Выступление на педсовете Профессиональная культура и корпоративная этика педагога

Профессиональная культура и корпоративная этика педагога

Уважаемые коллеги! В настоящее время основным направлением инновационной работы в школе, как вы знаете, является реализация гуманистической составляющей образования, которая обеспечивается личностью педагога.
К педагогам сегодня предъявляются наряду с вполне обоснованными требованиями и много завышенных, нереалистических. Необходимо чёткое разграничение между первыми и вторыми, разобраться в этом помогут хорошо продуманные нормы профессиональной морали. Завышенные требования невольно провоцируют педагогов на минимизацию, сокращение своих профессиональных обязанностей. Увеличивается напряженность в отношениях с родителями, которые разочаровываются в своих ожиданиях и не видят в педагоге партнера по совместному воспитанию детей. Защитить педагогов от преувеличенных и необоснованных требований, а учеников и родителей от профессиональной некомпетентности и ошибок педагогов смогут выверенные нормы реалистической профессиональной морали.
Без морали и нравственности ни одна организация (деятельность) не может быть эффективной. Свод этических норм, способствующих достижению целей, стоящих перед школой в управленческой науке получил название «корпоративная этика».
Корпоративная этика педагога, следовательно, подразумевает определенные требования к его поведению по отношению к себе, коллегам, администрации образовательного учреждения, учащимся и их родителям, а также ко всему социальному окружению.
Кодекс чести педагога
Отношение к образовательному учреждению – преданность, благодарность.
Отношение к работе – усердие, ответственность, исполнительность, бережливость, чувство гордости за свою работу.
Отношение к старшим коллегам-педагогам – уважение, учтивость.
Отношение к ученикам – сотрудничество, внимание.
Педагогическая мораль определяет педагогическую целесообразность и необходимость установления партнерских отношений с учащимися за счет:
Уважения личности учащегося;
Обращения к учащимся по имени (звук собственного имени для человека – самая приятная мелодия; услышав его, ученик «автоматически» настраивается на доверительное общение с человеком);
Исключения в общении с учащимися крика и оскорблений. При восприятии слов ребенок сначала реагирует на интонацию и лишь потом усваивает смысл сказанного. Крик педагога вызывает у ученика реакцию защиты и теряет  воздействующую силу.
Планирования учебной и внеучебной деятельности совместно с учащимися;
Раскрытия и развития индивидуальности каждого учащегося в урочной и внеурочной деятельности;
Выявления и поощрения индивидуальных положительных качеств, достижений учащихся.Как-то учительница математики показала в учительской работу Толи (очень «трудный» ребенок) со словами неподдельной радости и удивления: «Посмотрите, ведь это Толя сейчас на уроке вычертил график. И знаете, смотрела незаметно на его лицо: сосредоточенное, даже доброе и красивое. В этот момент он был другим. Может, рано мы его «списали» в «трудные», а?»
Учета мнения учащихся, признания собственной вины во всех возникающих проблемах;
Реализации на практике права учащихся на собственное убеждение и выбор.
Требования кодекса профессиональной этики по отношению к родителям учащихся:
Сознание и нравственная ответственность перед родителями учащихся за результаты обучения и воспитания.
Поиск контактов с родителями учащихся и осознание своей ответственности за организацию такого сотрудничества. Вы знаете, что родители учащихся и педагог – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребёнка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребёнке и учёте её в работе педагога, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты педагога с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания педагога устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.
Повышение авторитета родителей в глазах детей, умение оценить и показать детям наиболее значимые качества их родителей. Причём педагогическая целесообразность этого велика – педагог приобщает детей к важной стороне нравственности, заставляет их задуматься, с какими интересными и уважаемыми людьми они живут. Иногда педагогу, правда, приходится прибегать к усилиям, дабы преодолеть отчуждение, которое могло возникнуть в отношениях между ребёнком и его родителями. Педагог, который смог повлиять на рост авторитета родителей в глазах своих детей, поднимает и свой авторитет.
Недопущение оскорбления родительских чувств необоснованной оценкой способностей, успеваемости и поведения детей. Ведь всякая небрежность и предвзятость в суждениях о детях ими переживается и передаётся своим родителям, которые чутко реагируют на это. Педагог обязан давать ученикам только объективную характеристику. Известна история, рассказанная Адлером. Адлер очень плохо учился в гимназии. Однажды учитель вызвал его отца и сказал ему, что его сын может быть только сапожником, поскольку совершенно не справляется с уроками.                                                                                                                                                                    Когда педагог осведомлён о семейных устоях и умеет понять родительские чувства, он говорит о ребёнке уважительно и со знанием дела, приобретая в родителях союзников в обучении и воспитании.
Тактичное предъявление необходимых требований к родителям с целью улучшения воспитания детей и совершенствования педагогических взглядов их родителей, но без перекладывания на них своих обязанностей. Это означает, что родители могут в чём-то ошибаться, совершать непедагогические действия, в чём-то пренебрегать воспитанием детей, следовать устаревшим воззрениям – и педагог из соображений сотрудничества и создания благоприятных условий для педагогического процесса должен помочь развивать педагогическую культуру родителей, объяснять им зло педагогической безграмотности по отношению к их ребёнку. Однако при этом педагог не должен пытаться переложить свои обязанности на родителей, так как этим он расписывается в собственном педагогическом бессилии и нежелании нести ответственности за ученика.
