Программа организации летней оздоровительной кампании 2013 «Орнамент России»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр»
Загородный оздоровительный лагерь «Лесная сказка»

проект





Образовательно-оздоровительная программа
«Орнамент России»
Лето 2013















г.Верхняя Салда
2013 год
Содержание
1.Пояснительная записка: 3
-концептуальные подходы к организации отдыха и оздоровления детей в о/л «Лесная сказка»;
-основные идеи работы с детьми;
-обоснование направлений деятельности;
-краткая характеристика оздоровительного лагеря;
-условия реализации программы.
2.Содержание программы: 12
-цели и задачи программы;
-основные формы и методы работы.
3.Содержание программы смен. 21
4.Список используемой литературы. 28
5.Сведения об авторе. 29
6.Приложения (план-сетки). 30
















1.Пояснительная записка

«Чудеса надо делать своими руками»
А.Грин «Алые паруса»
Летние каникулы..
О них мечтают дети, о них нередко и всерьёз размышляют взрослые, детство которых уже прошло. Чем занять ребят во время каникул? Каким образом организовать досуг? Может не загружать детей? Они так устали в течении учебного года! А может предложить детям дополнительное образование в новой интересной форме? Мы глубоко убеждены, что образование и воспитание не должно прерываться, оно просто обязано расцвести другими яркими цветами в новых, особенных условиях загородного лагеря.
Непрерывное образование, дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, что нашло отражение в Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Федеральной программе развития образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркнута важнейшая роль учреждений дополнительного образования детей (а загородный лагерь - это учреждение дополнительного образования, отдыха и оздоровления детей) как одного из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Современное российское общество нуждается в таких качествах личности, как духовность, стремление делать добро, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская' ответственность. В этой связи остро встают проблемы личностно ориентированного подхода к воспитанию человека, выявления закономерностей, принципов, методов, направленных на формирование творческой самоопределяющейся личности. В связи с переоценкой основных научно-теоретических положений, заложенных в концепциях образования, стала очевидной необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности.
В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность принципиально нового подхода к системе организации свободного времени детей и подростков в каникулярное время. Этот обобщенный современными исследователями вывод свидетельствует об актуальной потребности государства в отборе научно обоснованных средств обеспечения системы летнего отдыха, оздоровления и развития детей и подростков в контексте непрерывного образования, о чём говорится и в «Концепции развития отдыха и оздоровления детей в Свердловской области до 2020 года».
«Педагогика лета» опирается на идеи, принципы и подходы гуманистической педагогики и психологии:
личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, сознание уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
природосообразность воспитания: обязательный учёт половозрастных особенностей детей;
культуросообразность воспитания: опора на национальные особенности, культуру народа, национально-этническую обязанность;
гумманизация межличностных отношений: уважительное отношение между педагогами и детьми, терпимость к мнению людей, создание ситуаций успеха;
деятельностный подход в воспитании: организация жизнедеятельности, как основа воспитательного процесса;
дифференциация воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями детей;
средовый подход в воспитании: использование воспитательных возможностей внешней (социальной, природной, культурной) среды;
принцип открытости: участие в процессе воспитания максимального количества людей;
непрерывность процесса воспитания: преемственность организации воспитательной работы, учитывающей общие и индивидуальные особенности развития детей.
Детский загородный лагерь как открытая социальная система позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств детей, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Затраты бюджетов всех уровней на качественное дополнительное образование отдых и оздоровление детей являются долгосрочными инвестициями в будущее развитие российского общества и государства, кадровый потенциал интеллектуального, научно-технического, творческого и культурного развития общества; безнадзорность и профилактику правонарушений несовершеннолетних, других асоциальных проявлений в детской и подростковой среде.
Гуманистический взгляд на систему воспитания в детском оздоровительном лагере, связан с созданием условий для саморазвития личностных качеств растущего человека, и именно он определяет отбор приемов и средств воспитательного процесса в детских оздоровительных лагерях.
Современный детский оздоровительный лагерь, а таковым можно считать о/л «Лесная сказка» (далее лагерь) можно понимать как своеобразный институт детства, естественным образом ориентированный на развитие настоящего и будущего общества. Лагерь, как чрезвычайно эмоциональная среда, способен дать очень сильные импульсы, важные для будущего в целом, так как показывает детям новые ценности взаимоотношений и взаимодействия, новые богатые и перспективные виды и формы деятельности.
