэтов, стихи собственного сочинения, отрывков из произведений, чтение по ролям фрагментов произведений.

По ходу урока учащиеся заполняют таблицу «Человек на войне. Правда о нём».
Человек на войне Правда о нём. Характеристика героев.
1 А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»
Герой поэмы Василий ТёркинОбобщённый образ советского солдата, смелый, отважный…
2 Васильев «А зори здесь тихие»
Герои повести Федот Васков, пять девушек: Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич 3 Герои-земляки, участники войны. Ход урока.
Звучит песня о Великой Отечественной войне.
« Десятый наш десантный батальон»
Музыка: Б. Окуджава, слова: Б. Окуджава
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы, к плечу плечо,
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.
Лишь только бой угас,
Звучит другой приказ,
И почтальон сойдет с ума,
Разыскивая нас.
Взлетает красная ракета,
Бьет пулемет неутомим,
И значит нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим!
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.
От Курска и Орла
Война нас довела
До самых вражеских ворот.
Такие, брат, дела.
Когда-нибудь мы вспомним это,
И не поверится самим.
А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим.
Одна на всех - мы за ценой не постоим!
Нас ждет огонь смертельный,
И все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный,
Десятый наш десантный батальон.
Десятый наш десантный батальон.
1969
Организационный этап урока. Мотивация к учебной деятельности.
Вступительное слово учителя:
«Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым!» Эти тревожные слова из песни Булата Окуджавы тесно связаны с темой нашего урока. О чём будет идти речь на нашем уроке накануне великого праздника Дня Победы? Определим тему. (Великая Отечественная война. Человек на войне.) Как вы думаете, какова роль такого важного урока для каждого из нас? Какую ответственность возлагают на себя писатели произведений о войне? (Изображать события реально, правдиво…)
Эпиграфом к нашему уроку являются слова советского писателя В. Быкова, который говорил:
«Говорить неправду о войне не только аморально, но и преступно как в отношении к миллионам её жертв, так и к будущему. Люди Земли должны знать, от какой опасности они избавились, и какой ценой далось это избавление». Как вы понимаете слова замечательного писателя? (Писатель должен говорить о войне правду).
Наш урок посвящён произведениям о Великой Отечественной войне. Содержание каких произведений мы вспомним? (Поэму А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» и повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие», стихотворения Ю.Друниной «Зинка», Р.Верзаковой «У войны не женское лицо»). А главным героем на войне является человек. Запишем тему урока в тетрадь «Человек на войне. Правда о нём».
Целеполагание.
Каковы цели нашего урока?
Цель нашего урока – понять ту боль, что перенес мир в годы Великой Отечественной войны. Знать, какою ценой завоёвана победа. Определять проблемы, которые волнуют авторов произведений… Систематизировать материал к сочинению-рассуждению…
Что вы должны знать к уроку литературы?
Содержание, героев произведения, о времени, изображенном в произведении, жанр произведения, основные сведения об авторах произведения. Что должны уметь? Пересказывать, давать характеристики героям, выразительно читать, сравнивать произведения разных авторов…
Тип нашего урока: урок-конференция.
Какую форму работы выбрали? (Групповую). Что каждая группа готовила к уроку?
1 группа «Документалисты». Подбирали материал о писателях, произведениях. Готовили презентации к уроку.(Исследовательская работа)
2 группа «Музыканты». Подбирали к уроку песни о Великой Отечественной войне, музыку.
3 группа «Чтецы». Готовили выразительное чтение стихотворений известных поэтов, стихи собственного сочинения, отрывков из произведений, чтение по ролям фрагментов произведений. (Творческие задания)

В течение урока заполняем таблицу «Человек на войне. Правда о нём. Характеристика героев». Таблицы лежат перед вами. В конце урока оцените работу друг друга.(Взаимопроверка, взаимооценка)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения.
Где можно будет применить знания, приобретённые на уроке? (На экзамене, в сочинении-рассуждении) Какие моменты в написании сочинения-рассуждения вызывают у вас затруднения? Каковы их причины? Каковы основные требования, предъявляемые к сочинению-рассуждению? Вы знакомы с планом сочинения-рассуждения. Он перед вами на партах, им вы будете пользоваться при написании сочинения дома, используя примеры из литературы и из жизненного опыта, который вы сегодня обогатите.
Первичное закрепление во внешней речи.
А сейчас вспомним произведения о Великой Отечественной войне. Поговорим о подвиге солдат и офицеров. Найдём ответы на вопросы:
Как проявлялся героизм людей во время Великой Отечественной войны? Какую правду о войне рассказали нам авторы произведений?
В каком произведении отразился высокий дух советского солдата?
Презентация учащихся.
Сообщение первой группы «Документалисты» о поэме Твардовского «Василий Тёркин», о картине Ореста Верейского «Портрет Тёркина», об истории её написания. (Межпредметные связи).

