Психологическое сопровождение летней оздоровительной кампании

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 118» г. Перми.











Психологическое сопровождение летней оздоровительной кампании.




Автор: Молина И.Б.
педагог-психолог.








Пермь, 2013г.

Психологическое сопровождение летней оздоровительной кампании.

Каждый день идет под своим девизом.
1 день «Давайте познакомимся»
Цель: знакомство с детьми. Установление в отряде эмоционального комфорта; теплой, доверительной, безопасной атмосферы.

Младший школьник:
Тематическая игра «Лесные гномики» (30 мин)
с целью снятия напряжения, установления дружеской атмосферы.
(Овчарова с. 58 Приложение № 1).

Командная игра «Моя команда» (40 мин)
Оформление истории своей команды «Что мы любим».
1. Деление по группам происходит в игре «Соберитесь в группу»
Ходьба под музыку спокойно. По команде собирайтесь в группу по 2, 3, 4 человека. Как будет указано ведущим. Постарайтесь не оставаться один. Заканчиваем игру по разному количеству игроков в командах.
2. Каждой команде задание: представить свою команду
- название
- девиз
- песня
Представить, кто чем занимается, что любит
Наблюдаем: лидер
генератор идей
контролер
подчиненный
оппозиционер
3. Представление команд
Релаксация: обсуждение состояния детей во время работы и после.

Вторая половина дня:
- Разучивание песни о дружбе.
Игра: Песни о дружбе по командам

Младший подросток:
1. Игра «Поменяемся местами»
Цель: снятие эмоционального напряжения
2. Игра «Партнеры»
Каждому участнику дается лист, который в течение 10 минут заполняется о себе:
-имя
-хобби
-есть ли брат, сестра этот листок передается близ сидящему партнеру
-чем занимаешься
После этого ведущий предлагает сесть в круг и обменяться листками, каждый рассказывает о своем соседе.
3. Деление группы на команды (чем чаще будут во время игры меняться критерии деления, тем лучше, больше возможностей у детей поработать с разными ребятами)
«Время года» 4 команды: лето, осень, зима, весна
«Елочки, палочки, черточки , точечки».
4. Командная игра «Игры в пришельцев».
Для представления подготовить откуда, кто, зачем прилетели, что любят на вашей планете.
Диагностика путем наблюдения: лидер, организатор, контролер и т.д.
5. Обсуждение игры, что понравилось, какая команда, почему, что понравилось больше самим участвовать, чем смотреть.
6. Завершается разучиванием или повторением песенки.

Старший подросток:
Каждый день идет работе в активной форме, где отрабатываются определенные навыки и умения, решаются определенные задачи.
«Психологический КВН» по Н. Козлову
Цель: знакомство членов группы друг с другом, установление эмоционального контакта.


2 день: «Умей дружить»

Цель: Развитие коммуникативных навыков, создание эмоциональной атмосферы взаимопомощи, выработка правил общения в отряде.

Младший школьник:
1. Разминка (вспомнить песню, которую разучили в предыдущий день)
2. «Поздоровайся»
невербальное общение – при помощи лба, руки, ноги, носа, пятки и т.д.
3. «Соберись в группу» разделение на команды
4. Покажи сказку без слов
«Курочка–ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».
5. Обсуждение работы в группе, что помогало работать, а что мешало. Вырабатывается правила общения в отряде.
6. Оформление правил на листе ватмана, их вывешивают в отрядном уголке и принимают участие в конкурсе правил лагеря.

Младший подросток:
1. Соберись в группу
2. Задание: изобрази дом, где вам хорошо, спокойно, удобно, где много друзей. Расскажи почему.
Обсуждение: содержательная сторона игры и что мешало, а что помогало в работе.
Вывод: не умеем слушать друг друга, прерываем, перекрикиваем.
3. Попробуем исправиться.
«Портрет друга»
Обсудите и запомните качества человека, которого вы хотели бы видеть другом.
Обсуждение результатов (общие для всех выписываем на листе ватмана).
4. Кто из вас друг, а кто недруг. Человек стоит, к нему со спины подходят и кладут на него руку, он называет кто это – друг, недруг.
Обсуждение
5. Почему ты хочешь быть другим другом?
Вывод: принимаем таким, какой есть, стремимся помочь.
6. Выработка правил общения в отряде. Оформление в памятке.
7. Командные игры (команда придумывает игру для других).

