Статья Реализация инноваций в организации учебного процесса.

Реализация инноваций в организации учебного процесса
Щеняева Татьяна Анатольевна,
Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова
Ульяновск, Россия
Магистрант, 2 года обучения, направления подготовки «Управление образовательными системами»

В период введения новых образовательных стандартов в образовании появляются и новые виды деятельности, которые мы называем инновационными.
Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение элементов одной культуры в другую. Слово «инновация» происходит от латинского in – в и novus – новое и в переводе означает «обновление, новинка, изменение». В соответствии с Руководством Фраскати (документ принят ОЭСР в 1993 году в итальянском городе Фраскати), инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.
В учебном пособии под редакцией А.К. Казанцева и Л.Э. Миндели «Основы инновационного менеджмента» слово инновация понимается как использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры и других сферах [2, 13].
У П.И. Третьякова в книге «Школа: Управление качеством образования по результатам» инновация – это содержание и организация нового [6, 143].
Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [5, 11].
Понятие инновации пришло в педагогику из сферы промышленного производства и приобрело свою специфику.
Развитие образования в целом, а также её отдельных звеньев и структур происходит в виде инновационных процессов. Инновационный процесс отражает в себе формирование и развитие содержания и организации нового [6, 143].
Инновационный процесс по Лазареву В.С. понимается как изменения в педагогической и управленческой системе, которые:
обладают новизной;
имеют потенциал повышения эффективности школы;
способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;
согласованны с другими осуществляемыми нововведениями [1, 22].
Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновацию (результат) нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом.
Любой инновационный процесс носит вероятностный характер, и не все его последствия могут быть спрогнозированы. Уйти от многих ошибок и упущений ещё на уровне проекта или модели поможет составление аналитического обоснования и программы инновационного апробирования. Эту программу составляет экспериментатор. В свою очередь её нужно подвергнуть экспертному анализу [6, 145].
П.И. Пидкасистый выделяет десять этапов разработки и реализации педагогических нововведений [3, 49-54]:
1) Разработка критериального аппарата и измерителей состояния педагогической системы, подлежащей реформированию. На этом этапе нужно выявить потребность в нововведениях.
2) Всесторонняя проверка и оценка качества педагогической системы для определения необходимости её реформирования с помощью специального инструментария. Экспертизе должны подвергаться все компоненты педагогической системы. В итоге должно быть точно установлено, что необходимо реформировать как устаревшее, неэффективное, нерациональное.
3) Поиски образцов педагогических решений, которые носят опережающий характер и могут быть использованы для моделирования нововведений. На основе анализа банка передовых педагогических технологий нужно отыскать материал, из которого можно создать новые педагогические конструкции.
4) Всесторонний анализ научных разработок, содержащих творческое решение актуальных педагогических проблем (может быть полезна информация из Интернета).
5) Проектирование инновационной модели педагогической системы в целом или её отдельных частей. Создаётся проект нововведения с конкретными заданными свойствами, отличающимися от традиционных вариантов.
6) Исполнительская интеграция реформы. На этом этапе необходимо персонализировать задачи, определить ответственных, средства решения задач, установить формы контроля.
7) Проработка практического осуществления известного закона перемены труда. Перед внедрением в практику нововведения необходимо точно рассчитать его практическую значимость и эффективность.
8) Построение алгоритма внедрения в практику новшеств. В педагогике разработаны подобные обобщенные алгоритмы. В них имеются такие действия, как анализ практики для поиска участков, подлежащих обновлению или замене, моделирование нововведения на основе анализа опыта и данных науки, разработка программы эксперимента, мониторинг его результатов, внедрение необходимых корректив, итоговый контроль.
9) Введение в профессиональную лексику новых понятий или переосмысление прежнего профессионального словаря. При отработке терминологии для её внедрения в практику руководствуются принципами диалектической логики, теории отражения и др.
10) Защита педагогической инновации от псевдоноваторов. При этом необходимо придерживаться принципа целесообразности и оправданности нововведений. История свидетельствует, что иногда затрачиваются огромные усилия, материальные средства, социальные и интеллектуальные силы на ненужные и даже вредные преобразования. Ущерб от этого бывает невосполнимым, поэтому нельзя допускать ложного педагогического новаторства. В качестве лжеинноваций, которые только имитируют инновационную деятельность, можно привести следующие примеры: формальная смена вывесок образовательных учреждений; преподнесение подновлённого старого как принципиально нового; превращение в абсолют и копирование творческого метода какого-либо педагога-новатора без его творческой переработки и т.д.
По мнению И.П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведёт к перегрузкам учащихся и педагогов [4].
Наше образовательное учреждение с 2010 года разрабатывает и внедряет в практику программу исследовательской и инновационной деятельности по теме: «Научно-методическое обеспечение самоопределения детей в прогимназии в условиях перехода на образовательный стандарт второго поколения». Работа проходит под руководством Калининой Натальи Валентиновны, профессора, доктора психологических наук.
Актуальность темы исследования определяется задачами современного начального образования по обеспечению его компетентностных результатов. Государственный образовательный стандарт второго поколения, переход на который осуществляет сегодня начальная школа, в качестве основных результатов начальной ступени определяет, наряду с уже привычными предметными и надпредметными, так же личностные результаты. Личностные результаты имеют отношение к развитию личности ребенка, его мотиваций, ценностных ориентации, установок, морально-нравственных и духовных ценностей. Они определяют ценностно-смысловую ориентацию детей, их умения соотносить поступки и события с принятыми культурными и этическими принципами, духовными ценностями, их умения выделять культурный и нравственный аспекты своего поведения, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Для этого в образовательной организации были созданы условия, способствующие самоопределению воспитанников на основе просвещения педагогов и родителей, включения ситуаций нравственного выбора и рефлексии в образовательный процесс, созданы особые образовательные пространства: пространство гражданина, галерея этнической культуры, семейный уголок и др.


Литература
Лазарев В.С. О развивающихся педагогических системах/ В.С. Лазарев//Педагогика. - № 8. – 2002.
Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник/под ред. А.К. Казанцева и Л.Э. Миндели. М.: Экономика, 2004.
Педагогика: учебное пособие/под ред. П.И. Пидкасистого. – М.:Рос.пед.агенство, 1995.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2 кн./И.П. Подласый. – М., 2000.
Табарданова Т.Б. Управление инновационными процессами в образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие/Т.Б. Табарданова. – Ульяновск: ИПКПРО, 2008.
Третьяков И.П. Школа: управление качеством образования по результатам. 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Издательство «УЦ «Перспектива», 2009.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15