Учитель:
-Каким вы видите Василия Теркина на портрете Верейского? В какой момент, по- вашему, он запечатлен?
(Устное описание картины)
Учитель:
Спасибо за презентацию и интересное сообщение. Ребята, что нового узнали из выступления данной группы? Соответствует ваше представление о Василии Тёркине с этим портретом?
Самостоятельная работа учащихся над главой «О потере».
Учитель:
Вспомним некоторые главы из поэмы «Василий Тёркин», в которых ярко проявился настоящий характер героя. На какой главе вам хочется сегодня остановиться?
Сообщение учащегося о главе «О потере».
Учитель:
Посмотрим инсценирование главы « О потере». Отметим основные черты характера бойца Василия Тёркина.
Потерял боец кисет,
Заискался, — нет и нет.
Говорит боец:
(Боец:)— Досадно.
Столько вдруг свалилось бед:
Потерял семью. Ну, ладно.
Нет, так на тебе — кисет!
Запропастился куда-то,
Хвать-похвать, пропал и след.
Потерял и двор и хату.
Хорошо. И вот — кисет.
Кабы годы молодые,
А не целых сорок лет...
Потерял края родные,
Все на свете и кисет.
Посмотрел с тоской вокруг:
— Без кисета, как без рук.
— Без кисета у махорки
Вкус не тот уже. Слаба!
Вот судьба, товарищ Теркин.
(Василий Теркин:)— Без кисета, несомненно,
Ты боец уже не тот.
Раз кисет — предмет военный,
На-ко мой, не подойдет?
Принимай, я — добрый парень.
Мне не жаль. Не пропаду.
Мне еще пять штук подарят
В наступающем году,
Тот берет кисет потертый,
Как дитя, обновке рад...
И тогда Василий Теркин,
Словно вспомнил:
— Слушай, брат,
Потерять семью не стыдно —
Не твоя была вина.
Потерять башку — обидно,
Только что ж, на то война.
Потерять кисет с махоркой,
Если некому пошить, —
Я не спорю, — тоже горько,
Тяжело, но можно жить,
Пережить беду-проруху,
В кулаке держать табак,
Но Россию, мать-старуху,
Нам терять нельзя никак.
Наши деды, наши дети,
Наши внуки не велят.
Сколько лет живем на свете?
Тыщу?.. Больше! То-то, брат!
Сколько жить еще на свете, —
Год, иль два, иль тыщи лет, —
Мы с тобой за все в ответе.
То-то, брат! А ты — кисет...
Учитель:
Какие качества в характере Василия Тёркина вы цените? (Понимает, какая ответственность лежит на его плечах).
Учитель:
Каким мы видим в этой главе и в других главах главного героя?
Презентация «Василий Тёркин – защитник Родины».
Учащиеся называют главные черты характера литературного героя, определяют, о какой правде повествует нам автор произведения, говорят о преемственности поколений, делают вывод.
Учитель:
Какую проблему поднимает автор в своём произведении? (Защита Родины от захватчиков, проблема исторической памяти…)
Включение в систему знаний и повторение.
Учитель:
Рядом с нами живут ветераны Великой Отечественной войны. Мы знаем их имена и выражаем им глубокую благодарность за мирное небо. Многих, к сожалению, уже нет рядом с нами, но память о них жива. Вспомним наших земляков, приближавших Победу.
Звучит песня «От героев былых времён не осталось порой имён…» (Марк Бернес).
От героев былых времен не осталось порой имен.
Те, кто приняли трудный бой, стали просто землей и травой.
Только грозная доблесть их поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь нам завещан и одним. Мы в груди храним.
Посмотри на моих бойцов, целый свет помнит их в лицо
Вот застыл батальон в строю, снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти - трудный путь им пришлось пройти.
Это те, кто в штыки поднимался, как один. Те, кто брал Берлин.
Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят.
Этот взгляд, словно высший суд для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть, ни с пути свернуть
Ученик с презентацией «Наши земляки, участники войны». Сообщение о земляках, участниках войны.
Учитель:
Сохраняется ли преемственность между поколениями в наше время? (Юноши служат в рядах российской армии). Многие ваши ровесники мечтают с армией связать свою жизнь, они выбирают самую мужественную профессию – защищать Родину! Среди них – ваши одноклассники. Сейчас они расскажут нам, почему они выбрали профессию военного. (Рассказы выпускников)
Учитель:
Война…Великая Отечественная …Мы не в праве забывать о том, какой ценой завоёван мир.. “Война ж совсем не фейерверк, а просто-трудная работа”, писал поэт-фронтовик М.Кульчицкий. И эту трудную работу выполняли не только мужчины, но и женщины, девушки, вчерашние школьницы. Это тоже правда о войне, горькая правда…
Сообщение учеников о женщинах в армии в период Великой Отечественной войны, о том, каковы были их военные профессии. (Исследовательская работа).