Роль детского лагеря сегодня предельно проста: помочь каждому ребенку сохранить и утвердить свою самобытность, стать талантливым, найти себя. Кроме того, развить способности социальные, проще говоря, умение жить среди людей, научиться гражданственности.
Деятельность детского оздоровительного лагеря направлена на организацию дифференцированного досуга, способствующего физическому и духовному развитию подрастающего поколения, удовлетворению возрастных и индивидуальных потребностей детей, развитию их разносторонних способностей. Главное условие деятельности детского лагеря обеспечение сохранности жизни и здоровья детей.
Оздоровительная составляющая жизни в лагере - это оптимальный двигательный режим, закаливание, сбалансированное питание, рациональный суточный распорядок, соответствие окружающей среды гигиеническим нормативам, гигиенические навыки и правильный образ жизни (в том числе антиалкогольный и антинаркотический).
Оздоровительный отдых детей, как мощный аккумулятор «зарядки» и «разрядки»: психической, нравственной, этической, эстетической, физической. Ибо в системе организованного отдыха действует принцип преемственности и непрерывности общения, воспитания, способствующий всестороннему раскрытию и развитию личности детей и подростков, выполняющий компенсаторную функцию по отношению к школе, позволяющий детям отдохнуть, снять физическую и психологическую перегрузку и создающий новые условия для того, чтобы обогатиться опытом, проверить, применить и получить новые, окрашенные игрой, романтикой знания и умения в различной практической коллективной работе, развивающей ребячью самореализацию, инициативу и самодеятельность.
Наш лагерь в течении многих лет работает по программам, ставящим во главу угла личность ребенка. Творчески работающие педагоги задумываются не только над тем, созданы ли условия для полноценного отдыха каждого ребенка в лагере, но и о том, насколько эти условия способствуют самореализации молодого человека, позволяют удовлетворить его внутренние потребности и устремления. Непростые задачи, стоящие перед лагерем, можно решить только в том случае, если удается создать в нем благоприятный микро и макроклимат, в основе которого лежат доброжелательные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Ребенок - центр внимания, должен быть уверен, что его защитят в случае обиды, оградят от произвола, от непредвиденных обстоятельств, откуда бы они не исходили.
В новой модели воспитательной деятельности лагеря главный - ребёнок. Он – субъект собственной жизни и творит её, постепенно постигая ценность своей индивидуальности в контексте социально – преобразующей деятельности. Т.о., цель воспитательной деятельности в нашем лагере сегодня – не только коррекция поведения ребёнка (группы детей), а формирование ценностного отношения к окружающему миру, которое вырабатывается в ходе взаимодействия с ним и с педагогом, как представителем мира взрослых.
Основные направления организации жизнедеятельности лагеря.
Программирование деятельности летних оздоровительных лагерей - необходимость, продиктованная многими обстоятельствами. Причем это должно быть разноплановое программирование, не ограничивающееся составлением плана досуговых, интеллектуальных и спортивных мероприятий смены; иначе воспитательный, образовательный, а зачастую и содержательный потенциал смены сводится практически на нет.
Лето - возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного образования. Смена учебной деятельности, являющейся основополагающей в течение учебного года, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках оздоровительного лагеря позволяют ребенку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным, и повышает образовательный потенциал. Жизнедеятельность в лагере строится по следующим направлениям:
Эколого-трудовое направление:
Находясь в условиях постоянного общения с природой, дети имеют возможность познать её законы, ознакомиться с разнообразием природной среды, развить чувство прекрасного, осознать единство человека и природы.
Мероприятия экологического характера направлены на формирование у детей понимания актуальности проблем охраны окружающей среды, ценностных экологических ориентаций.
Детский труд в лагере представляет собой работу по благоустройству и озеленению территории лагеря и корпусов, повседневную заботу о чистоте а так же развитие навыков самообслуживания, как части самоорганизации.
