Самоанализ деятельности музыкального руководителя


САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ЩЕПИЛОВОЙ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ
Советского района городского округа город Воронеж
Я Щепилова Наталья Николаевна 1953 года рождения, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвиающего вида №137» Советского района города Воронежа, закончила Воронежское музыкальное училище, по специальности-аккордеон, квалификация – руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов, преподователь ДМШ по классу аккордеона. Стаж педагогической деятельности - 41 года, стаж музыкального руководителя с 1985 года – 28 лет, в МБДОУ №137 работаю с 1988 года – 25 лет, работаю с детьми разных возрастных групп. Основными задачами моей работы по музыкальному воспитанию дошкольников являются:
- развитие музыкальных и творческих способностей детей с учетом возможностей каждого ребенка – с помощью различных видов и форм музыкальной деятельности;
- формирование начала музыкальной культуры, способствующей развитию личности ребенка и приобщение его к ценностям православной культуры. Традициям российского народа, посредством муз. Сказок, фолклора, живописи, обрядов;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей, ладовысотного слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, песенного и художественного творчества;
- знакомство детей с элементарными мзыкальными понятиями;
- обучение и развитие детей игре на простейших музыкальных инструментах в ансамбле и соло;
- развитие творческой активности во всех доступных видах музыкальной деятельности (передача характерных образов в играх, хороводах, использование выученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях);
- выявление и азвитеи природных задатков у детей.
А самой главной задачей в своей работе с детьми, я считаю, полноценное и обязательное развитие таких личностных качеств как: терпение, искренность, естественность, любовь и взаимопонимание, душевность и самоотверженность. Я работаю по ООП ДО написанной на основе программы «Детство», а также порциальной программе О.П. Раденовой «Музыкальные шедевры».
Целью своей работы ставлю формирование эстетической культуры дошкольников, посредством решения следующих задач:
- развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы ребенка;
-формирование эстетического вкуса, используя разные виды и формы организации музыкальной деятельности;
-воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
- приобщение детей к народным традициям, включая элементы духовно-нравственного воспитания;
- объединение усилий всех участников воспитательно – образовательного процесса для достижения поставленной цели.
При подготовке к занятиям особое внимание уделяю подбору музыкального материала, что позволяет дать детям информацию, доступную по содержанию и музыкальному восприятию, соответствующую их возрастным особенностям. Очень важно, при этом, учитывать музыкально художественную ценность произведения. Признавая ведущую роль восприятия музыки в системе музыкального воспитания, я использую принцип построения программы О.П. Радыновой «Музыкальные щедевры», изменив при этом колличество рекомендованных произведений. Исходя из возрастных особенностей детей и психологического развития, на музыкальных занятиях развиваю интерес к музыке, к ее возвышенной красоте – через воспитание музыкального слуха. Для распевания использую фольклорный материал, музыкально-дидактические игры, для того, чтобы дети лучше интонировали мелодию. Работаю над формированием естественного, ненапряженного звучания детского голоса. При хоровом исполнении песен. Стараюсь уделять большое внимание правильному дыханию ребенка. В процессе разучивания песен решаються нравственные и эстетические задачи. Характер музыкального произведения воспринимаеться детьми в единстве со словом. Поэтому, образная передача текста песни – один из компанентов выразительного пения. В ходе изучения и развития музыкально-ритмических движений, стараюсь использовать яркие, эмоциональные мелодии, запоминающиеся как образ того или иного персонажа, используя при этом самостоятельность восприятия и движения ребенка. В процессе и под влиянием музыкально-ритмической деятельности моих воспитанников, развиваю музыкально-эстетические чувства, творческое воображение, познавательный интерес, радостное настроение.
На протяжениинескольких лет уделяю немало времени обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, работая с детьми по подгруппам, а потом соединяя их в оркестр. При игре на музыкальных инструментах происходит приобщение детей к русским – народным традициям, создаються дружеские взаимоотношения между детьми.
