Урок литературы на тему: Е. Велтистов Чемодан с четырьмя ручками

Литературное чтение 3 класс
Тема: Евгений Серафимович Велтистов «Электроник – мальчик из
чемодана»
«Чемодан с четырьмя ручками»
Цель: познакомить учащихся с творчеством Е.С.Велтистова «Чемодан с четырьмя ручками», пополнить словарный запас учащихся, обучать правильному выразительному чтению, умение анализировать текст, развитие речи, памяти, мышления, прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты: знать фамилию автора, название его произведений, дать понятие «кибернетика»,уметь читать осознанно, правильно, представлять образы и характеры героев, делить текст на части и озаглавливать; проявлять самостоятельность, взаимопомощь.
Оборудование: презентация биографии и творчества Е. Велтистова, книги, карточки, музыкальная минутка.

Ход урока

Эмоциональный настрой учащихся.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

2. Сообщение темы и целей урока.
3. Актуализация знаний учащихся.
Отгадай слово по буквам. Ф_нт_ст_к_.
- Что такое «фантастика»?
- Что знаете о художественной фантастике?
- Какие фантастические произведения знаете?
- Приходилось ли вам видеть роботов?
- Как они выглядят? (слайд - роботов)
В повести Е. Велтистова робот – мальчик не похож на типичного киборга в металлической форме. Он вообще необыкновенный и загадочный.

4. Усвоение новых знаний.
Презентация по биографии и творчеству Е. Велтистова. (слайды)
Е. С. Велтистов (1934-1989г) – писатель, журналист. Родился в Москве. Окончил факультет журналистики Московского государственного университета. Печататься начал в конце 1950 годов. Известность Евгению Велтистову как детскому писателю принёс цикл повестей об Электронике, мальчике – роботе, которого создал профессор Громов.
Удивительные фантастические приключения произошли с главными героями Серёжей Сыроежкиным и двойником – роботом.
Фантастические повести помогут тебе задуматься над выбором профессии. Возможно, ты как профессор Громов, создашь когда – нибудь своего робота – помощника человека.
- В каком фильме мальчик встретил своего двойника – мальчика – робота и подружился с ним?
- Что такое повесть? (ответы учащихся)
- Сколько повестей об Электронике написано автором?
1. «Электроник – мальчик из чемодана»
2. «Рэсси – неуловимый друг»
3. «Победитель невозможного»
4. «Новые приключения Электроника»
- Кто же изобрёл электронного мальчика? (Профессор Громов и ему помогали друзья ученики, студенты. Трудились они пять лет. Кукольнику Смехову поручили превратить кусок твёрдого тела – голову, туловище в живую куклу. Он взял фотографию из журнала (это был Серёжа Сыроежкин) натянул на машину кожу – так появился настоящий мальчик.)

Словарная работа
Найди в толковом словаре значение слова «кибернетика».
Кибернетика – наука об общих законах управления машинами.

Чтение текста подготовленным учеником.
- Что за тайна скрывалась в чемодане?
- Кто главные герои произведения?

5. Музыкальная минутка.

6. Первичная проверка понимания
Чтение учащимися произведения.
Задаём друг другу вопросы.
- Когда привёз профессор Громов в гостиницу «Дубки» Электроника?
- Кто помог Громову внести чемодан?
- Опишите чемодан.
- Докажите, что Громов любит природу?
- Каким был кибернетический мальчик? (опиши) и т.д.
Чтение диалога профессора с Электроником.
- Каким голосом говорил Громов?
- А Электроник?
- С чего начались его приключения?
Деление текста на части. Озаглавить части. (работа в парах)
Взаимопроверка.
- Какова идея произведения?
7. Рефлексия
- Из какого произведения эти иллюстрации? (слайды)
- Найди автора этого произведения.
- Выбери героев произведения.
- Закончи предложение – мне очень понравилось .

8. Итог урока. Составим «Синквейн» Электроник.

Домашнее задание: читать пересказывать текст. Ребята оценивают друг
друга.
Спасибо за урок!

15