Спортивно – оздоровительное направление:
Одной из главных задач работы лагеря является оздоровление детей, разностороннее физическое развитие, мотивация для систематических занятий спортом, ведения здорового образа жизни. Это направление реализуется через занятия детей в спортивных секциях, участие в мероприятиях спортивного характера, утреннюю гимнастику, закаливающие и водные процедуры, санитарно-просветительскую работу, организацию качественного питания. Для этого в лагере есть все необходимые условия.
Детский спорт – важный элемент организации жизни лагеря. Педагоги лагеря внедряют здоровьесберегающие технологии во все виды деятельности.
Досуговое направление:
Досуг можно рассматривать, как возможность человека заниматься разнообразной деятельностью по своему выбору.
Организация досуга планируется с учётом половозрастных особенностей, потребностей, интересов отдыхающих детей, а так же с учётом тематики смен. Мы предлагаем детям большой спектр досуговых мероприятий: праздники, шоу, конкурсы, концерты, дискуссии, сборы, КТД, отдых, развлечения, самообразование, творчество, общение.
Детская игра, искусство и творчество способствуют удовлетворению творческих потребностей детей, потребностей в самовыражении, «ситуации успеха», самореализации и общении, а так же позволяет воспитателям лучше узнать своих воспитанников, поскольку именно в этом ребёнок проявляется на максимальном уровне своих возможностей.
Образовательное направление:
Каникулы – это время, которое снимает утомление, напряжение и способствует, восстановление работоспособности. Но это время обязательно должно быть в продолжение учебно-воспитательного процесса: иными технологиями, иными источниками информации, иным содержанием каникулы должны продолжать образование личности ребёнка. Широко используется нашими педагогами метод проектной деятельности. Приобретённые детьми умения пригодятся детям в течении учебного года. Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром. Моделирование проектной смены в отрядах предполагает построение разнородной системы условий организации деятельности. Её основой является гибкая схема действий педагогов, опирающихся на инициативу и активность детского коллектива. Педагоги планируют свою деятельность, не только исходя из собственной цели, но и, прежде всего, на основе осмысления проблем детским коллективом. Программа предполагает, что тематическая направленность проектов, выполнение работ и оформление работ производится силами самих детей.
Воспитательное направление:
Традиционное использование в практике работы педагогов лагеря тренинговых технологий и упражнений, позволяет облегчить адаптацию ребёнка в коллективе, что служит основой для успешной дальнейшей социализации подростка в обществе. На воспитание человека гуманного, творческого, успешного, мыслящего, созидающего ориентирована деятельность всех педагогов нашего лагеря.
Ребёнок в процессе жизнедеятельности постоянно находится в процессе исследования. Изучение себя, коллектива, местности, жизни – является частью детской науки. Мы помогаем ему добыть знания, разобраться в том, что находится рядом.
На наш взгляд детский труд, детский спорт, детская игра, искусство и творчество, детская наука являются обязательными элементами организации жизни лагеря. Именно через это находят выход все детские инстинкты подражательности, проявления себя, любознательности, самодеятельности, активности и др.
«Сказка» – это чудо страна" - пишут дети о любимом лагере.
"Оздоровительный лагерь «Лесная сказка» находится на балансе Управления образования Верхнесалдинского городского округа, является структурным подразделением Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр». В соответствии с лицензией имеет право на ведение образовательной деятельности по программам дополнительного образования детей. Лагерь функционирует в течении всего учебного года: во время каникул принимает детей своей и других территорий, в остальное время оказывает платные дополнительные образовательные услуги.
«Лесная сказка» находится в восьми километрах от города Верхняя Салда, в красивом сосновом бору на берегу реки "Салда". Территория - 8,5 га. Вот уже 31 год лагерь является любимым местом отдыха детей Верхнесалдинского городского округа.
«Лесная сказка» - это 3 комфортабельных спальных корпуса (с уютными палатами на 4 человека); культурный центр лагеря – здание, где размещаются актовый зал, оснащённый современным свето-звуковым оборудованием, просторные комнаты для творческих мастерских, два обеденных зала. Есть футбольное поле, волейбольная и баскетбольная площадки. На территории лагеря имеются аттракционы, игровые комплексы, малые спортивные формы, выставляются на территорию стритбольные стойки, имеется каркасный бассейн.
Сроки проведения оздоровительной кампании
Летом 2013 года в лагере будет организовано 4 оздоровительные смены по 192 ребенка в возрасте от 6,5 до 17 лет в каждую смену.