Без знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей не возможно осуществление личностно – ориентированного подхода в решении задач музыкального воспитания. Следовательно, и создания комфортных условий для всестороннего развития ребенка, поэтому постоянно занимаюсь изучением современных тенденций, методик, технологий развивающего обучения в образовательной области ООП ДО «Детство». Владею педагогическими технологиями и методиками музыкального воспитания, умею формировать подгруппы детей с учетом их способностей и интересов.
Использую нетрадиционные формы обучения: слушание музыки с применением приемов релаксации; ритмика и пластика; психогимнастика; аутотренинг.
Организую координационно – подвижные игры. Этот жанр детского фольклора позволяет развивать двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование, учит детей ощущать свое тело и управлять им.
Уделяю большое значение самообразованию. Глубоко изучила нормативные документы и литературу, касающиеся вопроса перехода к новым стандартам образования, что позволило мне стать участником Рабочей группы по разработке образовательной программы учреждения. Cистематически посещаю методические объединения района и города, знакомлюсь с опытом работы педагогов – новаторов, активно принимаю участие в работе педагогических советов, открыто высказываю свое мнение по обозначенным проблемам.
Учитывая, что приорететным направлением нашего дошкольного учреждения являться, духовно-нравственное воспитание, стараюсь прививать детям такие понятия, как: гуманность, патриотизм, духовность, сострадание, любовь к ближним и Родине, поэтому большое внимание уделяю театральному творчеству детей. Во всех праздниках использую спектакли инсценировки, где дети в игровой и доступной для них форме знакомяться с этими понятиями. Несмотря на плотность занятий, подготавливаю и првожу такие праздники как: «Рождество», «Пасхальное яичко», «День любви, семьи и верности» (рассказ о Петре и Февронии), «День народного единства» (беседа об обретении Казанской иконы Божьей Матери), «Рождественские колядки», беседа о событии: Рождество Богородицы, Покров, «День Победы», «Россия – родина моя». Эти праздники привносят в души моих воспитанников радость и возможность приобения к православной культуре. По тематике данных праздников я проводила открытые мероприятия, на которые были приглашены педагоги, посещающие курсы повышения при ВОИПКиПРО и участники методобъединений музыкальных руководителей Советского района.
Принимала участие во вторых педагогических чтениях, проводимых методическим отделом духовно-нравственного просвящения при ВОИПКиПРО, по теме «Духвно-нравственное просвящение, через подготовку и проведение праздников в детском саду» (апрель 2011год)
Веду кружоковую работу по теме: «Использование детских-музыкальных инструментов в развитии творческих способностей детй».
Вместе с детьми принимаю активное участие в районных, городских конкурсах:
«Самоцветки»: 2007г. 1 место (Баранова Ангелина);
2011г.-диплом (Макарова Алина);
«Весенняя капель»: 2008 диплом (Баранова Аннелина)
2008 джиплом (Коршикова Даша, Лиза, Артём, Даша)
2012 г. диплом (Толстых Ксения).
Городской фестиваль «Вместе с книгой мы растем»,
конкурс «В гостях у сказки»: 2008г. диплом (Баранова Ангелина).
Районный конкурс стихов библиотека Маршака – 2009 1 место (Лиза)
2010 1 место (Макарова Алина)
Провожу ежегодный мониторинг художественно - эстетического развития детей, определяя динамику качества сформированности музыкальных навыков и выявляя степень сложности усвоения разделов программы ООП ДО «Детство», с целью разработки новых педагогических приемов.
Сравнительный анализ показывает положительную динамику и, следовательно, эффективность методов, форм и приемов педагогического воздействия.
О лечебной силе муыки свидетельствуют самые древние источники. Так Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Поэтому хотелось бы продолжить работу в этом достаточно новом направлении, обеспечивающим каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья.

Н.Н. Щепилова
Заведующая О.В. Толстых