Классный час Что такое профессиональная этика и профессиональная непригодность?»


государственное автономное профессиональное образовательное учреждение челябинской области
«Политехнический колледж»
ГАПОУ ЧО «Политехнический колледж»
Классный час
«Что такое профессиональная этика и
профессиональная непригодность?»
Разработал:
Преподаватель спецдисциплин
высшей категории
Ефимова Л.В.
Магнитогорск
2015
Цель:
Формирование знаний о понятии «профессиональная этика» и «профессиональная непригодность».
Создание условий для развития умения анализировать свою профессию с позиции необходимых качеств человека.
Воспитание ответственности за собственный профессиональный выбор.
Задачи:
Ознакомить обучающихся с понятиями «профессионал» и «профессиональная этика».
Ознакомить обучающихся с историей становление корпоративной чести.
Развить умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитать культуру поведения дискуссии (умения терпимо относится к различным точкам зрения, уважать людей независимо от их позиции и мнений, уметь слушать, аргументировано отстаивать свою точку зрения).
Проанализировать качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности электрика.
Форма: беседа.
Применяемые технологии: на данном классном часе была использована информационная технология с элементами проблемно-поисковой и коммуникативной технологий, что позволяет помочь обучающимся:
сформировать собственную индивидуальную стратегию овладения знаниями;
получить многоаспектное видение в процессе обсуждения участниками интересующей их информации;
овладеть техникой проблематизации.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, экран, таблица для самостоятельной работы.
Подготовительный этап:
Подобрать интересный материал по этой теме.
Организовать активную группу учащихся, заинтересованных в обсуждении данной темы.
Афоризмы для классного часа:
Для успеха в жизни умения обращаться с людьми гораздо важнее обладание талантом.
Д. ЛеббокЕсли ты дважды подумаешь, прежде чем один раз сказать, ты скажешь вдвое лучше.
Т. ПейнПорядочность обнаруживается в речах, но куда вернее в делах.
Б. ГрасианРабота избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды.
Вольтер
Если что-то можно доказать делом то на это незачем тратить слова.
Эзоп
Кто малого не может, тому и большее невозможно.
М. Ломоносов
Ход классного часа
Организационная часть. Тема, цели и задачи классного часа.
Показ презентации.
Здравствуйте. Я вас всех очень рада видеть!
Тема нашего (слайд № 1) классного часа - «Что такое профессиональная этика и профессиональная непригодность». Актуальна ли данная тема? Я думаю, что да, ведь наступивший век имеет множество звонких характеристик. Его называют веком Единения народов, веком Компьютерной эры, веком Космического диалога.
Эти и другие подобные определения смогут реализоваться при условии, что наступившее столетие будет веком профессионалов. Хотелось бы, чтоб предсказание сбылось и для России. Сегодня наша страна преодолевает информационную и культурную изоляцию. Товары, услуги, качество работы и жизни начинают оцениваться на уровне мировых стандартов.
Одним из критериев эффективности работы становится профессионализм, немыслимый без профессиональной этики. На смену партийной дисциплине пришла ответственность, профессиональный долг. Между тем, во всем мире профессиональная этика является важнейшим компонентом образования любого специалиста, определяет «философию» профессии, создает предпосылки для ее популярности и обусловливает престиж цеха, кампании, фирмы.
Если возьмем, к примеру, США, то на больших американских фирмах в составе службы персонала появилась должность «инспектор по морали». Прерогатива инспектора: имидж фирмы, этика и мораль.
Перед вами лежат листки бумаги, на которых начерчена таблица. В одной колонке «Профессиональная этика» в другой «Профессиональная непригодность». И на основании того как вы понимаете эти фразы заполните, пожалуйста, таблицу.
Профессионал сегодня (слайд № 2) – это человек, имеющий специальное образование и диплом специалиста (сертификат, лицензию, права, разрядное свидетельство и др.), выданный соответствующим образовательным учреждением, работающий по специальности, которая является основным источником его доходов. Свидетельство об образовании даёт право на легальную деятельность в данной области и предполагает ответственность за эту деятельность. Вместе с тем, в обыденном сознании понятие «профессионал» ассоциируется с мастерством и высоким качеством деятельности, носит положительную моральную оценку и, как правило, предполагает опыт работы.
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии и, в конечном счете, к обществу в целом.
От качественно выполненной вами работы в будущем будет зависеть не только выполнение технологического процесса, но и жизнь окружающих людей.