I смена - 1.06-21.06.2013
II смена – 24.06-14.07.2013
III смена – 16.07-5.08.2013
IV смена – 07.08-27.08.2013
Отличительной чертой «Лесной сказки» является то, что гостеприимно она открывает свои двери для детей, нуждающихся в особой защите (13%), это дети из малообеспеченных семей, дети – инвалиды; дети, находящиеся под опёкой, дети, состоящие на учёте в ПДН ОВД, дети из многодетных семей, дети-сироты. Отдыхают в лагере дети сотрудников бюджетных организаций и градообразующего предприятия.
Условия реализации программы
Нормативно-правовая база разработана в соответствии со статусом образовательного учреждения, разработана на основании "Закона об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Свердловской области", "Типового положения о детском оздоровительном лагере" (письмо Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 27.11.11 №01-01/9744), Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Организация отдыха детей в каникулярное время" (Постановление главы администрации ВСГО от 24.11.2011г. № 1496) и включает в себя: Устав МБОУ ДОД "ДЮЦ", "Положение о структурном подразделении "Оздоровительный лагерь "Лесная сказка", "Положение о загородном оздоровительном лагере "Лесная сказка", Договор с родителями, "Положение об оплате труда работников загородного оздоровительного лагеря "Лесная сказка", Должностные инструкции работников лагеря, Пакет инструкций по охране труда, иные локальные акты.
Научно-методическая база представляет собой достаточно большой банк методической литературы по педагогике летнего отдыха, пакет нормативных федеральных и региональных документов, архив программ и рекомендаций прошлых лет, специальная литература, подобранная по тематике смен.
Кадровые условия:
Штатное расписание лагеря:
-начальник лагеря - 1ст.;
-методист - 1,5 ст.;
-педагог ДО - 3 ст.;
-концертмейстер - 1 ст.;
-инструктор по физической культуре - 1 ст.;
-педагог-организатор - 1 ст.;
-воспитатели - 14 ст.;
-вожатые - 7 ст.;
-обслуживающий персонал-24 ст.
Педагогический состав состоит из педагогов образовательных учреждений города и студентов, в основном, педагогических ВУЗов. Отрадно, что выпускники лагеря возвращаются и работают вожатыми и воспитателями. Дополнительное образование реализуют педагоги ДО МБОУ ДОД "Детско-юношеский центр". Полноправные члены коллектива - помощники вожатых, которые обучаются в течение учебного года в "ДЮЦ" по дополнительной образовательной программе "Вожатый профи".
Материально-техническая база достаточна для полноценной реализации летнего отдыха: удобное расположение корпусов, спортивные площадки, спортивный инвентарь и тренажёры, музыкальное и световое оборудование, игры, библиотека, театральный реквизит.
Финансирование лагеря обеспечивается за счёт трёх источников: местный бюджет, субсидии из областного бюджета и родительская плата.

2.Содержание программы "Орнамент России"
Организация подростками собственного досуга, обеспечение занятости детей и подростков, оздоровление и формирование культуры здорового образа жизни, формирование активной жизненной позиции – вот четыре ключевые и взаимосвязанные задачи, стоящие перед обществом и являющиеся приоритетными направлениями государственной политики. Эти задачи отражены в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. и в Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года.
Россия - огромная страна. Мы, живущие в ней, разные, но мы вместе. Мы можем вместе многое, мы можем многому друг друга научить. Если всех нас сложить, получится красивый орнамент, орнамент России. Летняя кампания 2013 года направлена на демонстрацию подросткам широкого спектра форм организации собственного досуга и носит название «Орнамент России».
Рассматривая различные формы организации смен в условиях летнего оздоровительного лагеря, мы остановились на идее тематических смен. Такие формы, на наш взгляд, предоставляют максимальные возможности "включения" детей в смену, единую эстетическую взаимосвязь внешних атрибутов смены (символика, оформление) и ее внутреннего наполнения (содержательный, образовательный и воспитательный блоки). Кроме того, единая идея, проходящая через всю смену, дает возможность организовать тесное взаимодействие отрядной и «общелагерной» работы, что также немаловажно для развития ребенка внутри смены и полного использования потенциала программы. Возможности образовательного компонента при этом весьма широки: от получения социальных и бытовых навыков в процессе игры младшими школьниками, до усвоения знаний, умений и предпрофессиональной подготовки у старшеклассников.
