Методический материал семинара-практикума для педагогов Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога


Семинар-практикум
Креативность как один из компонентов
профессиональной компетентности
современного педагога
Креативность — это значит копать глубже,
смотреть лучше, исправлять ошибки,
беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить
сквозь стены, зажигать солнце, строить замок
на песке, приветствовать будущее.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Современный мир меняется стремительно. И на учебе, и на работе, и в быту человек раз за разом сталкивается с новыми ситуациями, в которых велика степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху.
Креативность понятие относительно новое и неустоявшееся в психологии. В зависимости от психологического направления под ним понимается либо деятельность по созданию чего-то нового, оригинального; либо характерологическое качество личности; либо процесс или комплекс когнитивных и личностных особенностей индивида, способствующих в психологическом смысле становлению творчества.
Психологический словарь.
Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Первоначально Креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности. Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с К. до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует К.
В настоящее время Креативность рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик. Соответственно, центральное направление в изучении Креативность — выявление личностных качеств, с которыми она связана.
Креативность (англ. creativity) - творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривают как важнейший и относительно независимый фактор одаренности, который редко отражается в тестах интеллекта и академических достижений. Напротив, К. определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям.
Говоря о креативности, следует выделить ее характеристики:
• Главных проявлений креативности два:
1) возможность продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, при недостатке информации, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату;
2) возможность создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью.
• Поле для проявления креативности — это не только виды деятельности, традиционно относимые к творческим (рисование, игра на сцене и т. п.), но любые жизненные ситуации, в которых присутствуют новизна и неопределенность.
• Креативность — это не единичная способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также общая жизненная позиция человека. Она не сводится ни к какому-то единичному психологическому качеству, ни к специальным творческим способностям (художественным, музыкальным и т. п.).
• Креативность неспецифична, она не является жестко связанной с конкретными видами деятельности, а может активизироваться в самых разных ситуациях. Ее тренировка в каком-то одном виде деятельности ведет к тому, что она начинает ярче проявляться и в других видах.
• Креативность в той или иной степени свойственна всем людям, а не является уникальным психологическим качеством, «печатью гения». Конечно, степень ее выраженности может существенно различаться, однако у большинства людей она вполне достаточна для того, чтобы творчески подходить к решению жизненных проблем. Если этого не происходит, то проблема обычно не в отсутствии творческих способностей, а в их недостаточной «настройке», неумении ими пользоваться.
• Креативность управляема и развиваема — ее можно активизировать и тренировать, в том числе и посредством специально смоделированных игровых ситуаций.
Часто понятие «креативность» отождествляют с понятием «творчество». Теоретический анализ литературы позволил разграничить данные понятия. Отличие состоит в том, что творчество понимается как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию нового, а креативность рассматривается как внутренний ресурс человека. Хотя и в креативности, и в творчестве необходимо присутствует момент преобразования, но в креативности оно касается системы знаний и ценностей самого субъекта, а в творчестве и некоторой части системы социокультурных отношений, норм, ценностей, знаний, способов действий. И в творчестве, и в креативности присутствует момент оценки созданного и создаваемого, но в творчестве это оценка со стороны другого, а в креативности по меньшей мере самооценка. Понятие «творчество» является более общим (включающим в себя, в том числе, и креативность), отражающим помимо субъективных моментов также процесс новизны, порождаемой субъектом деятельности.
Понимание сущности творчества и лежащих в его основе способностей — вопрос, по которому существует множество разноречивых психологических, педагогических и философских теорий, мнений и концепций. Не претендуя на полноту изложения этого вопроса, обсудим некоторые психологические аспекты, которые наиболее важны для понимания сущности предлагаемой программы развития креативности.
Творчество в широком смысле рассматривается как деятельность в ситуации неопределенности, направленная на получение результатов, обладающих объективной или субъективной новизной. В этом плане творчество не обязательно связано с такими видами деятельности, традиционно относимыми к творческим, как рисование, сочинение музыки или стихов, игра на сцене и т. п. Оно имеет место во всех тех случаях, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющихся условий. Креативность как система творческих способностей может рассматриваться в психологии в нескольких ракурсах: как характеристика интеллектуальной сферы, как самостоятельное качество мышления, не сводимое к интеллекту в его традиционном понимании, либо как система личностных качеств.