Анализ критических замечаний родителей учащихся по отношению к педагогу.Профессиональная мораль требует от педагога доброжелательного отношения к замечаниям родителей в его адрес. Хотя психологически педагогу далеко не всегда приятно бывает слышать критические замечания, так как многие их высказывающие мало осведомлены в педагогике вообще. Критика от родителей учащихся приобретает более конкретный и деловой характер, когда педагог сам организует родителей на неё, убедив их в том, что ему необходимо знать их мнение о том, правильно ли его понимают ученики и родители, имеются ли промахи в организации педагогического процесса. Требовательный к себе педагог с развитой самокритикой всегда найдёт в замечаниях родителей нечто полезное. Тем более, что при отсутствии критики недовольство родителей сохраняется, приводя к взаимному непониманию и недоверию к авторитету педагога. В конечном итоге родители должны оценивать и положительные качества педагога.
В своей книге К.М. Левитан определял необходимый минимум этических норм педагога, но, окончательно его сжав, можно выделить главный «Не навреди!» Не навреди воспитаннику, не навреди коллеге, не навреди себе, чтобы не навредить никому.
Профессиональная этика предполагает высокий уровень общей культуры специалиста.
Педагогическая культура – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.
Задача современной школы, направленная на создание условий для саморазвивающейся свободной и ответственной личности, под силу только педагогам с высоким уровнем культуры.
Профессиональное сознание, профессиональную культуру педагогавозможно формировать только как культуру специалиста в области человеческого общения, хотя, бесспорно, с предметным «уклоном».
Культура общения-
доброжелательность, эмпатия (умение видеть мир глазами других), умение понять другого, умение управлять своим состоянием, чувствами, чуткость, такт, внимание,  требовательность к себе, терпимость к другому, оптимизм. Внешний облик идеального педагога (обобщение ответов учащихся 9-11 классов): приятное выражение лица, лёгкая улыбка, веселые добрые глаза. Качества, которые учащиеся больше всего ценят в педагоге: чувство юмора, терпение, доброта, весёлый характер, чуткость, внимание, такт, требовательность к себе.
Как вам кажется, может ли один человек обладать всеми этими качествами, соответствовать всем этим требованиям? Не торопитесь отвечать, что это невозможно. Послушайте сначала следующую притчу «Это невозможно».Однажды ученик мудреца завел с ним разговор о возможном и невозможном. То, что говорил мудрец, ученик не совсем понимал. Мудрец это заметил и, подойдя к двери комнаты, в которой они находились, сделал на двери надпись краской: «Это невозможно». Мудрец предложил ученику подойти к двери. Тот подошел.
Что ты видишь? – спросил мудрец.
Я вижу сделанную Вами, учитель, надпись «Это невозможно», - ответил ученик.
Что ты будешь делать? – спросил мудрец.
Так как дверь предназначена для того, чтобы в нее войти или выйти, - рассуждал ученик, - то я открою дверь и войду в нее.
Открой, - сказал мудрец, - и войди!
Ученик подчинился. И как только он открыл дверь и вошел в нее, мудрец спросил:
Ты видишь то, что написано на двери?
Нет.
Значит, невозможное возможно?!
  На современном этапе модернизации образования соблюдение норм корпоративной этики является остро необходимым условием - условием эффективного существования организации.
“Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой – нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)
Этика – есть теоретическая дисциплина, изучающая мораль (нравственность). Два этих термина – мораль и нравственность – синонимы. Нравственность выступает одним из важнейших, тонких и противоречивых компонентов регуляции отношений между людьми. Она – фундаментальный элемент культуры, хотя редко является “в чистом виде”.
Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности – профессиональную педагогическую деятельность.
Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции. Учителю же в этом процессе отводится особая роль.
Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого учителю необходимо самому вполне усвоить идеи и ценности высокой морали и по мере сил стремиться воплощать их в жизнь. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания – наукой о нравственности, этикой. Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя.
Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.
Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи нравственные установки безупречны. Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.
Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям “не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.
Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д.
Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Морально-педагогический облик педагогического коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.
Педагогический коллектив – сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие.
Такт – это нравственное поведение. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя можно назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются:
– требовательность и уважительность к воспитаннику; – умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему; – деловой тон общения; – внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
– во внешнем облике педагога; – в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников; – в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации; – в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся; – в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; – в самокритичной оценке своего труда.
Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; своевременно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим. Педагогический такт является важным компонентом нравственной культуры учителя.
Среди требований, предъявляемых к педагогической культуре учителя, есть общечеловеческие, которые были выработаны в ходе развития педагогической практики. Но в сфере педагогического труда свои особенности и влияние имеет и моральная регуляция, неотъемлемым элементом которой является нравственное самовоспитание. Ведь многие действия педагога никем не контролируются. Зачастую своим действиям и поступкам он сам даёт оценку, сам же их корректирует. Поэтому моральный “барометр” учителя – его педагогическая совесть – должен быть чувствительным в высокой степени.
“Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения” (“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”)
Презентация
Современный педагог – стремление к идеалу

Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны. Из всех профессий его - самая благородная, самая трудная и самая важная.
Хорошие учителя – это те, которые осознают ценность и важность своей работы и относятся к детям, которых они учат, с такой же заботой, как к своим собственным.
Учителя должны быть примером для своих учеников и применять на практике общечеловеческие ценности.

Многие учителя могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо,- это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки.
Доктор Арт - Онг Джумсаи

Воспитателем и учителем надо родиться; им руководит природный такт.
А. Дистервег


Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель.
А.Дитервег

Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

И.Гёте

«Школа-святое место,
Учитель-святой человек»
Учитель-свет в
тёмном
царстве

Учитель - слово-то какое! В нашей стране, где учится каждый ребёнок, учитель – первый человек. Будущее нашей страны, нашего народа в руках учителя, в его золотом сердце.
Фадеев “Молодая гвардия”
Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей.
Антон Лигов
Человечность –желаемая норма отношений в обществе
Оптимизм, подтянутость, бодрость преподавателя, готовность к полезному действию, оптимистический тон и доброжелательность не менее важны, чем профессиональная квалификация
Смысл жизни –трудиться не ради хлеба насущного, а ради своего совершенствования.

Идеальный учитель - это человек, который имеет значительный профессиональный опыт ,в совершенстве знает свой предмет ,методику преподавания, обладает высоким уровнем методологической культуры, занимается самообразованием, справедлив и ровен в общении со всеми, эмпатичен, знает верный выход из любой педагогической ситуации, может преодолеть любую сложность как в обучении, так и в воспитании школьников.

Как в капле росы отражается весь мир, так и в учителе должна отражаться вся культура.
_____________________________________________________________________________
Литература
«Современный педагог – стремление к идеалу». Пожарская А.В.
Pedsovet. su Сообщество взаимопомощи учителей.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15









Выступление
на педсовете
учителя иностранных языков
Путилиной Лилии Гафифовны




















г.Нефтекамск
январь 2012 г.