Урок литературного чтения в 3 классе по теме Великие русские писатели








УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ


Л.Н. ТОЛСТОЙ
«КАКАЯ БЫВАЕТ РОСА НА ТРАВЕ»







УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МБОУ КШИ «СКК»
г. НОВОСИБИРСКА
КРЫМСКАЯ ОЛЬГА АНДРЕЕВНА

















Тема урока: Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве».
Цель:
обучать анализу текста
учить определять идею произведения,
отрабатывать выразительное чтение,
развивать умение определять жанр произведения;
развивать воображение,
воспитывать внимательное отношение к себе и к окружающему миру

Ход урока
Организационный момент. Настрой на урок.
Давайте с вами настроимся на совместную деятельность.
Встаньте, закройте глаза и повторяйте за мной:
«Я хорошо себя чувствую.
Я очень умный, сообразительный, сильный.
Я смогу выполнить любое задание.
У меня все получится».
Откройте глаза. Садитесь

Сообщение темы урока
Вчера вы ребята анализировали сказку Л. Н. Толстого «Два брата». Дома вы должны были еще раз перечитать сказку и сделать вывод: В чем мудрость сказки, ее главная мысль. Сегодня на урок мы продолжаем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого. Будем учиться анализировать текст и сравнивать художественный текст с научным текстом.

Новый материал.

Чтение текста под музыку учителем.
Закройте глаза и постарайтесь представить картину, которую описал Л.Н.Толстой в своем произведении.

Обмен впечатлениями.
- Какие картины вы себе представили? Что больше всего запомнилось? Какие ощущения?

Самостоятельное чтение текста с заданием:
- Прочитайте. Есть ли непонятные слова? Давайте их объясним.

Анализ текста.
- Пойдем вслед за автором по тексту и проанализируем его.
Читаем два предложения.
Обратите внимание, как постепенно, осторожно автор приближает читателя к алмазам.
А что такое алмазы?

Слайд:
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

( Алмазы – прозрачные драгоценные камни)
-Отчего переливаются они? (в этом глаголе и нежные порывы ветерка, и осторожные шаги человека, и игра солнечных лучей, т.е. обязательное движение)
Как описал автор алмазы.
Слайд: ( Переливаются на солнце, разными цветами: желтым, красным, синим)


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

А автор сразу догадался, что это за алмазы?
-Читаем следующую строку.
При каком условии можно разгадать тайну алмазов? (подойдешь поближе, разглядишь)
Значит каким надо быть человеком, чтобы увидеть эту красоту (внимательным к
природе)
Как вы понимаете выражение «капли собрались»?
Видели ли вы треугольные листья травы?
Какими их представляете?
-Прочитайте следующий абзац. Какую картину описывает автор?
Слайд: (Листок: мохнат, пушист; как бархат.)

А что такое бархат?
Слайд: ( плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

- Прочитайте следующее предложение.
Как рисуется невесомость капельки?
Слайд: Сравните: «неосторожно сорвешь» - «быстро сорвешь» - «случайно сорвешь».


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Какая разница? Что особенного в слове неосторожно? (Звучит сожаление, какое-то извинение.)
С чем сравнивается капелька росинки?
Слайд: (Росинка: как шарик светлый)
- Приходилось ли вам пить росу?
Какой она вам показалась?
А как автор об этом пишет?
Слайд: (Росинка вкуснее напитка)


13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Как он пьет росинку? (Осторожно, потихоньку)

Физминутка:
Мы листики осенние, (плавное покачивание руками вверх над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер полетим. (Руки в стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова побежал
И листочки все поднял (Плавное покачивание руками вверх над головой)
Закружились, полетели
и за парты дружно сели

5)Составление сюжетного плана
Перечитываем части и составляем сюжетную цепочку.
Как можно озаглавить первую часть?
Слайд:
Алмазы на солнце
Роса в треугольных листах травы
Листок мохнат и пушист
Неосторожно сорвешь
Выпьешь росинку
6) Составление партитуры чувств :
- С какими чувствами и настроением надо читать этот текст?
Слайд:
-Алмазы на солнце (Восхищение)
Роса в треугольных листах травы (Радость открытия)
Листок мохнат и пушист (удивление,нежность)
Неосторожно сорвешь (сожаление)
Выпьешь росинку (наслаждение)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
7)Выразительное чтение текста учащимися.
Опираясь на партитуру, подготовьте выразительное чтение текста

8)Определение типа текста, его жанра.
Определите тип текста, его жанр
Как его можно назвать? (Это рассказ можно назвать описанием).
Вам было домашнее задание найти в словаре, что такое роса.
Прочитайте, что вы нашли.
Слайд:
(Роса – это атмосферная влага осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями)

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Сравните тексты.
Что вы можете сказать об описании росы в этих двух текстах?
Толстой описал росу, нарисовал словами, как художник красками.
Такой текст называется художественным.
А текст из словаря называется научным.

9)Творческое задание.
- А сейчас ребята на несколько минут вы тоже станете писателями. Попробуете придумать сказку-миниатюру про росинку.

Итог урока:
Каким маленьким открытием хотел поделиться автор с читателями?

Домашнее задание
Выучить наизусть текст