Учитель:
Это им, хрупким и сильным, милым, отважным, беззаветно любящим Родину, фронтовик Борис Васильев посвятил произведение “А зори здесь тихие…”. Это одно из лучших и правдивых, искренних произведений о женщине на войне.
Звучит музыка Фредерика Франсуа Шопена «Сад Эдема» (Нежность)
Выступление учеников о творчестве Б.Васильева, о затрагиваемой им проблеме в повести «А зори здесь тихие…»… ( Слайды с изображением портрета писателя, девушек – героинь произведения)


Учитель:
Где происходит действие повести?
Учащиеся передают краткое содержание произведения.
Учитель:
Представим каждую девушку. Постараемся понять истоки их героизма. (К доске выходят 5 девушек и Васков, все в военной форме). На экране слайды с изображением девушек.
Женя Комелькова , Рита Осянина, Лиза Бричкина, Галина Четвертак, Соня Гурвич. (Рассказ учащихся о судьбах девушек).
Учащиеся делают вывод об истоках героизма девушек.

Учитель:
Какие чувства испытывает Федот Васков после гибели всех девушек? (Рассуждения учащихся).
В своём стихотворении «Я знаю, никакой моей вины…» Александр Твардовский пишет об этом горьком чувстве так:
(Выразительное чтение стихотворения учащимся)
Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны,
В то, что они - кто старше, кто моложе -
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь,-
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Учитель:
С повестью Б.Васильева перекликается стихотворение поэтессы Юлии Друниной «Зинка». В нём также раскрывается тема женщины на войне. Та же боль, та же трагедия…То, что несёт война!
Ученик с сообщением о поэтессе, о стихотворении «Зинка».
Презентация.
Слайд с изображением Юлии Друниной. Фотография медсестры, выносящей с поля боя раненого бойца.
Учитель:
Послушаем стихотворение Ю.Друниной «Зинка» и и сопоставим его с повестью Б.Васильева «А зори здесь тихие».
Звучит стихотворение “Зинка” (Ю. Друнина.) Чтение в лицах.
Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле
Знаешь, Юлька, я – против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблоневом захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый,
У меня – лишь она одна.
Пахнет в доме квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг нежданный приказ: “Вперед!”
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон
Зинка нас повела в атаку,
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам, по буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы.
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Её тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах
Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблоневом захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У неё ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.
Учитель:
Что объединяет повесть Б.Васильева и стихотворение Юлии Друниной?
Во имя чего погибали девушки?

Звучит музыка Фредерика Франсуа Шопена «Сад Эдема» (Нежность).Выразительное чтение наизусть стихотворения Р.Верзаковой
«У войны не женское лицо»
Нет! У войны не женское лицо.
Хоть имя женское заключено в неё.
Противоречит сути женщины война,
Не для убийства Богом ей любовь дана.
Имеет женщина над миром свою власть –
Любви томление, огненную страсть.
И женщины удел – хранить очаг.
Продленье жизни – в бесконечность шаг.
Мужчину ждать домой; переносить нужду.
Руками нежными предотвращать беду.
И в чистоте блюсти родимое крыльцо,
Растить детей в традициях отцов.
Нет! У войны не женское лицо.
Учитель: Среди наших ветеранов Великой Отечественной войны тоже есть женщины. Юными девушками они отправлялись на фронт и в одном строю с мужчинами воевали за Родную землю. Невозможно не вспомнить их.
Ученица с презентацией « Наши землячки, участницы войны».
Учитель:
Литературные и реальные герои… Такая между ними тонкая грань!
В жизни литературных героев отразились судьбы реальных людей.
Великая Отечественная война коснулась своим огненным крылом каждой семьи. Вы помните своих дедов и прадедов по фотографиям, которые бережно хранятся в семейных альбомах, по рассказам родственников …Вы помните их, свято храните их в своём сердце, будете передавать память о них следующим поколениям. О каждом из них можно написать книгу. И вы посвящаете своим дорогим людям свои стихотворения. Вы расскажете сегодня о них нам. (Чтение учениками стихотворений собственного сочинения)
Рефлексия.
Учитель: Ребята, наш разговор о произведениях о войне, о человеке на войне подходит к концу. Что вам дал сегодняшний урок? Чему научил? Над чем заставил задуматься? Достигнуты ли цели, поставленные в начале урока?
Нам необходимо принять решение.
(Помнить о подвиге нашего народа, беречь мир на Земле…)
Домашнее задание.
Обязательное задание для всех. Написать, используя материал урока, сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ по тексту о войне Владимира Богомолова «Рейс «Ласточки».
Задания разного уровня сложности по выбору: творческое задание (написать стихотворение по теме урока) или составить тест по прочитанным произведениям.