Вторая половина дня: разучивание песни «Ты да я да мы с тобой».

Старший подросток:
Игра «Необитаемый остров» по Н. Козлову
вариант игры «Я- хозяин».

3 день «Будь здоров».
Цель: воспитание потребности ЗОЖ, формирование мотивации ведения ЗОЖ, стремление к сохранению и укреплению собственного здоровья.

Младший школьник:
Младший подросток:
1. Психогимнастика
Жили – были 3 медведя, 3 медведя в бору Овчарова (см в тетр)
2. Мы хорошо подвигались, а теперь порисуем. На альбомном листе нарисуйте больного, здорового человека и самого себя, каким вы себя ощущаете.
Обсуждение тем. Как выглядит здоровый человек, почему плохо быть больным, что нужно делать, чтобы быть здоровым.
3. Подготовка к эстафете.
Дети делятся на 5 команд и вытягивают жетоны с названием станций:
«Зарядись-ка»
«Лесная аптека»
«Спортивная»
«Мой до дыр»
«Аппетитная»
«Скорая помощь»
Команды готовят небольшую программу вопросов, заданий, упражнений.
Отряд готовит по 1 из станций для общелагерной эстафеты, которая состоится во 2 половине дня.
«Скорая помощь» - оказание первой медицинской помощи;
«Аппетитная»- правильное питание, рецепты;
«Зарядись-ка» - комплекс утренней гимнастики;
«Лесная аптека» - лекарственные травы;
«Спортивная» - спортивные эстафеты;
«Мой до дыр» - правила гигиены, реклама и т.д.

Старший подросток:
Цель: определение своего я, свойственных, возможностей, потребностей, умений отстаивать собственные интересы, формирование мотива ведения ЗОЖ, знакомство с аутогенной тренировкой.
Подготовка к эстафете (групповая работа).
Эстафета.
Ход:
1. Разминка
Упражнение «Сменам мест»
Упражнение «Спички», каждому участнику дается спичка. С ее помощью молодой человек должен изобразить какой-либо предмет. Наблюдая за его жестами и действиями остальные отгадывают что это за предмет.
2. Наша группа «Кто есть кто?»
Проективные рисунок «Наша группа»
Цель: утверждение чувства групповой поддержки, близости, значимости группы для каждого.
Группа получает лист ватмана, каждый участник фломастер. (цвет фломастера не повторять)
Задание: молча, не обмениваясь фломастерами всем вместе нарисовать свою группу. Если участников более 15, можно предложить разделиться на 2 команды, тогда будет 2-3 рисунка.
Затем каждый дает эмоциональную оценку рисунку, опишет чувства, возникшие в процессе рисования и после завершения работы.
3. Анализ услышанного ведущим и поворот на тему влияния группы на человека как положительного, так и отрицательного. Подвести к выводу, что групповое влияние очень сильно на человека, который не уверен в правоте, в своих силах.
4. Упражнение «Взгляд в будущее»
- предназначено для выявления возможных поведенческих реакций молодых людей.
Задаются ситуации, которые проигрываются участниками. В дальнейшем обсуждаются, почему удалось справиться с ситуацией или не удалось.
а) Тебе надо на тренировку, а тебя уговаривают пойти на День рождения, где наверняка будет спиртное.
б) Во дворе молодой человек с которым ты стремишься подружиться , предлагает тебе помочь ему взять чужой велосипед.
в) Зная, что у вас в семье есть деньги, достаток, ваш ближайший знакомый предлагает вам попробовать наркотики.

В ходе обсуждения приходим к выводу, что помогает справиться с ситуацией:
1. Уверенность в правоте решения
2. Умение аргументировать
3. Умение решать, что плохо для тебя, а что хорошо
4. Умение предвидеть последствия поступков
5.Умение отстаивать собственное мнение.

