Конспект семинара-практикума для педагогов ДОУ Построение взаимоотношений с ребенком на основе принципа гуманизма


Афанасьева М. Е. – педагог-психолог
дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»
КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы
комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»
г. Усть-Каменогорск 2016 г.
Семинар-практикум для педагогов на тему:
«Построение взаимоотношений с ребенком на основе принципа гуманизма»
Цель: выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личных взаимоотношений с детьми на основе принципа гуманизма.
Задачи:
1. Способствовать выделению сильных и слабых сторон значимых в профессиональной деятельности качеств личности членов группы.
2. Начать активное овладение личностно – ориентированной позицией по отношению к воспитанникам.
3. Развитие профессиональной рефлексии педагогов.
План:
1. Основные положения гуманистического подхода.
1.1. Определение гуманистического подхода.1.2. Принципы воспитания детей1.3. Основные подходы гуманистического подхода1.4. Педагогические технологии на основе гуманистического подхода
2. Гуманистический подход в воспитании детей. Психологический практикум.
Ход семинара
Упражнение «Приветствие» - педагоги называют свое имя, рассказывая о себе, и с какой целью они пришли на семинар-практикум.
Слово гуманизм – от латинского  “humanus” означает человечность, человеколюбие, уважение к достоинству человека, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

- Вопрос: Объясните понятие «Гуманное воспитание»?
Практическое задание: Перечислите качества «Гуманного человека».
(Любовь к людям, забота о них, душевная мягкость, высокая требовательность к ним (Никто, быть может, так не уважал и не любил своих воспитанников, как А. С. Макаренко, и в то же время он считал необходимым предъявлять к ним как можно больше требований), чуткость (Чуткость предполагает понимание того, что может причинить человеку горе или радость, умение понять нужду человека, его переживания, сообразить, какая именно помощь нужна в том или ином случае, и оказать эту помощь тактично, так, чтобы она не оскорбила человека), внимательность, участливое отношение к человеку, к его желаниям, чувствам, заботам и интересам, с бережным отношением к людям, с постоянной готовностью помочь человеку, поддержать его советом или делом, подбодрить его, искренность и правдивость, эмпатия и сострадание).
- Вопрос: Что для Вас значит понятие «Идеал культурного человека»?
Идеал культурного человека, как отмечал А. Швейцер, "есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность".
Практическое задание: Напишите, каким должен быть культурный человек? (это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство, искренность. Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения – одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек – человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию. (Каждый добавляет качества, не повторяясь за предыдущим)
Как стать культурным человеком?
Чем же определяется понятие культурного человека? Стоит рассмотреть определяющие черты культурного человека, и тогда мы с вами узнаем, что же означает быть культурным человеком. Перечислим основные отличительные качества культурного человека, которые должны в нас преобладать.
Внешние признаки. Встречают человека, как говориться, по одежке. Первое впечатление почти всегда верное, поэтому культурный человек всегда отличается презентабельным внешним видом, одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе;
Черты характера. Основными чертами и характеристиками культурного человека, а именно его характера и свойств личности являются ответственность, доброта, прирожденная вежливость, великодушие и искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе. Признаки культурного человека, приобретенные с возрастом и опытом, заложенные в него воспитанием, должны заключаться в чувстве меры и такта, толерантности, отсутствии хамства, уважении к другим, сочувствии и сострадании, готовности помочь, самоотдаче и самопожертвовании;
Саморазвитие. Это не менее важный признак, по которому определяется культурный уровень человека. Эрудированность и образованность, цивилизованность и общие знания о мире, почитание знания и умение ценить прекрасное, – вот те главные качества личности, определяющие, каким должен быть культурный человек. Умение созидать и стремиться к новым знаниям и умениям, открытость всему новому и неизведанному, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию отличают культурного человека от других людей.
Сотрудничество с людьми. Под этим подразумевается умение сотрудничать, работать в команде, трудиться на общее благо, уметь жертвовать собой ради высоких целей. Признаки, определяющие, какого человека можно считать культурным, – это отсутствие меркантильности, умение ставить личные интересы ниже общих целей и интересов, готовность помогать и учить, делиться своим накопленным опытом, знаниями и умениями, стремление учиться и перенимать опыт у других.