Образовательно-оздоровительная программа «Орнамент России» по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности относится к модульной, так как состоит из самостоятельных, устойчивых целостных модулей-программ: 1 смена: «Человек прошлого», «Герой нашего времени», «Гражданин мира», 2 смена: «В стиле «brandbook», «PR – кампания», «Еvent management», 3 смена: «Курс на здоровье», «Курс на развитие», «Курс на успех», 4 смена: «Эко-личность», «Здоровая страна», «Зеленая планета».
Модуль-программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления - оздоровление, образование, воспитание в условиях лагеря.
Отрядная программа в данном разрезе, отражает тематику смен в соответствии с целями модуля.
Отрядная работа дополняет общелагерную и простроена таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя активным участником смены, осознавал свою значимость для игры. Это особенно важно для младших отрядов, для которых маленькие победы каждого важнее больших побед всего отряда.
Результатами отрядной программы являются: высокое качество работы органов самоуправления в отряде, положительные итоговые результаты отряда, активное участие всех детей в общей игре, самореализация каждого участника программы в отрядной и общелагерной работе.
Основная цель Программы - создание условий для полноценного отдыха и одновременного социального становления личности ребенка.
Задачи:
- своевременная адаптация участников программы в обществе незнакомых сверстников и педагогов;
- раскрытие и реализация творческого и лидерского потенциала детей;
- создание ситуации для освоения детьми новых социальных ролей;
- своевременное «погружение» в игровую ситуацию;
- оценка роли каждого участника программы;
- оказание индивидуальной помощи ребенку в выборе предпочтительных для него видов деятельности, создание ситуации успеха и значимости для каждого;
- органическое сочетание различных видов деятельности: досуга, познавательной деятельности, оздоровления;
- следование демократическому стилю общения, выстраивание между взрослыми и детьми отношений сотрудничества и доверия;
- мониторинг «включенности» в игру каждого ее участника: и детей, и взрослых;
- вовлечение в дела и мероприятия программы всех ее участников;
- плавный «выход» детей из игры, работа на последействие.
Основные формы и методы работы.
Хобби центры
Одной из составных частей образовательно-оздоровительной программы «Орнамент России» является реализация проекта «На шаг впереди». Его цель – расширение возможностей дополнительного образования, подготовка ребят к активной, социальной и творческой деятельности. В ходе всей летней кампании для детей работают несколько пространств-площадок, способствующих самореализации и самовыражению. Они носят название «Hobby-центры». После торжественного открытия проекта «На шаг впереди» (презентации направлений «Hobby-центров») каждый сможет выбрать наиболее интересный для себя вид деятельности, объединиться с единомышленниками по следующим направлениям: «Социальная реклама», «Взгляд через объектив» (фото и видео студия), «Сказочный спам», «Плакат-формат» (изготовление газет, и другой печатной продукции), «Флэшмоб», «Хеппенинг» (организация игровых форм на улице), «Маска: искусство стать другим» и т. п. Финалом работы центров станет фестиваль «На шаг впереди», где все участники смогут представить результаты своей деятельности или какой либо продукт, создаваемый в течение смены. «Hobby-центры» работают через день, занятия проходят в специально-подготовленных помещениях. Желающие подростки так же смогут стать организаторами мастер-классов для сверстников.
Самоуправление
На протяжении всех смен в лагере функционирует орган детского самоуправления - отряд «PROдвижение», состоящий из отрядных лидеров, которые были выбраны общим голосованием для реализации нескольких функций:
Самоактивизация. Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению проблем управления.
Организационное саморегулирование. Предполагает устойчивое влияние актива отряда на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру.
Коллективный самоконтроль. Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск новых более эффективных путей решения задач.
Кроме того, представители отряда «PROдвижение» являются координаторами органов отрядного самоуправления, что позволяет создать единую систему детского соуправления.
Создание условий для развития самоуправления в лагере происходит через включение ребят в сложные взаимоотношения, складывающиеся в коллективе. Через свое участие в решении проблем отряда, лагеря дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения ребят к целям к совместной деятельности зависит их позиция в решении управленческих проблем.
Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива ребят, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения целей отряда, лагеря.