5. Древо цели
Цель: обретение спокойствия
чувствовать себя уверенно, хорошо чувствовать себя физически

Молодые люди сами определяют свои задачи.
Обсуждение результатов.
6. Знакомство с АТ как методом самореализации.
7. Получение обратной связи.

2 этап. Подготовка к эстафете «Будь здоров».
Произвольное разделение на 6 групп, где каждая отрабатывает 1 из ситуаций и задания на эту станцию.
Проводится эстафете в группе. 1 группа официально работает на 1 из станций эстафеты.

4 день «Профи».
Цель: профессиональное ориентирование подростков, проведение индивидуальных консультаций, знакомство с мировыми профессиями, умение соотносить собственные возможности и способности с требованиями профессии.

Младший школьник:
Профигра «Пришельцы» см. приложение упрощ. Вариант.

Младший подросток: «Пришельцы»
Профигра «Пришельцы»
Цель игры: показать роль труда в жизни общества и отдельного человека.
Игра может быть соотнесена с проблемой понимания роли труда в достижении счастья, с выделением дальней проф. цели и определением ее соответствия другим жизненным целям.
Условия проведения: игра рассчитана на работу с целым классом учащихся (7-8 классы). Время на игру 30-40 минут. Учащиеся должны иметь ручки и бумагу.

Процедура игры: данная игра может проводиться без подготовительного этапа, но можно предложить школьникам лекционный материал о роли труда в жизни общества (перед или после игры).

Этапы игры:
Из класса вызываются 2-3 человека, которые будут «пришельцами» (лидеры).
Зачитывается общая инструкция: неожиданно к нам пришло сообщение о прибытии на нашу планету представителей другой цивилизации. Срочно организуется пресс – конференция с участием журналистов из самых разных газет, журналов, программ. Из-за технических сложностей время пребывания «пришельцев» ограничивается 15 минутами. За это время наши цивилизации должны узнать друг о друге самое главное.
Сразу же дается инструкция (устная или письменная) «пришельцам». Сейчас вы выйдете из класса и за 3-4 минуты придумайте, откуда вы прилетели, с какой целью. Подготовьте небольшой рассказ о своей планете (5 мин), где вы расскажете, чем занимаются, как живут ваша жители. Будьте готовы ответить на любой вопрос наших журналистов. Можете подумать о своем «инопланетном» внешнем виде.
Инструкция журналистам: вы представляете те или иные агентства, радио- или телепрограммы, журналы или газеты – подумайте, что именно представляет каждый из вас. Придумайте по 1 – 2 самых важных вопроса к «пришельцам», которые вы зададите после их рассказа о своей планете. Задавая вопросы, поднимайте руку и предварительно назовите орган, который вы представляете. Вопросы должны быть краткими и интересными.
Ведущий приглашает «инопланетян», тепло приветствует их, и, напомнив об ограниченном времени встречи, сразу предоставляет им слово. Инопланетяне рассказывают о своей планете.
Журналисты задают вопросы инопланетянам, а те кратко отвечают на них. Главное задать наиболее интересный и важный вопрос.
Через 14 минут игры, ведущий предупреждает об этом участников и на 15 минуте объявляет, что пришельцы исчезли. Исчезнувшие должны занять свои места.
Все участники игры должны написать краткие сообщения о первых впечатлениях от пресс – конференции, в которых должны быть отражены 2 момента: оценка уровня развития цивилизации и целесообразность контакта с данной цивилизацией. Журналисты на листочках отмечают свой орган. Пришельцы отражают информацию о встрече с землянами, где также отмечается уровень развития планеты и необходимость контакта с ее жителями. 5-7 минут.
Через 5-7 минут сообщения собираются вне зависимости от того, успели их написать все учащиеся или нет. Написавших первыми можно похвалить за журналистскую оперативность. Собранные сообщения зачитываются вслух, целесообразно это предложить 2 участникам, особенно из числа пассивных, которые бы зачитывали сообщения по очереди. Данная процедура является подготовкой к обсуждению игры. Время 5-7 минут.
Обсуждение игры: ведущий задает вопрос: вы только что давали оценку развития цивилизации, а какой главный показатель (критерий) такого развития? Возможные ответы выписываются на доске, и каждый из них кратко обсуждается. Одновременно можно обсуждать, чем отличается развитый человек от неразвитого, счастливый от несчастливого. В ходе обсуждения можно определить наиболее удачные вопросы и ответы участников игры. Важно подвести участников к пониманию того, что в развитом, счастливом обществе человек может реализовать себя, свои возможности, а достигается это, главным образом, в труде.
Перспективы развития игры: более интересной и законченной игра может быть при большом количестве времени. Определенный интерес представляют специальные инструкции «пришельцам», где сообщается конкретные данные об их планете, что позволило бы ведущему лучше подготовиться к обсуждению игры, но несколько снизило бы импровизированные возможности.