Преданность родной стране и ее культуре. Это еще один немаловажный признак культурного человека. Ведь не может называться культурным тот человек, который ничего не знает про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции. Это качество во многом зависит от образованности и от воспитания, от родителей и общества, в котором рос человек. Однако его стремление к новым знаниям может самостоятельно воспитать из него личность.
РАЗМИНКА «Заповеди педагогического общения» (Приложение 1)
Разминка проводится с целью психологической разгрузки, переключения внимания, эмоционального настроя на дальнейшую работу. Педагогам предлагается достать из корзины листочек и громко прочитать утверждение, соответствующее личностно-ориентированному подходу в образовании.
Принцип гуманистического воспитания
Принцип уважения личности ребенка и его прав – основополагающий принцип. Исследования показывают, что права ребенка в РК, России как, впрочем, и в других странах, соблюдаются далеко не всегда. Плохо знают педагоги Конвенцию ОНН и другие правовые документы. Так, например, установлено, что 80 % обследованных учителей нескольких областей не знало ни одного положения Конвенции; 46% не скрывало, что использует в работе авторитарные методы; что из 100 конфликтов, возникающих между учителем и учениками, 89 возникают по вине учителя; что уважительное отношение к детям независимо от их успеваемости и индивидуального развития проявляет только 18 % учителей. Статистика показала, что нарушение воспитателями и учителями прав ребенка нередко соседствует с формальным их признанием. Поэтому, нужно признавать право ребенка быть тем, кто он есть, воспитатель должен создавать условия для развития ребенка, проявляя доброжелательность и понимание. 
- Давайте вспомним все права ребенка: (педагоги отвечают не повторяясь) право ребенка на фамилию, имя, отчество, образование, национальность, гражданство, семью, получение медицинской помощи, право на жизнь, личную свободу, неприкосновенность достоинства, свобода слова и выражение мнения, свобода совести и развитие своей общественной активности, право на условия для полноценного существования (физические, психологические, духовно-нравственные).

Хочу отметить, что  гуманизация пространства детства вовсе не означает  отказа от педагогического процесса как такового или замены его панибратскими  отношениями между педагогами и детьми, анархию и бесконфликтность воспитательного процесса – напротив, гуманизация пространства детства означает большую упорядоченность детской жизни, серьезные нагрузки детей (как физические, так интеллектуальные), обеспечение детям ситуаций спонтанного и осознанного выбора, сильных эмоциональных переживаний, пространства полной свободы. В сущности, речь идет о гуманизация  педагогической деятельности.
Методы гуманистического воспитания
Все нравственное воспитание детей
сводится к доброму примеру.
Л. Н. Толстой
И.П. Иванов выдели три группы методов гуманистического воспитания:
Первая группа — это методы и приемы товарищеского побуждения, т. е. методы воспитывающего воздействия учителя;
Вторая подгруппа методов — это те методы и приемы, которые возбуждают и укрепляют чувство ответственности за себя и за товарищей, т. е. методы воспитывающего воздействия группы;
Третья подгруппа — это методы и приемы, с помощью которых укрепляются
у воспитанников чувство веры в свои силы, чувство коллективной чести и достоинства методы самопознания (рефлексию): самонаблюдение, самоанализ, самооценку, самоконтроль.
Методы гуманистической педагогики
Исходное требование, пример, создание учебной ситуации
Игра, приучение, убеждение, личный пример
Лекция, поощрение, одобрение, упражнения
Коллективные творческие дела
Коррекция
Награждение
Диспут
Разъяснение
Похвала
Соревнование
Система перспективных линий (принцип паралелльного действия по Макаренко)
Ситуация морального успеха (создания ситуации успеха в ходе учебно-воспитательной работы)
Воспитывающая ситуация
Самоконтроль, самоанализ,
самонаблюдение, самовоспитание,
самообразование, самокритика,
самообязательство, самоубеждение,
самореализация, педагогическое сотрудничество
Практическое задание: Проанализируйте, какие приёмы, методы, и ситуации воспитательного процесса в системе гуманистического воспитания в своей работе Вы используете, а какие Вам предстоит освоить (работа в группах, обсуждение).
