Занятие в школьном музее Ой, какой красивый сарафан


Занятие «Ой, какой красивый сарафан»
Подготовила: руководитель школьного музея Быкова Н.В.
Участники: ГПД 1-4 классы, 10 класс
Цель:
Познакомить детей с обычаями русского народа, с русским народным костюмом-сарафаном.
Воспитывать желание узнать интересное об одежде людей; научиться создавать красивые вещи своими руками; видеть красоту в окружающих предметах.
Продолжать учить детей располагать детали на определенном расстоянии друг от друга. Развивать глазомер, внимание, усидчивость, аккуратность при работе с клеем.
Вызвать у детей веселое настроение, желание помочь кукле.
Материал: комната оборудована под русскую избу, сарафаны, украшенные разным орнаментом; кукла в русском народном сарафане и кокошнике; фото девочки в русском народном сарафане и кокошнике, клей, кисточки для клея, заготовки сарафанов, детали для украшения, салфетки, презентация, раскраски, цветные карандаши, русская народная мелодия.Ход занятия:
Орг.момент
Дети входят в «избу»
Хозяйка:
- Здравствуйте, гости дорогие! Проходите! Какие вы красивые, веселые. Посмотрите, и мы с Дашей порядок в избе навели, вас ждали. Садитесь. Скажите, вы Дашино приглашение получили?
(ответы детей)
- Ребята, Даша позвала вас в гости, чтобы показать свой новый наряд. Она ходила в магазин и купила себе красивую одежду. Даша выходи, покажи ребятам, что ты купила (появляется кукла в сарафане).
- Посмотрите ребята, что купила себе Даша?   (сарафан)
- Правильно, сарафан. Это русский народный костюм. Вот, посмотрите, в экспозиции нашего музея тоже есть сарафан (демонстрация сарафана).
- Давным-давно сарафаны ткали на самодельных ткацких станках, дома (демонстрация ткацкого станка).
- А сейчас ткань производят на ткацких фабриках. Посмотрите, как красиво украшен сарафан. Ребята, посмотрите на фото. Скажите, одинаково ли украшены сарафаны нашей Даши и девочки на фото?
Ответы детей. (Нет, не одинаково. У Даши на сарафане цветы, а у девочки – кружочки, квадратик, ромбики).Хозяйка:
- Правильно, у Даши сарафан украшен растительным орнаментом, а сарафан девочки- геометрическим орнаментом. Посмотрите, украшение идет по центру и по низу. Скажите, а какие цвета взяты для украшения, темные или светлые?
Ответы детей. (Светлые)
Хозяйка:
- Сарафаны украшают вручную, это очень трудоемкая работа. Сарафаны шьют и для дома и для праздников. Одежда для дома называется «будничной», а для праздника – «праздничной». Как вы думаете, наши героини одели сарафаны для домашней работы или для праздника?
Ответы детей (для праздника).
Хозяйка:
- Посмотрите дети, а что у Даши и у девочки на голове?
Ответы детей (кокошники)
Хозяйка:
- Обратите внимание, что кокошники украшены так же как и сарафаны. Вам нравится наряд, который купила себе Даша?
Ответы детей
Хозяйка:
- Ребята, Даша предлагает вам поиграть. (Проводится игра «Ручеек»)
Хозяйка:
- Ой, ребята, вы не знаете, почему вдруг Даша задумалась? (нет, не знаем)
- Даша, говорит, что ей хотелось бы сделать подарки для своих подружек Маши и Глаши, что ей делать не знает. Подскажите?
Ответы детей
Хозяйка:
- А давайте мы с вами смастерим сарафаны для подружек Даши с помощью аппликации. Посмотрите, у меня на столе лежат заготовки сарафанов для подружек Даши. Вы их разберите и подойдите к тем столам, на которых лежат детали для украшения (дети делятся на 2 группы).
- Прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, что мы будем делать сначала, а что потом.
Ответы детей
Хозяйка:
Инструкция по выполнению аппликации:
- Сначала разложим детали, потом аккуратно намазываем клеем детали и приклеиваем. Лишний клей убираем салфеткой.
- Скажите, нужно ли спешить?
Ответы детей (Нет, нужно работать не спеша)
Хозяйка:
- Все правильно. Не зря говорят: «Поспешишь - людей насмешишь».
- А теперь приступайте к работе (самостоятельная работа детей, во время которой звучит спокойная русская народная музыка.)
- Посмотрите ребята, какие нарядные и красивые сарафаны у вас получились. Как вы думаете, они понравятся подружкам Даши?
Ответы детей
Хозяйка:
- Ребята, а вам хотелось бы узнать историю русского народного женского костюма, увидеть, как выглядели женские наряды на Руси?
Ответы детей
Хозяйка:
- Тогда давайте посмотрим презентацию «Элементы русского народного женского костюма».
Просмотр презентации «Элементы русского народного женского костюма».
Хозяйка:
- А сейчас давайте представим себя в роли художников и раскрасим наряды русских красавиц (дети делятся на группы). Возьмите раскраски и цветные карандаши и попробуйте раскрасить костюмы девушек по образцам, представленным в презентации.
Дети раскрашивают (самостоятельная работа детей).
Хозяйка:
- Ребята, сейчас жюри, из числа старшеклассников, выберут лучшие работы и победители получат сладкие призы.
Жюри определяет победителей (I, II, III место).
Хозяйка:
- Ребята, Даша говорит вам спасибо за помощь (кукла угощает победителей конфетами, они прощаются и уходят).