5-6 день «Праздник дружбы».
Цель: проведение общелагерного мероприятия, на котором устанавливаются дружеские отношения, с детьми всего лагеря, отрабатываются навыки разностороннего общения, умение прийти на помощь, оказать внимание незнакомому человеку, отрабатываются навыки делового общения.
Цель: объединение детей в разновозрастные отряды, умение действовать вместе.
Форма: эстафета (прохождение по станциям) проводится на стадионе, по краям которого находятся станции, а в центре костер.
Ход: каждый отряд заранее делится на 4 команды, каждая из этих команд объединяется с командами других отрядов. Встречаются на каждой станции.
«Расскажи, покажи»
«Танцевальная, игровая»
«Помоги, покажи»
«Спортивная»
Одновременно начинается игра на 4 станциях. Каждая команда выступает со своим представлением – сюрпризом (заранее готовится 4 сюрприза и разучивается песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»; своя бардовская песня).
После представлений выполняется задание № 1 на все команды, предлагается совместная деятельность молодых людей из разных отрядов.

Станция «Расскажи, покажи»
Изображаются фразы при помощи жестов, движений, поз, других людей.
1. Не переходи дорогу на красный свет.
2. Когда встречаешь друга – здоровайся.
3. Если тебе помогли – говори спасибо.
4. Обзываться и дразниться – плохо.
5. Если другу плохо – помоги ему.

Станция «Танцевальная, игровая»
обмен сюрпризами (на каждой станции определенный характер сюрприза)
Номер «Танец на островке».
Оборудование: газеты, быстрая танцевальная музыка.
Пары формируются по жребию, одновременно танцуют на газете, при прекращении музыки, газеты сворачиваем. Победит тот, кто дольше устоит.

Станция «Помоги, покажи»
Берется обувь у участника игры (1 ботинок), другим на скорость предлагается найти кому принадлежит этот ботинок, помочь одеться. Побеждает тот, кто это сделает быстрее.

Станция «Спортивная»
Оборудование: 10 мешков, кегли, скакалки.
Вариант спортивной эстафеты.
Заканчивается мероприятие костром и выступлением с авторскими песнями. Гимн праздника звучит в конце.

7 день.
Цель: индивидуальные консультации детей и педагогов по итогам психологической диагностики. Выступление на педсовете с анализом работы психологической службы по предупреждению дезадаптации детей в оздоровительном лагере.

Старший подросток: консультации по итогам экспресс - диагностики и выявление психоэмоционального состояния детей.


Знакомство участников группы.
1. Снежный ком.
2. Имя с выходом (в центре круга имя и жест)

Правила поведения.
1. Активности.
Чем активнее каждый участник, тем больше он внесет в работу группы, пользу получит группа и он сам.
2. Откровенности и искренности: быть самим собой, говорить то, что думают и чувствуют.
3. Закрытости группы: то, что происходит в группе, не обсуждается за ее пределами.