Пренебрежение долгом, халатность, ошибки, безразличие к человеку могут немедленно обернуться катастрофическими последствиями для конкретных людей, создадут трудности, проблемы, ведущие к потерям, авариям, сбоям.В средневековой культуре послушание – это необходимая добродетель при овладении профессией (слайд № 3).
«Юнец, творящий вещь в поту и боли,
Прибытком сил за труд вознагражден…»
Микеланджело БуонароттиДолгое время в христианстве труд рассматривается как наказание за первородный грех. Смиренно и добросовестно трудясь, человек искупает грехи, получает надежду на прощение в иной жизни.
Поэтому и ученичество у мастера сродни монашескому послушничеству. Также как сам обряд пострига требует терпения (трижды упавшие ножницы, которые трижды смиренно поднимает и подает священнику кандидат в послушники, проявляя готовность к терпеливому подвигу веры), также его требует и ученичество, и послушничество и всякая работа, как в монастыре, так и за его пределами.
На становление представлений об этике благородных манер, корпоративной чести огромное влияние оказала этика рыцарства (слайд № 4).
Как повествует историк рыцарства, в рыцарских уставах, бывших своеобразными Кодексами рыцарской чести, говорилось:
«Щит рыцарей должен быть прибежищем слабого и угнетенного; мужество рыцарей должно поддерживать всегда и во всем правое дело того, кто к ним обратится».
Меч и лошадь - часть «я» рыцаря, - «профессиональные атрибуты»- предметы гордости и заботы, у легендарных рыцарей - легендарны, как и они сами. Сегодня они сопоставимы с инструментом специалиста, машиной водителя, которые берегут и которыми гордятся. Честь рыцаря /в нем. яз. – от дар, приношение; в русском – от глагола чтить/ - приравниваемая к ценности самой жизни - понимаются как сословное и родовое достоинство, право на уважение, почести и славу.
(слайд № 5) « - Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся. И с этой верностью левша перекрестился и помер». Н. Лесков. Левша.
Джентльменство (слайд № 6) как идеология в Англии сложилось в результате установления конституционной монархии - союза аристократии и буржуазии.
Джентльмен хорошо понимал, что деньги можно потерять и снова заработать, репутация же теряется однажды и навсегда. Для джентльмена его деловая репутация по значимости была не менее важной, чем его родовитость. Вот почему они так дорожили данным словом - «словом джентльмена», как потомки рыцарей, считая делом чести сдержать его, а бесчестием - нарушить. Оно заменяло заключенный нотариально договор, служило основой сделки, приравнивалось к контракту и позволяло предпочитать англичан как честных партнеров в деловых отношениях.
Занятия человека (слайд № 7) издавна считались делом рода, сословия, фамилии. В историческом прошлом сословная принадлежность определяла круг возможных профессий. Уже в античности в Афинах, например, закон обязывал отца выучить сына своей профессии или же дать ему ремесло. Если он этого не делал, то сын освобождался от заботы о престарелом отце.
В нашем Отечестве профессии также переходили от отца к сыну и часто являлись определяющими фамилию – Кузнецовы (самая распространенная в мире фамилия), Каретниковы, Масленниковы, Винокуровы, Толмачевы, Ткачевы, Шиловы, Подкорытовы.
Традиции предпринимательства в России (слайд № 8) связываются с именами людей, тяготевших к ценностям интеллигентности. Интеллигентность в России воспринималась как добродетель и идеал воспитанности. Подобное отношение к подчиненным было присуще С.Ю.Витте, по образованию инженеру, а впоследствии - министру путей, сообщения, финансов, Председателю кабинета министров царской России, инициатору винной монополии, строительства Сибирской железной дороги, основных положений столыпинской аграрной реформы, автору Манифеста 17 октября 1905 года. Будучи министром, Витте, не гнушался за руку поздороваться со знакомым мастером, чьи руки были в мазуте, подчеркнув тем самым перед чиновным окружением верность прежнему товариществу.
В 1998 году был принят Российский Кодекс предпринимательской деятельности:
Принципы личности:
Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли.
Уважение к другим участникам дела - основа отношений с ними и самоуважения. Оно дается выполнением принятых деловых обязательств.
Воздерживайся от насилия или угрозы применения насилия как способов достижения деловых целей.
Принципы профессионала:
Всегда веди дело сообразно средствам.
