Технологическая карта интерактивного занятия в музее Чемодан памяти

Технологическая карта интерактивного занятия в музее «Чемодан памяти»

Данные об учителе: Серебренникова Наталья Леонидовна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории МБОУ ДОД Центра детского творчества Устиновского района.
Предмет: интерактивное занятие в музее. Группа обучающихся: 10 – 15 лет.
Тема занятия: «Чемодан памяти». Тип занятия: первичного освоения знаний и умений.
Оборудование: раздел музейной экспозиции «И помнит мир спасенный» музея «История Устиновского района», оборудование из интерактивного фонда музея: - старый чемодан (вещмешок); плащ – палатка, каска армейская, солдатская фляжка, котелок, ремень, гильза артиллерийского снаряда, копия фронтового письма-треугольника, карточки с изображениями предметов солдатского обмундирования и оружия, мультимедийная презентация (в случае проведения занятия не в музее).
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется: обучающиеся с первоначальным уровнем знаний особенностей работы в музее, либо без предварительной подготовки.
Цели занятия как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Цель: расширение знаний обучающихся по истории Отечества через музейное дело.
Задачи:
- ознакомление обучающихся с предметами солдатского быта;
- воспитание патриотизма и уважения к людям старшего поколения;
- развитие эстетическое воспитание детей через эмоционально-образное восприятие представленных предметов и событий;
- формирование первоначальных навыков работы с музейными предметами, обучение умению представлять предмет в ходе экскурсии.

Вид планируемых учебных действий
Учебные действия
Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные
Знания основных сведений о Великой Отечественной войне, роли простого солдата, его вкладе в Победу, тяжелой фронтовой работе рядового. Сведения об обмундировании солдата, видах вооружения пехотных войск. Сведения о роли жителей Удмуртии в производстве оружия для фронта.
Высокий благодаря наличию инф. среды музея

Регулятивные
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Высокий вследствие постановки проблемного вопроса, использования приема КСО на этапе закрепления знаний.

Познавательные
Познавательные универсальные действия включают:
1. Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
2. Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей,
- построение логической цепи рассуждений,
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
3. Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


Коммуникативные
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Высокий вследствие проговаривания в ходе групповой работы

Личностные
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Достаточный


Ход занятия

Этап занятия, время этапа
Задачи этапа
Методы, приемы обучения. Формы учебного взаимодействия
Планируемый результат
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД и предметные действия

1. Мотивационно-целевой этап
постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)
Демонстрация, показ. Словесные: беседа.
Проблемный вопрос
Доброжелательный настрой, полная готовность к занятию.
Осознание и принятие целей занятия.
Создание доброжелательной атмосферы, организация внимания учащихся. Корректировка и уточнение индивидуальных и коллективных целей.
Педагог предлагает обучающимся смоделировать ситуацию начала войны, когда прозвучала сирена, объявление о начале войны, и каждый четвертый житель Удмуртии ушел на фронт.
Активизирующий прием: предлагает встать каждому четвертому из группы.
Педагог демонстрирует сцены из художественного фильма – боевика военной тематики сцену боя, в которой солдат активно ведет бой.
Проблемный вопрос: как вы думаете, война, - это ежедневный подвиг, или ежедневная работа?
Учащиеся проверяют готовность к занятию и настраиваются на деловой ритм. Обозначение своих целей, знакомство с целями других обучающихся.
Обращают внимание на стенд, на котором отражены данные о сформированных на территории Удмуртии воинских подразделениях в годы ВОВ.
Отвечают на проблемный вопрос. Предполагают, каким был солдат времен ВОВ (его личностные характеристики).
Регулятивные УУД:
- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно;
- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
Познавательные УУД:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД:
- Постановка вопросов
Личностные УУД:
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Предметные результаты:
- Воспроизведение (актуализация) знаний о

2. Ориентировочный этап
определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);
определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;
описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;
описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;
определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;
описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;
описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.
Беседа, демонстрация, проблемный вопрос
Готовность к групповой работе
Создание условий для актуализации личностно-знаниевого опыта обучающихся.
Педагог предлагает сформулировать, что могло солдату пригодиться на фронте.
Педагог предлагает обучающимся рассмотреть на стенде вертикальной витрины обмундирование солдата периодов: начала 1941 года и 1943 года (Приложение 1.)
Актуализирование личностного опыта.
Обучающиеся предполагают, что солдату могли понадобиться личные вещи, документы, обмундирование. в т.ч. для защиты от поражающих факторов.
Сравнивают экипировку солдата начала 1941 года и 1943 года, находя сходства и отличия.
Регулятивные УУД:
- Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно;
- Планирование как определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
Познавательные УУД:
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД:
- Постановка вопросов
Личностные УУД:
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Предметные результаты:
- Воспроизведение (актуализация) знаний о солдатской службе времен ВОВ