Существуют различные определения креативности, в которых акцент может делаться:
• на продукты, создаваемые благодаря ей: креативность как способность порождать нечто новое, необычное, оригинальное;
• на процессы: креативность как особая разновидность творческого мышления, высокоразвитое воображение, эстетическое мировосприятие и т. д.;
• на личностные качества: креативность как открытость к новому жизненному опыту, независимость, гибкость, динамичность, оригинальность, самобытность личности;
• на внешние условия: креативность как способность продуктивно действовать в ситуациях с высокой степенью неопределенности, где отсутствуют заранее известные алгоритмы, гарантированно ведущие к успеху.
Так или иначе, креативность рассматривается как некая противоположность обыденности, стандартности, конформности (податливости внешнему влиянию).
Таким образом, креативность включает в себя:
1) интеллектуальные предпосылки творческой деятельности, позволяющей создавать нечто новое, ранее неизвестное (творческие способности в узком смысле этого понятия), а также предварительный набор знаний и умений, необходимых для того, чтобы это новое создать;
2) личностные качества, позволяющие продуктивно действовать в ситуациях неопределенности, выходить за рамки предсказуемого, проявлять спонтанность, 3) «метатворчество» — жизненную позицию человека, подразумевающую отказ от шаблонности, стереотипности в суждениях и действиях, желание воспринимать и создавать нечто новое, изменяться самому и изменять мир вокруг себя, высокую ценность свободы, активности и развития.
В целом креативность можно определить как комплекс интеллектуальных и личностных характеристик, позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны, неопределенности, неполноты исходных данных и отсутствия четкого алгоритма решения проблем.
Креативность, с точки зрения Дж. Гилфорда – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового. Гилфорд выделил ряд характеристик, которыми должен обладать человек, склонный творчески мыслить:1. Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.2. Наличие семантической гибкости, то есть способность обнаруживать новые использования какихлибо предметов и воплощать это на практике.3. Образная адаптивная гибкость – способность воспринимать объект таким образом, чтобы выделит его новые, скрытые от обычного наблюдателя стороны.4. Семантическая спонтанная гибкость способность продуцировать различные идеи в таких ситуациях, которые не содержат ориентиров для этих целей.
Позже Дж. Гилфорд упоминает шесть параметров креативности:
способность к обнаружению и постановки проблем;
способность к генерированию большого числа идей;
гибкость – способность к продуцированию различных идей;
оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу.
Примеры показателей Дж. Гилфорда свидетельствуют о том, что автор делает акцент на связи, как с интеллектом, так и личностью. Для определения уровня креативности Дж. Гилфорд выделил гипотетические интеллектуальные способности, характеризующих креативность.
Среди них:
беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;
оригинальность – способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов;
любознательность – чувствительность к проблемам в окружающем мире;
способность к разработке гипотезы;
ирреальность – логическая независимость реакции от стимула;
фантастичность – полная оторванность ответа от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией;
способность решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу;
способность усовершенствовать объект, добавляя детали.
Традиционное мышление Творческое мышление
Ориентированность на правильность, корректность порождаемых идей Ориентировано на «плодовитость» - порождение большего числа идей, даже если не все из них корректны и осуществимы
Целенаправленно, движется в заданном направлении Возможно «движение ради движения» без четкой цели
Аналитично, внимание уделяется комплексу деталей Синтетично, ориентировано на интуитивное «схватывание» проблемной ситуации и ее целостности
Последовательно, требует правильности каждого шага. При ошибке на одной из стадий общий результат тоже оказывается ошибочным Осуществляется сразу в нескольких направлениях, не всегда последовательно. Ошибки в конкретных шагах не обязательно ведут к ошибочности общего результата.
