Научная статья Основные типы инноваций в начальном образовании


Статья «Основные типы инноваций в начальном образовании».
Л.И. Малаканова, учитель начальных классов школа-инт.№2 ОАО РЖД
В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру, освоение ее прошлого, настоящего и будущего, вхождение в сознание и сотворение.
В образовательной практике начального обучения наиболее приемлемы те педагогические технологии современной школы, которые прежде всего, обеспечивают комфортные условия для учащихся и для учителя, а также прочное усвоение базовых знаний, умений и навыков. Поэтому можно отметить несколько наиболее популярных в нашей школе педагогических технологий начального звена, оправдавших себя, проверенных временем и практикой.
В начальном звене существует дифференциация по уровню обучаемости.
В сельской школе существует внутренняя дифференциация, которая учитывает типологические особенности учащихся и осуществляется практически на каждом уроке во всех начальных классах. Чаще всего она осуществляется внутри класса и носит временный характер, в зависимости от результатов учебной деятельности. По всей вероятности именно индивидуальный подход является причиной того, что в начальном звене практически отсутствует неуспевающие дети.
Способы внутренней дифференциации:
содержание задания одинаково для всех, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается;
содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные;
задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, обеспечивающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ);
использование заданий различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников;
5) представляется самостоятельный выбор одного из нескольких предложенных вариантов заданий (чаще всего используется на этапе закрепления знаний).
Системно-целевая дифференциация обучения – это такая система обучения, которая интегрирует внешнюю и внутреннюю дифференциацию обучения на основе целенаправленного и систематического отбора целей, содержания форм. Методов и средств обучения, адаптирующихся к типологическим особенностям личности учащихся.
Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжаются игры с предметами, игрушками.
В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.
При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов – забота каждого учителя начальной школы.
В начальной школе в соответствии со стандартами образования компьютерная технология используется как проникающая ( по определенным темам, разделам программы, для отдельных дидактических задач).
Цели: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей; подготовка личности «информационного общества»; дать ребенку так много учебного материала, как только он может усвоить; формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Компьютерная технология основывается на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети.
Технологический процесс групповой работы складывается из следующих акцентов:
Подготовка к выполнению группового задания:
а) постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
б) инструктаж о последовательности работы;
в) раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
а) знакомство с материалом, планирование работы в группе;
б) распределение заданий внутри группы;
в) индивидуальное выполнение заданий;
г) обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
3. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
4. Подведение итогов группового задания:
а) сообщение о результатах работы в группах;
б) анализ познавательной задачи, рефлексия;
в) общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных уроков, в которых имеет место разделение класса на какие-либо группы.
Учитель создает проблемную ситуацию и направляет учащихся на ее решение, организуя поиск решения. Таким образом, ребенок ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он овладевает новыми способами действия.
Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы;
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
- ставит проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.)
Вариантами проблемного обучения являются поисковые и исследовательские задания, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск и исследование проблем, творчески применяют и добывают знания.

Литература
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М.,2000
Концепции и технологии развивающего обучения. Материалы научно-практической конференции. – Воронеж, 2012
Сухоруков В.А. Проблема всестороннего развития учащихся в сельской местности. – Воронеж, 2003