3. Поисково-исследовательский этап
постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися;
описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;
описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;
описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;
описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;
Лекция, демонстрация, рассказ.
Репродуктивные методы.
Погружение в проблемную ситуацию.
Погружение в проблему.
Формулировка проблемы, которая не имеет однозначного решения.
Для того, чтобы решить, насколько трудно было солдату на войне, педагог предлагает обучающимся прослушать лекцию (побывать на тематической экскурсии) в разделе экспозиции музея «И помнит мир спасенный».
Ключевые понятия:
- книжка красноармейца,
- солдатский медальон и «смертный листок»,
- оружие, изготавливаемое на Ижевском оружейном заводе: винтовка Мосина, пулемет системы Максима, оборонительная граната системы Лемона,
- гармонь на войне: и для отдыха, и как оружие (Приложение 2).
На этапе первичного закрепления знаний педагог загадывает загадки по предметам (Приложение 3).
Осознание возникшей ситуации.
Слушают лекцию, запоминают предметы, которые необходимы были солдату на войне.
В качестве закрепления, угадывают предмет.
Регулятивные УУД:
- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Познавательные УУД:
- Поиск и выделение необходимой информации
- Выбор способа действия
- Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме
- Контроль и оценка промежуточных результатов деятельности
Коммуникативные УУД:
-Умение слушать и вступать в диалог; Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные УУД:
- Способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с нормами
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Предметные результаты:
- Построение нового знания о солдатской экипировке
- Анализ информации по теме ВОВ.

4. Практический этап
постановка конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);
определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;
описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.
описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;
описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.
Взаимодействие в группе в ходе работы в динамических парах.
Рассказ, объяснение, пояснение.
4.1. Конкретизация задания.
Возникновение первичных мыслей по решению проблем.




4.2. Решение проблемы.
Создание образовательного продукта.

4.3. Демонстрация образовательного продукта.
Представление образовательных продуктов.

4.4. Работа с культурно-историческим аналогом.
Выявление сходства и различия
4.1. Конкретизация
Задания.
Формулирование учебного задания в форме, обеспечивающей возможность личного решения образовательной ситуации каждым учеником.
Задание: в динамических парах необходимо рассказать о роли предметов, которые необходимы были солдату на войне.
Педагог демонстрирует ход работы с одним из обучающихся.
4.2. Решение проблемы.
Помощь в достраивании образовательного продукта.
Каждый раз при смене пары, у участника сменяется и предмет, таким образом, в ходе проговаривания, каждый обучающийся знакомится с несколькими предметами.
4.3. Демонстрация образовательного продукта.
Организация обсуждения и презентации образовательного продукта. Педагог предлагает найти каждому предмет на витрине, представить его.
4.4. Работа с культурно-историческим аналогом.
Введение культурно-исторического аналога.
Дети для импровизированной экскурсии объединяются в группы согласно группам предметов, служивших солдату
4.1. Конкретизация задания.
Включение в групповую работу.
Знакомятся с предметом на витрине, представляют его, объединившись в группы:
- предметы быта,
- оружие солдата,
- солдатские документы и письма.
(Приложение 4).

4.2. Решение проблемы.
Групповая деятельность учеников.
Работа в динамических парах.

4.3. Демонстрация образовательного продукта.
Демонстрация групповых образовательных продуктов:
Участие в мини – экскурсии по витринам раздела экспозиции

4.4. Работа с культурно-историческим аналогом.
Сопоставление разных типов продукции, самоопределение своих позиций.
Регулятивные УУД:
- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
- Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии
Познавательные УУД:
- Поиск и выделение необходимой информации
- Выбор способа действия
- Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме
- Контроль и оценка промежуточных результатов деятельности
Коммуникативные УУД:
-Умение слушать и вступать в диалог
- Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
Личностные УУД:
- Способность взаимодействовать с товарищами в группе в соответствии с нормами
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Предметные результаты:
- Построение нового знания о работе солдата на войне
- Анализ информации по теме ВОВ