Поиск решений ведется в наиболее вероятных направлениях, сначала проверяются очевидные гипотезы Поиск решений ведется в неочевидных, представляющихся маловероятными направлениях, на «периферии» нашего познания
Активно используется отрицание. Идеи, признанные ошибочными, исключаются из дальнейшего поиска Использование отрицания избегается, ведется поиск путей интеграции любых альтернатив, даже представляющихся взаимоисключающими
При верности исходных данных и корректности алгоритма решения проблемы гарантирован конечный результат Результативность носит вероятностный характер
Продуктивно в ситуациях определенности, при наличии полных исходных данных и способ решения проблемы, когда точно известно, какой результат требуется получить Продуктивно в ситуациях неопределенности, при неполных исходных данных, когда способы решения проблемы и требуемые результаты известны в недостаточной степени
Качество личности, в значительной степени способствующее результативному творчеству, — это открытость новому опыту. Данное качество входит в так называемую большую пятерку черт личности, обоснованность выделения которых многократно подтверждалась в исследованиях, выполненных в различных социокультурных условиях. Это качество выражается в готовности воспринимать и осваивать то новое, что появляется в окружении человека, и при возникновении противоречий между реальностью и системой представлений о ней менять систему представлений, а не искажать восприятие реальности. Кроме того, открытые к новому опыту люди характеризуются любопытством, даже некоторой игривостью.
___________________________________________________
(«Большая пятёрка» включает широкие категории личностных черт.Открытость опыту. Эту категорию черт отличают такие характеристики, как воображение и проницательность — люди с сильно развитыми качествами этой группы имеют достаточно широкий круг интересов.
Добросовестность. К общим для этой категории чертам относятся задумчивость, самоконтроль и целенаправленность. Такие люди, как правило, организованны, самодостаточны и скрупулёзны.
Экстраверсия. Эта категория отвечает за такие качества, как возбудимость, коммуникабельность, болтливость, напористость и эмоциональная выразительность.
Доброжелательность. Среди этой группы черт можно найти доверие, доброту, альтруизм и другие просоциальные особенности поведения.
Нейротизм. Лица с этим признаком испытывают эмоциональную неустойчивость, беспокойство, они капризны, раздражительны и печальны.)______________________________________________________________
При изучении биографий людей, достигших значительных успехов в художественном или научном творчестве, очень часто обращает на себя внимание то, что окружающие характеризуют их как «больших детей». Это одно из внешних проявлений высокой степени открытости к новому опыту. Такое состояние слабо совместимо со скепсисом, излишней прагматичностью и серьезностью. Именно по этому психолого-педагогические технологии развития креативности обычно носят игровой характер, подразумевают действие понарошку, «как будто».
Помимо отказа от привычных мыслительных образов, гибкости, умения искать необычные ассоциации, творчество требует толерантности по отношению к неопределенности. Креативные люди комфортно чувствуют себя в ситуациях, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Те же, у кого креативность выражена слабо, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.
Отметим еще некоторые личностные черты, присущие творческим людям:
• независимость — личностные стандарты для них выше стандартов группы, оценки и суждения отличаются неконформностью;
• «открытость ума» — готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к новому и необычному;
• высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;
развитое эстетические чувство, стремление к красоте.
Еще одно личностное качество, важное для того, чтобы творческий потенциал человека оказался реализованным, — ассертивность (лат.assertorius— утвердительный). Это качество характеризует готовность человека делать все по-своему, даже если это идет вразрез с мнением и примером окружающих, уверенность в себе, неподатливость манипуляциям, склонность к свободному самовыражению.
На основе обобщения большого количества признаков, характеризующих творческую личность, было выделено 12 их групп.
1. Осознанность — восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.
2. Оригинальность — гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предположения, действовать исходя из принципа «А что если?».
3. Независимость — уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.
4. Склонность к риску — готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.
5. Энергичность — поглощенность действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».
6.Артистичность — выразительность, эстетические интересы.
7. Заинтересованность — широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.
8.Чувство юмора — игривость.
9. Тяга к сложности — интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого. 10. Непредубежденность — восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.
11. Потребность в одиночестве — самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самоосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.
12. Интуитивность — проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.
Следует отметить, что не всякая креативность, даже в сочетании с личностными качествами, способствующими ее проявлению, приводит к тому, что человек создает творческие продукты деятельности, обладающие потребительскими качествами. Возможен вариант, когда креативность остается некой «вещью в себе», проявляющейся только в области мечтаний, никак не связанных с реальностью.