Памятка для педагогов!
«Классификация методов воспитания по системе А. И. Малащенко»
Методы воспитания (система А. И. Малащенко)
Классификация групп методов
по целевой направленности Классификация по отношению к развитию ребенка
Методы организации
жизнедеятельности
и общения Методы просвещения,
убеждения и
формирования сознания Методы стимулирования
общения и
деятельности
Побуждающие методы
 
 
  Положительная перспектива,
пример, педагогическое
требование, подражание,
создание учебной ситуации Разъяснение, беседа,
информирование, пример
Похвала, положительная
перспектива, позитивные
стимулы, просьба,
побуждение
Методы ориентировки
и формирования
качеств личности
  Исходное требование,
игра, приучение,
упражнение, КТД,
требование-норма Приучение, беседа,
убеждение, лекция,
диспут Поощрение, награждение,
система перспективных
линий, ситуация
морального успеха, пример.
Методы индивидуальной
корректировки
 
  Требование-норма, коррекция,
проектирование успеха Информация, внушение,
переубеждение, разъяснение Соревнование, индивидуальный
контроль, авторитетное мнение,
личная перспектива,
воспитывающая ситуация
Методы саморегуляции,
самореализации
  Групповая коллективная
игра, самоконтроль,
самоанализ Самовоспитание, самонаблюдение,
самоубеждение, самообразование Самоконтроль, самоанализ,
самокритика, самообязательство
Памятка для педагогов!
«Ситуации учебно-воспитательного процесса»
Ситуация авансирования доверия (А. С. Макаренко) характеризуется тем, что доверие дается авансом личности, еще не окрепшей, но уже готовой оправдать его. Создаются условия для выражения доверия со стороны товарищей или значимого для ребенка взрослого.
Ситуация непринужденной принудительности (Т. Е. Конникова) – это механизм влияния конкретной ситуации не в виде бескомпромиссного требования педагога, а в виде актуализации уже имеющихся мотивов поведения в новых условиях, обеспечивающих активное участие каждого ребенка в жизни коллектива, благодаря чему складывается позиция субъекта, творческого соучастника.
Ситуация свободного выбора (О. С. Богданова, В. А. Караковский). В ней ребенок ставится перед необходимостью и получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Иногда ситуация выбора приобретает характер конфликтной ситуации, в которой происходят столкновение и борьба несовместимых интересов и установок (М. М. Ященко, В. М. Басова).
Ситуация соотнесения (Х. Й. Лийметс) предполагает оценку, принятие решения и поступка человека на основе уже имеющегося опыта, благодаря чему человек становится субъектом ситуации. В педагогической практике ситуация соотнесения часто создается в тех случаях, когда у школьников возникает потребность сравнить свой коллектив с другими во время обсуждения перспектив жизни коллектива. По отношению к личности педагог создает подобную ситуацию, когда необходимо побудить школьника к самосовершенствованию, самовоспитанию («Ты что, хуже?»).
Ситуация соревнования (А. Н. Лутошкин) предполагает не только желание быть лучше, но и волевое усилие и, как результат, достижение лучших в сравнении с другими показателей. Это достижение подтверждается и официальным признанием: призовое место, количество баллов, почетная грамота и т. п.
Ситуация успеха (О. С. Газман, В. А. Караковский, А. С. Белкин) наиболее широко используется в практике воспитания. Создается она в том случае, когда нужно поддержать коллектив или отдельного ребенка, закрепить положительное в их развитии, помочь преодолеть неуверенность в своих силах, заставить взглянуть на себя по-новому. Успех в ситуации гарантирован, но его предопределенность не должна быть заметна для воспитуемых. Должна быть обеспечена объективность успеха, в противном случае это вызовет негативные последствия для отношений. Необходимым условием является желание коллектива или личности достигнуть успеха, приложить усилия.