5. Рефлексивно - оценочный этап
постановка целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);
определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;
определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.
Беседа, демонстрация, практический метод
Усвоение способов решения возникших проблем.
Организация индивидуальной и коллективной рефлексии.ходе беседы педагог предлагает обучающемуся примерить форму солдата, описать свои ощущения.
Педагог предлагает каждому ответить, что сегодня нового он узнал для себя.
В заключение педагог декламирует стихотворение, моделируя ситуацию проводов солдата на войну (Приложение 5).
Индивидуальная рефлексия по осознанию происходившей деятельности.
Обучающиеся отмечают значительный вес оружия и обмундирования солдата, отмечая, что солдатский подвиг – это ежедневная трудная работа.
Отвечают на вопросы:
1. Сегодня я узнал
2. Я смог научиться
3. У меня возник вопрос
Регулятивные УУД:
- Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД:
- Контроль и оценка результатов деятельности в форме определения полноты удовлетворения информационного запроса
- Выделение и формулирование познавательной цели
- Оценка действий человека
Коммуникативные УУД:
- Учет позиции других людей
- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов
- Постановка вопросов
- Умение аргументировать свою точку зрения
- Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Личностные УУД:
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов
Предметные результаты:
- Применение знаний о глазах для оценки действий человека
- Способность использовать полученные знания о глазах в качестве аргументов для защиты собственной точки зрения


Дата: Подпись учителя:




Список литературы и Интернет ресурсов
1. Койнова С.И. Конспект внеклассного мероприятия по истории России, посвящённого70 - летию Великой Победы. МКОУ Заболотновская основная общеобразовательная школа городского округа Сокольский Нижегородской области. Электронный адрес работы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Стыденко Н.А. История России в произведениях русских поэтов. Волгоград 2008.
3. Сорокина Е.Н. – История. Нестандартные уроки. Волгоград 2006.
4. Поэзия Великой Отечественной
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://www.stihi.ru/2013/02/09/7965
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://blog.i.ua/community/53/304811
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://intpicture.com/fotografii-vojny-1941-1945-godov/








































Приложение 1.

Рис. 1. Красноармеец 1940 – 1941 гг.


Рис. 2. Красноармеец 1943 г.



Приложение 2.

«ЭХО ВОЙНЫ»
(текст экскурсии для школьников)