В связи с этим психологи говорят о «наивной» и «культурной» креативности. В первом случае — это некая «сырая» способность создавать что-нибудь новое, имеющаяся у большинства детей, но чаще всего ослабевающая по мере взросления. Во втором случае — это способность к продуктивному творчеству, основанная как на опыте, так и на интеллектуальных способностях. Для нетворческого человека наиболее приемлемой оказывается ситуация гомеостаза, уравновешенности внутреннего состояния и условий внешней среды. Находясь в таком «равновесии», человек по собственной инициативе стремится его не нарушать. А когда жизненные обстоятельства начинают изменяться, активность человека направлена на то, чтобы восстановить это «равновесие» не столько путем активного изменения ситуации, сколько приспособления к ней. Такие люди руководствуются принципом «решаем проблемы по мере их поступления».
Творческие же люди характеризуются тем, что не стремятся находиться в состоянии гармонии со внешней средой, а, наоборот, склонны к активному нарушению равновесия между собой и тем, что их окружает. Они склонны активно преобразовывать среду, а не пассивно приспосабливаться к ней. Можно утверждать, что творчество в этом плане является противоположностью адаптации: оно представляет собой не столько приспособление к внешним условиям, сколько их активное изменение.
П. Торренс (1974) определил Креативность как процесс появления чувствительности к проблемам, к дефициту или дисгармонии имеющихся знаний; определения этих проблем; поиска их решений, выдвижения гипотез; проверок, изменений и перепроверок гипотез; и наконец, формулирования и сообщения результата решения. Рассмотрение креативности как процесса позволяет выявить ее структуру, условия, стимулирующие этот процесс, а также оценить творческие достижения. В тестах креативности, разработанных Торренсом, использованы модели творческих процессов, отражающие их сложность в различных сферах деятельности: словесной, изобразительной, звуковой, двигательной. Тесты оценивают креативность в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идей. (Приложение 1.)
Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют следующие: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях. Препятствуют развитию К.: избежание риска; стремление к успеху во что бы то ни стало; жесткие стереотипы в мышлении и поведении; конформность; преклонение перед авторитетами.
Креативность как одна из характеристик личности педагога проявляется в педагогической деятельности, характер которой определяется, во-первых, высокой социальной значимостью и неповторимостью ее продукта –формирования личности ученика во всем богатстве ее индивидуального своеобразия. Во-вторых, сам процесс педагогической деятельности, основанный на взаимодействии, не терпит стандарта и шаблона, хотя масштабы творческих задач педагога могут быть, конечно, разными, начиная от внесения принципиальных инноваций в содержание, формы и методы образовательно-воспитательного процесса и кончая решением многообразных частных вопросов, возникающих в конкретных ситуациях деятельности и общения с детьми. Искусство педагога проявляется и в том, как он строит композицию своей деятельности; и в том, каким способом он организует самостоятельную деятельность детей, включая их в решение разнообразных задач; и в том, как он находит контакты и нужный тон общения с учащимися в тех или иных ситуациях школьной жизни. Словом, креативность – это не какая-то отдельная сторона личности педагога, а наиболее существенная и необходимая ее характеристика.
Любое педагогическое изменение включает в себя творческое начало, а личность, осуществляющая его, всегда уникальна и неповторима. В.А. КанКалик отмечал, что, как только педагог уходит от задач преобразования и ограничивается информационной и «мероприятийной» стороной дела, он уходит от творчества, и педагогический процесс разрушается. Отсюда можно сделать вывод, что творчество – непременное условие педагогической деятельности, объективная профессиональная необходимость учительского труда.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Упражнение «Любопытный»
Описание упражнения.
Водящий называет какую-либо букву из числа распространенных в русском алфавите, после чего начинает задавать другим участникам короткие вопросы (каждому один вопрос). Ответом на них должны служить слова, начинающиеся на эту букву. Довольно часто цепочка вопросов-ответов выстраивается в логически связанный рассказ, но это далеко не обязательно. Главное здесь - не логика, а оперативность реакции, умение быстро придумывать много вопросов и ответы на них. Кто задерживается с ответом больше чем на 2-3 с или говорит слово, начинающееся на другую букву, сам занимает место водящего, называет новую букву, и игра продолжается.
Психологический смысл упражнения.
Интеллектуальная разминка, тренировка быстроты реакции на неожиданные вопросы.
Обсуждение.
Какие варианты вопросов и ответов запомнились, показались наиболее интересными?
Пример.