Ситуация творчества (В. А. Караковский). Суть ее заключается в создании таких условий, в которых актуализируются выдумка, воображение, фантазия, способность к импровизации, умение выйти из нестандартной ситуации.
Итог семинара
РЕФЛЕКСИЯ семинара, упражнение "Кейс"
Подумайте и назовите, какие знания, выводы, приёмы вы возьмете в свой кейс, если можно поместить только три.
Релаксация: педагоги просматривают видеоклип «Здравствуй, добрый человек».
Заключительное слово:
«Этот  сегодняшний день должен быть ясным, полным радостных усилий, ребячий, без забот, без обязанностей свыше лет и сил.
Я обязан обеспечить ему возможность израсходовать энергию, я обязан независимо от громыхания обиженного писаного закона и его грозных параграфов – дать ребенку все солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков»
 Януш Корчак
Используемая литература
Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие
Буйлова Л.Н., Клёнова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
Гизбург Ф. Заповеди педагогического общения//Воспитание школьников, 2003 – № 4.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998;
Якиманская И.С. личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996; изд.2-е 2000;
Косюк Л.П. Центральная фигура - ученик как личность // Директор школы. 1995, №5;
Кэмбелл Р. Как на самом деле любить ребенка. - М., 1997;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЗАПОВЕДИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
(Ф. Гизбург)
Манерам подражая проповедника, ориентируй речь на собеседника.
Ты за внимание борись, не строй общение «сверху вниз».
Стремись изучать детей настроение,
Их мимику, жесты и глаз выражение.
Какие они вчера и сегодня,
Какие с утра и какие в полдень,
Что говорят они смехом, слезами...
Учись себя видеть детей глазами!
Не ограничивайся только информацией.
Воздействуй, наблюдая за реакцией.
Умейте слушать вдумчиво, внимательно и завоюете ребенка окончательно.
По пустякам не возникать!
Конфликты нейтрализовать!
Порой идти на мелкие уступки и осуждать не личность, а поступки!
8. Вот ребенок. Чтоб найти подход к нему, начинай с вопросов: «Почему?», «Как?», «Зачем?», «Что думаешь о том?», инициативен будь притом.
9. Любите детей, будьте вежливы с ними. Они в любом возрасте очень ранимы.
10. Полнее используйте роль одобрения и избегайте шаблона в общении!
11. «Голая» критика будет вредна, если добра не содержит она.
12. Фамилия редко бывает нужна. Запоминайте детей имена!
13. В игре и спорте, танцах и работе — везде пример вы личный подаете.
Нельзя об этом забывать.
Собой учитесь управлять.
Чтоб уважения детей добиться, слово и дело должны сходиться!
Вы должны оптимизмом лучиться,
Пусть даже с риском потом ошибиться.
Не бойтесь вежливыми быть: спасибо детям говорить
Уважайте чужое мнение, понимайте детей настроение.
Все коллективно обсуждайте, но персонально поручайте!
И персонально отвечайте, о том, друзья, не забывайте...
Ставьте себя на место детей и сможете их понять поскорей!
Дети не любят грубые фразы: выполнят просьбу, но не приказы.
Старайтесь все о детях знать, контакты личные искать.
Не отвечайте на вопрос вопросом, не будьте строгим, хмурым «боссом».
Не будьте скучными, банальными,
Старайтесь быть оригинальными.
Но в этом тоже меру знайте и носом дверь не открывайте...
Признать ошибку потрудитесь, перед ребенком извинитесь.
От этого авторитет ваш вовсе не сойдет на «нет».
Интересуйтесь не периодически детей усталостью физической, психической.
«Любимчиков» не заводите, за прегрешения не мстите.
Наедине все выясняйте и перед всеми не ругайте.
Не унижайте их при всех.
Ведь убивает даже смех!
28. Наказывать работой непедагогично.
Но если так — трудитесь с ними лично.
Пускай детишки ваши понимают, что и учителя за них страдают.
Коли не можете найти ответа, то не стесняйтесь признаться в этом.
Воспитывай, но, ради Бога, не досаждай моралью строгой!