Великая Отечественная война оказалась самой жестокой и кровопролитной в истории нашей страны. По данным историков страна потеряла более 27 миллионов граждан. Во все времена память о защитниках Отечества, ценою жизни отстоявших Родину, свято чтили на нашей земле, однако после войны не захороненными остались тысячи советских солдат. Официальные власти, призванные заниматься этим вопросом, забыли о них.
Сегодня, спустя 69 лет после окончания войны сотни тысяч защитников нашего Отечества лежат не погребенными на местах боев, в заросших окопах, блиндажах, воронках. До сих пор родные и близкие не знают о судьбах своих отцов, братьев, дедов, прадедов, которым пришлось защищать свою Родину на жестокой и страшной войне.
Каждый год поисковики Удмуртии выезжают на места боев, что поднять и перезахоронить останки солдат, чтобы вернуть им имена, отдать последнюю дань уважения. Много страшных остатков войны хранит многострадальная земля в районах экспедиций. И все, что представлено на этой выставке было привезено из поисковых экспедиций разных лет.
Витрина 1. Одной из главных задач поисковиков является идентификация без вести пропавшего солдата. Узнать, кем был солдат, помогают разные предметы, найденные рядом с останками. Самой бесценной находкой является медальон. У солдат Советской Армии в годы войны медальоны были только в 1941-1942 г.г. Они представляют собой восьмигранную пластмассовую капсулу с завинчивающейся крышечкой, в которую вкладывался скрученный в трубочку листок бумаги с анкетными данными солдата (ФИО, год рождения, звание, откуда призван, адрес родственников). Эти капсулы- медальоны солдаты носили либо в нагрудном кармане гимнастерке, либо в специальном маленьком кармашке на поясе галифе. Среди солдат существовало поверье: если заполнить медальон – обязательно убьют. Поэтому некоторые не заполняли анкетные данные, некоторые использовали капсулу не по назначению (чаще всего в качестве игольницы). Через два года войны командование решило, что эти медальоны не к чему, они только «снабжают» полными сведениями противника. Медальоны были отменены с 1942 года. Некоторые солдаты использовали гильзу от патронов, куда вкладывали листочек бумаги со своими данными и просили в случаи смерти сообщить семье о его гибели.
Вот такие красные пятиконечные звездочки крепились на головных уборах солдат РККА.
Каждый солдат имел денежное довольствие (монеты).
23 июня 1941 года финансовым управлением Наркомата обороны войскам были отданы четкие указания на этот счет. Сами оклады остались прежними, однако добавились так называемые полевые деньги. Для бойцов, получающих мене 40 рублей в месяц, прибавка составляла 100% должностного оклада, от 40 до 75 рублей – 50 % и выше 75 рублей – 25%. То есть командир взвода на фронте получал всего лишь на четверть больше, чем в мирное время, - выходило около 800 рублей. При этом полевые деньги платили только в тех частях, которые входили в состав действующей армии. А если часть переводили в тыл, выдача полевых денег автоматически прекращалась.
Некоторые имели нагрудные знаки (ГТО, Ворошиловский стрелок).
29 октября 1932 года Президиум центрального Совета СССР и РСФСР утвердили Положение о звании «Ворошиловский стрелок» в целях повышения стрелкового мастерства.
Здесь же представлены письменные принадлежности: чернильница, карандаш, ручка перьевая. В промежутках между боями солдаты писали письма, приводили себя в порядок, так как согласно солдатскому уставу боец должен выглядеть аккуратным, выбритым (бритва, расческа). Одним из немногих солдатских удовольствий была свернутая цигарка (мундштук).
Витрина 2. Здесь представлены предметы быта солдат. Значение пищи переоценить невозможно. Роль пищи на войне увеличивалась вдвойне. Без достаточного рациона, нормального качества и достойной калорийности солдат не может вести боевые действия. Пищу обычно готовили в тылу в походных кухнях, затем при помощи лошадей ее привозили на передовую, где повар раздавал пайки солдатам. Но часто добраться на передовую не удавалось по разным обстоятельствам: не было лошадей, был сильный обстрел и т.д. Тогда повара или разведчики приносили еду в окопы в огромных заплечных термосах. Вы видите нехитрую солдатскую посуду: котелки, кружку, ложку, фляжки.
Встречались так фляжки из стекла. Появление в 1941 году походных армейских фляжек из такого неподходящего для этого материала, как стекло, принято объяснять экономией алюминия.
Перед вами саперная лопатка, которая служила для солдат не только инструментом для рытья окопов, землянок, но и иногда из-за отсутствия оружия или боеприпасов, особенно в начальный период войны, ее использовали как холодное оружие. Иногда использовали в качестве топора. Фрагменты амуниции: ремни, противогаз, подсумок. В Ижевске изготовляли знаменитую винтовку Мосина, подсумок с фрагментами патронов к которой вы видите. В сутки изготавливали 12 тыс. винтовок, что полностью вооружало по одной стрелковой дивизии.
По тем или иным находкам можно определить принадлежность солдата к Красной армии или противника (немецкий котелок, фляжка, саперная лопатка).