Психогимнастика «Три медведя»
Жили – были три медведя, три медведя во бору
Выходили на зарядку 3 медведя по утру

Малыш – веселый мишка,
Ушастенький Топтыжка семенящий шаг на носочках

Шла в розовой панамочке, идет мягким шагом, кокетливо размахивая
Купать Топтыжку мамочка, руками

И важно, молодец! делаем вращательные движения,
Шел сзади всех отец. показывая, что идет большой медведь

Все дружно прыгнули в воду слегка наклонившись вперед, имитируем
плавание кролем, брасом

Вышли медведи из воды,
И стали стряхивать воду трясем головой, рычим от удовольствия

А мишутке весело стало,
И прыгает он по поляне, напевая разные прыжки

Мама пританцовывает прыжки танцевального характера

А папа хоть и тяжелый, прыгать с ноги на ногу, тяжело
Но прыгать тоже любит переваливаясь

Общее веселье становится все сильнее.
Улыбаясь друг другу, всем взяться за руки, раскачиваясь, петь
они взялись за руки
и запели «Улыбка»



Игры:
1. Что я возьму с собой в лагерь.
а) Ребенок говорит: Меня зовут Надя, на первую букву своего имени называет предмет, который может взять с собой.
б) Спрашивает, как зовут соседа и на 1 букву его имени – предмет, который возьмет с собой.

2. «Скала»
Ребята выстраиваются по 1 линии, они альпинисты, вы стоите на скале, впереди – обрыв, сзади вас стена. Передвигаться можно следующим образом: по одному, держась за каждого. Должны помочь пройти каждому из вашей команды.

3. Путаница
1 ведущий, команда запутывается, ведущий распутывает.

4. Пчелки
а) Узнай кто.
Ведущий в центре, завязывают глаза, кружится с вытянутыми руками, ловит кого-нибудь из круга и на ощупь пытается понять, кто это.
б) Представьте, что мы с вами все пчелки, а пчелки летают и жужжат, покажите как пчелки жужжат.
- мы будем такие пчелки, которые летают с закрытыми глазами, нам надо летать так, чтобы никто не сталкивался, кто столкнется, выбывает из игры. Жужжанием пчелки предупреждают о своем полете.

- А сейчас каждая пчелка должна встретится с другой пчелкой и не открыв глаз, узнать, как ее зовут, и узнав, познакомиться.

5. Синтики – сантики - лимпопо.
Цель: как в Таможне.
Ведущий выходит из круга, группа договаривается, кто будет показывать определенные движения и за кем все будут эти движения повторять. Цель ведущего определить за кем повторяют движения.

Дискот. игра «Пух, мех или перо»
Мальчики, взявшись за руки ловят в круг девочек и спрашивают «Пух, мех или перо»
Пух – целуй двух
Мех- целуй всех
Перо – целуй одного

«Королевство»
Наша игра называется Королевство. Для начала нам нужно создать 2 государства, а в каждом государстве есть король, кто считает себя королем – шаг вперед (короли выходят, берут стулья и садятся во внутренний маленький круг в большом круге). Теперь каждый король должен представить себя, так, чтобы все поняли, что он король. Определите, кто достоин быть королем из этих Аплодисментами определяем чье выступление понравилось. 2 остались. Просим короля придумать как будет называться королевство. Управлять королевством может только сильная супружеская чета, поэтому нужно выбрать королеву.
Девочки каждая из вас может попробовать себя, способна ли она быть королевой, ваша задача встать и подойти к королю и представить себя в нескольких словах (все на них смотрят по очереди). Король выбирает королеву, садятся на 2 стула.
Каждый зритель выбирает себе королевство, где будет жить. Выбирайте себе должность, вы можете предлагать себя на то место, которое нравится. Для этого нужно решение королевской четы.

Обсуждение:
1. Поведение лидеров.
2. В кругу – кем был, на что претендовал, это ли место хотел, что чувствовал, когда нужно было представиться, предложить себя.

Главнокомандующий Посол
Министр здравоохранения Предсказатель
Главный судья Купец
Фермер
Ремесленник
Крестьянин





Настроение


-3 -2 -1 0 1 2 3


Активность

( (
-3 -2 -1 0 1 2 3




зона
депрессии


зона
созерцательности


Настроение



зона
агрессии



зона
активности


Активность


-3

-2

-1

-3

-2

-1

3

2

1

3

2

1

0



15