Допустим, названа буква «К». Тогда беседа может выглядеть, например, таким образом.
— Кто? — Коза.
— Где? — В кафе.
— Что делает? — Красуется.
— С кем? — С котом.
— Кто этот кот? — Колдун.
— Он нравится козе? — Когда как.
— Чем это закончится? — Котовасией. и т. д.
Упражнение «Фотозагадки» (СЛАЙДЫ)
Описание упражнения.
Участники, объединившись в подгруппы по 3-5 человек, получают для работы по 2-3 «фотозагадки» — снимки, на которых изображено нечто на первый взгляд не вполне понятное, допускающее различные трактовки. Это может быть обыкновенный предмет, но снятый в необычном ракурсе (например, вид снизу на автомобиль), какой-либо странный предмет неизвестного назначения, занятый непонятной деятельностью человек, отдельная деталь чего-либо, по которой трудно понять, к чему она относится, и т. п. Ведущий может сам сделать или
отыскать такие снимки, а может поручить участникам в качестве домашнего задания найти их в цветных журналах и собственных фотоархивах. Участников просят в течение 6-8 мин дать как можно больше вариантов ответов на следующие вопросы, касающиеся каждого из снимков.
1. Что изображено на снимке?
2. Какую идею хотел выразить фотограф с помощью этого снимка?
3. Как можно было бы озаглавить данный снимок, если бы он выставлялся на конкурс художественной фотографии?
Упражнение «Классификации»
Описание упражнения.
Участникам, объединенным в подгруппы по 3-4 человека, дается перечень из 6-8 предметов и предлагается придумать как можно больше различных оснований, по которым возможно классифицировать эти предметы. Задача не в том, чтобы найти наиболее обоснованный критерий их классификации (как в заданиях, входящих в тесты интеллекта), а в том, чтобы предложить как можно более разнообразные и необычные, но логически непротиворечивые критерии для этого.
Перечни предметов могут быть, например, такими. (Приложение 2)
Психологический смысл упражнения.
Тренировка умения выделять оригинальные, неочевидные критерии, которые позволяют найти сходство между различными предметами. Это важно для решения проблем по аналогиям — одного из распространенных способов порождения креативных идей.
Обсуждение.
Какие из предложенных критериев для классификации представляются самыми оригинальными, необычными? В каких жизненных ситуациях важно умение находить неочевидные признаки сходства между различными предметами и явлениями?
Упражнение «Креативность в творчестве»
Каждой команде участников дается лист ватмана и цветные карандаши (фломастеры, краски). Первая команда должна нарисовать рисунок, который будет называться «Чем пахнет радуга». Вторая команда рисует рисунок под названием «О чём мечтают звезды». Третья – «Разговоры цветов». После завершения работы участники презентуют свои работы.
Линии обсуждения:
- Легко ли было придумать соответствующие образы?
- В чем заключалась трудность?
- Легко или трудно было работать в команде?
- Какие эмоции возникали в процессе работы?
Упражнение «Рыбка»
Описание упражнения.
Ведущий просит участников принять удобные позы, расслабиться, закрыть глаза, а потом, не спеша, размеренно зачитывает следующую инструкцию, делая паузы в местах, отмеченных многоточиям: «Представьте себе, что переселение души в новое тело — реальность. И вот вам в следующей жизни досталось тело аквариумной рыбки. Весь ваш мир — это аквариум, где вы живете... Что вы за рыбка, как выглядите?.. Какой у вас аквариум, что в нем имеется?.. Комфорта ли вам в нем? Кто еще, кроме вас, живет там? Где стоит этот аквариум, что его окружает, кого и что вы видите через стекло?.. Мысленно поживите немного в этом аквариуме, осознайте, что вы чувствуете в таком положении... А теперь возвращайтесь в свою реальную жизнь, медленно открывайте глаза...»
Потом участников просят нарисовать аквариум, который они себе представили (7-10 мин). По окончании упражнения участники демонстрируют свои рисунки и кратко комментируют их содержание (форма произвольная).
Психологический смысл упражнения.
Повышение осознанности и осмысленности взгляда на собственную стратегию жизни, личные ценности. Выход на обсуждение того, какую же жизнь есть основания считать творческой и для чего человеку может быть нужна именно такая жизнь.
Обсуждение.