Витрина 3. Роль медицины на войне велика. Многие считают, что войну выигрывают врачи. Сколько раненых солдат и офицеров возвратили они в строй. Медицинские учреждения, в которых излечиваются раненные военные, называются госпитали. Госпитали бывают 2х видов – эвакуационные и походно-полевые. Первые находятся в глубоком тылу, вторые непосредственно вблизи от боевых действий. Ведя поисковые работы на территории Ленинградской области, поисковики не раз находили так называемые госпитальные поляны. Вот эти маленькие ампулы с йодом, бутылочки из-под лекарства были привезены оттуда. Каждый солдат должен был иметь при себе ИПП (индивидуальный перевязочный пакет: 2 бинта, булавка).
Двухгорлая масленка применялась в войсках для хранения щелочного состава и ружейной смазки. В отделении с буквой Щ хранился щелочной состав, в отделении с буквой Н – ружейная смазка, масленка хранилась в кармане сумки для магазина. Щелочной состав применялся для очистки от порохового нагара ствола и других частей, подвергавшихся действию пороховых газов. Ружейная смазка применялась для смазывания клапана ствола, частей и механизмов автомата после их чистки.
Витрина 4. Перед вами каски: первая советская каска, образца 1938 года, довольно эффектная, но она сослужила недобрую службу. Звезда на каске представляла прекрасную мишень для вражеских снайперов. Вторая советская каска более совершенная, образца 1940 года. Если поисковики на поверхности видят каску или противогаз, то это верный признак того, что здесь необходимо все обыскать, и, как правило, находятся останки. Рядом представлена немецкая каска.
Так же представлены фрагменты оружия и боеприпасов:
Минометная мина – оперенный снаряд, предназначенный для стрельбы из минометов. Минометная мина названа так, потому что в качестве первых боеприпасов для миномета использовались морские мины.
Бронестекло – в военной авиации (необходимость защиты летчика от пулеметного огня самолетов противника). В период Второй мировой войны прозрачная броня устанавливалась практически на всех типах боевых самолетов воюющих государств – истребителях, истребителях-бомбардировщиках, штурмовиках и бомбардировщиках. Создал русский ученый Китайгородский Исаак Ильич, которое в 25 раз прочнее обычного стекла.
Ф-1 – ручная противопехотная оборонительная граната. Предназначена для поражения живой силы в оборонительном бою. Из-за значительного радиуса разлета осколков метать е можно только из-за бронетранспортера или из танка.
Характеристики Ф-1:
Дальность броска – 50-60 м
Радиус поражения осколками – 5 м
Кол-во осколков до 300 шт.
Ручная противотанковая граната образца 1941 года РПГ – 41 ударного действия. Предназначена для борьбы с бронемашинами и легкими танками, имеющими броню толщиной 20-25 мм, а так же могла быть использована для борьбы с ДОТ и укрытиями полевого типа. РПГ-41 могла использоваться также для поражения средних и тяжелых танков при попадании в уязвимые места машины (крышу, гусеницу, ходовую часть).
Характеристика РПГ – 41: Вес 2 кг. Дальность метания 10-15 м
ПОМЗ - 3 (Противопехотная Осколочная Мина Заграждения) – советская противопехотная осколочная мина натяжного действия.
Предназначена для выведения из строя личного состава противника. Поражение наносится осколками корпуса мины. Подрыв производится, когда человек, зацепившись ногой за проволочную растяжку, выдернет боевую чеку взрывателя.
Мина состоит из чугунного корпуса. Устанавливается мина вручную на вбитый в грунт деревянный колышек, входящий в комплект мины. Вес мины 1,2 кг и длина 107 мм. По состоянию на 2009 год мина ПОМЗ – 2 уже не производилась.
Магазин к пистолету – пулемету системы Судаева (ППС) – варианты пистолета-пулемета, разработанного советским конструктором Алексеем Судаевым в 1942 году. Применялись советскими войсками во время Вов. Нередко ППС рассматривался в качестве лучшего пистолета-пулемета Второй мировой войны. В общей сложности было выпущено порядка 500 тыс. единиц. После окончания войны, в начале 1950-х годов ППС был снят с вооружения и постепенно заменен автоматом Калашникова.
Диск к пистолету-пулемету системы Шпагина (ППШ) – советский пистолет-пулемет, разработанный в 1940 году конструктором Г,С, Шпагиным и принятый на вооружение 21 декабря 1940 года. ППШ представляет собой автоматическое ручное огнестрельное оружие, предназначенное для ведения огня очередями и одиночными выстрелами. К преимуществам ППШ можно также отнести большую емкость барабанного магазина (71 патрон). В 1950-х годах снят с вооружения.
Диск к ручному пулемету системы Дегтярева. Очень часто встречаются подобные диски, что говорит о распространенности пулемета Дегтярева, который изготавливался на Ижевском оружейном заводе.
Ручной пулемет ДП был создан конструктором В.А. Дегтярвым в 1926 году и был принят на вооружение в феврале 1927 году под названием «7,62 – мм ручной пулемет ДП (Дегтярев - пехотный)». Он оставался основным автоматическим оружием стрелкового отделения до 1944 года.
Важным достоинством была и его простота и технологичность. На изготовление ручного пулемета Дегтярева требовалось в 1,5 раза меньше времени, чем на зарубежные образцы, в 2 раза меньше лекальных обмеров и переходов, чем на револьвер и в 3 раза меньше, чем на винтовку.
Характеристика ДТ:
Масса 11,9 кг
Масса дискового магазина 2,8 кг
Емкость магазина 47 патронов
Темп стрельбы 600 в/м
Практическая скорострельность 80 в/м
Поисковики возвращают людям имена родным, снимают безнадежный ярлык «без вести пропавший» с наших защитников, помогают сегодняшним ребятам ощутить себя частью истории, сынами Отечества. Память о погибших солдатах – наш долг исторический, нравственный, человеческий.