Оправдывай доверие, в нем - основа предпринимательства и ключ к успеху.
Стремись завоевать репутацию честного, компетентного и порядочного партнера. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего лучшего партнера.
Конкурируй достойно. Не доводи деловые разногласия до суда. Самый надежный партнер - тот, который тоже выигрывает от сделки.
Принципы гражданина России:
Соблюдай действующие законы и подчиняйся законной власти. Для законного влияния на власть и законотворчество объединяйся с единомышленниками на основе этих принципов.
Твори добро для людей, а не ради корысти и тщеславия. Не труби о своих добрых делах.
Принципы гражданина Земли:
При создании и ведении дела как минимум не наноси ущерба природе.
Найди в себе силы противостоять преступности и коррупции. Способствуй тому, чтобы они стали невыгодными кому бы - то ни было в стране и во всем мире.
Проявляй терпимость к представителям других культур, верований и стран. Они - не хуже и не лучше нас, они просто - другие.
В современном мире профессионализм получает статус морального принципа (деловой этики) и стал означать:
безупречное владение профессией и всем, что с ней связано, своеобразную одержимость делом, приоритет расходов на реконструкцию и модернизацию оборудования;
верность профессиональному долгу, то есть гуманным целям профессии, понимание ее как «служения» делу, людям, Родине;
добросовестность, скрупулезность, ответственность;
уважение и доверие другим профессионалам (профессионал во всем стремится иметь дело с профессионалами, а не дилетантами);
энергичность, творчество, стремление к новому, постоянное повышение квалификации, осведомленность обо всем новейшем в своем деле;
уважение коллег, сотрудничество и взаимопомощь в рамках профессионального цеха;
трудолюбие в сочетании со «здоровым» образом жизни, умением отдыхать.
Во всех профессиях (слайд № 9) требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. В кодексах многих профессиональных цехов, конкретных фирм прописаны разделы о конфликте интересов. В противоположность патриархальной морали – профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного и семейного долга.
Достижение профессионализма – едва ли не главное в прогнозе жизненного успеха.
Признание успеха – условие формирования самодостаточной личности. Оно необходимо в обучении и воспитании. Без него не бывает умелого руководства, хороших отношений в коллективе. Уметь отметить успех подчиненного, коллеги – означает не простую вежливость, но этику профессионализма. Иногда признание состоит в добрых словах, сказанных коллегой, но и они дорогого стоят.
Различают четыре степени профессиональной пригодности:
1. Непригодность (к данной профессии). Некоторые профессии противопоказаны людям с определенными отклонениями в состоянии здоровья. Это не всегда означает, что человек не может работать в той или иной области, но работа может ухудшить состояние его здоровья. Непригодность может быть связана и с личными качествами человека.
2. Годность (к профессии или группе профессий). О годности говорят, когда нет противопоказаний к той или иной профессии, но и особых показаний тоже нет.
3. Соответствие (данного человека определенной области). При отсутствии противопоказаний есть некоторые профессионально важные качества (например, интерес к определенным объектам труда или успешный практический опыт в данной области). При этом человек может успешно проявить себя и в других профессиях.
4. Призвание (данного человека к определенной профессии). Это высший уровень профессиональной пригодности. Если человек выделяется какими-то способностями среди сверстников, которые находятся в равных с ним условиях обучения и развития, и именно эти качества требуются для избранной профессии, то можно говорить о призвании.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности электрика:
Способности Личностные качества, интересы и склонности
хорошая координация движений;
техническое мышление;
высокий уровень устойчивости и концентрации внимания;
развитое пространственное воображение;
логическое мышление;
хорошая реакция умение управлять собой, личная организованность;
осторожность;
кропотливость;
внимательность;
уверенность;
тщательность;
аккуратность;
ответственность и дисциплинированность
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
неосторожность;
небрежность;
безответственность;
плохое зрение;
невнимательность;
безалаберность;
склонность к употреблению спиртных напитков.
Перед вами лежат листки бумаги, на которых в таблице вы вписали ваше первоначальное понятие о профессиональной этике и профессиональной непригодности. Скажите, ваше мнение не изменилось или в корне поменялось?
Заключение: классный руководитель благодарит ребят за активное участие в проведении классного часа и подводит итоги.
Выражаю надежду, что это время прошло недаром, не только сформировано понятие профессиональной этики, но и, осмыслив полученную информацию, используете её на практике, а это и есть основная наша цель классного часа.