Приложение 3.
Угадайте предмет

Предмет 1. «Этот предмет был у каждого солдата и офицера, без него никак не обойтись, а использовали его иногда всего лишь раз в день и очень редко как положено – три раза в день». Что это?
Вторая подсказка: «Используя этот предмет, солдат сил набирался, досыта наедался»

Предмет 2. Заглянем снова в наш чемодан. Этот предмет спасал от жажды, это обязательный атрибут солдата, бывало немало случаев, когда «она» спасала солдатам жизнь. Что же это?

Предмет 3. А сейчас мы поработаем с треугольником, как вы думаете с каким?
Правильно, треугольником в годы войны называли солдатские письма.
Весточки с фронта, как ждали их дома. Завидев издали почтальона, женщины радостно бежали навстречу, с радостью и надеждой. Но надежды порой оборачивались горем, если вместо треугольника почтальон доставал просто бумагу – это извещение. В народе их называли похоронками.






































Приложение 4.

Карточки для работы в динамических парах



ПАТЕФОН
Использовался для прослушивания музыки
на пластинках



КНИЖКА КРАСНОАРМЕЙЦА
Служила основным документом солдата, куда записывалось обмундирование, выданное ему




ГРАНАТА F-1 («Лимонка»)
Применялась для уничтожения живой силы противника, при взрыве осколки поражали все вокруг на 200 метров



ППШ (пистолет – пулемет Шпагина)
Применялось для ведения боя по время Великой Отечественной войны



ОФИЦЕРСКИЙ ПЛАНШЕТ
Использовался для хранения документов, карт. Если офицера брали в плен, должен был быть уничтожен



ПУЛЕМЕТ МАКСИМ
Применялся в бою для уничтожения живой силы противника



СОЛДАТСКИЙ МЕДАЛЬОН
Использовался для хранения сведений о солдате



СОЛДАТСКАЯ ФЛЯЖКА

Использовалась для хранения воды



СОЛДАТСКИЙ КОТЕЛОК С ЛОЖКОЙ

Использовался для приема пищи



КИСЕТ
Использовался для хранения табака, махорки



МАЛАЯ ПЕХОТНАЯ ЛОПАТА

Применялась для рытья окопов



ПУЛЕМЕТНЫЙ ДИСК

Использовался в пулемете для серии выстрелов



СОЛДАТСКАЯ КАСКА
Использовалась для защиты от пуль




ПОЛЕВОЙ КОТЕЛОК

Использовался для приготовления пищи



СОЛДАТСКИЕ САПОГИ

Использовались как часть обмундирования солдата



ВЕЩЕВОЙ МЕШОК

Использовался для хранения и переноски вещей



ГАРМОНЬ

Была на фронте и другом солдата, и оружием в бою



СМЕРТНЫЙ ЛИСТ

Хранился в солдатском медальоне, в случае смерти солдата служил хранилищем сведений о нем



ГИМНАСТЕРКА
Часть солдатской одежды, надеваемой на тело







ВИНТОВКА МОСИНА
Оружие советского солдата



ПАТРОН

Использовался для поражения живой силы противника



ПИЛОТКА
Использовался как летний головной убор, название получила в честь пилотов, которые носили ее



СОЛДАТСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Использовался как письмо



ПОДСУМОК СОЛДАТСКИЙ
Использовался для хранения патронов


Приложение 5.

Не танцуйте сегодня, не пойте.
В предвечерний задумчивый час
Молчаливо у окон постойте,
Вспомяните погибших за нас.

Там, в толпе, средь любимых, влюблённых,
Средь весёлых и крепких ребят,
Чьи-то тени в пилотках зелёных
На окраины молча спешат.

Им нельзя задержаться, остаться –
Их берёт этот день навсегда,
На путях сортировочных станций
Им разлуку трубят поезда.

Окликать их и звать их – напрасно,
Не промолвят ни слова в ответ,
Но с улыбкою грустной и ясной
Поглядите им пристально вслед.
Вадим Шефнер.

Рисунок 1C:\Users\youth\Desktop\Для экскурсии\26503-0-P1490412.jpg