Смысл детского самоуправления, заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех школьников основам демократических отношений в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Проект социальных инициатив
Так же в рамках летней оздоровительной кампании реализуется проект социальных инициатив «Вектор добра». В течение каждой смены проходит конкурс мини-историй о добрых поступках «Миллион добрых дел». Цель проекта - привлечение внимания к социально-значимой и общественно-полезной деятельности, содействие к повышению привлекательности помощи, благотворительности и добровольчества. Результат проекта – создание и оформление «Галереи добра» и поощрение особо активных участников.
Комплекс педагогического сопровождения
Использование элементов тренинговых технологий стало привычным и обязательным в работе отряда. В каждый период смены тренинги подбираются в зависимости от задач, стоящих перед коллективом, и его состоянием. Грамотный подбор тренингов позволяет сгладить проблемы адаптации детей в новых условиях, построить правильную линию взаимоотношений в отряде.
Педагогическое сопровождение, направленное на формирование временного детского коллектива будет реализовано через работу мастерских:
-«Лидер-мастерская». Это начальная стадия развития временного детского коллектива. Это период первоначального формирования отношений и перспектив будущей смены. В этот период у детей доминирующая потребность - потребность в адаптации к новым условиям, т.е. в информации о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива. Комплекс педагогического сопровождения будет выражено через комплекс упражнений и тренингов, направленных на знакомство и выявление лидеров в коллективе.
-«Контакт-мастерская». Это период укрепления организационной структуры отряда как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период сразу после того, как сформирована официальная структура (отрядное самоуправление), каждый выбрал для себя поручение ответственности и заботы, определены перспективы на смену, выработаны в отряде законы жизни и отношений. Этот период должен стать своеобразным фундаментом для развития отношений в коллективе. В данный период будет предложен комплекс упражнений и тренингов, направленных на сплочение и некоторые формы взаимодействия в еще несформировавшемся коллективе.
-«Band-мастерская». В ходе делового сотрудничества, непосредственного взаимодействия, во время которого неизбежно происходит «притирка характеров», отчетливо проявляются не только достоинства, но и ошибки (недостатки) каждого из ребят. А ещё, одни ребята удовлетворены перспективами, отношениями и своим местом в этих отношениях, а другие нет. На фоне формально действующей официальной структуры в отношениях вырастают скрытые внутренние конфликты, характеризирующиеся отсутствием единства, пассивностью к деятельности и напряжением в межличностных отношениях. Своё разрешение период скрытых внутренних конфликтов должен получить в ходе делового сотрудничества, когда начинается организационно-коллективная деятельность. Именно в этот промежуток времени эффективными станут упражнения на активное групповое взаимодействие и снятие агрессии.
-«Unit-мастерская». Доминирующая потребность этого периода у детей - преодолеть существующее в отряде разобщение. Соответственно и состояние можно охарактеризовать как морально-волевое напряжение. Временно актуальность межличностного общения отступает на второй план, уступая место общению в деятельности. Интенсивно действует официальная структура, на основе советов дела. В неофициальной структуре намечается открытие общения замкнутых группировок для «посторонних». На этом этапе будут предложены упражнения, направленные на активную групповую работу, работу в различных смешанных группах.
- «Креатив-мастерская». Успешная деятельность по объединению отряда побуждает к дальнейшему творческому общению. Члены коллектива стремятся к достижению успеха в совместной деятельности, имеющей общественный смысл, и в которую вовлекаются все группы. Психологическое состояние коллектива характеризируется радостью коллективного творчества.
Доминирующая потребность этого периода характеризуется желанием успеха в творчестве, поиском своего места в общем творческом процессе. Положительный настрой формирует радостное, творческое состояние у детей.
Содержание межличностного общения - обсуждение творческого процесса. Лидерами этого общения становятся ребята, приносящие успех в творческих делах.
При реализации образовательно-оздоровительной программы в рамках комплекса педагогического сопровождения заложено проведение ряда диагностик, с целью выявления различных факторов, таких как:
-уровень тревожности и комфортности (методика Филипса);
-уровень развития самоуправления в коллективе (автор Рожков М.И.);
- динамика межличностных отношений в коллективе (социометрия).
- ежедневная рефлексия – вечерние «свечки». Основная задача - рефлексия коллективной совместной деятельности, умение распределять в коллективе содержание и объем работы, вступать в партнерские отношения. Этот вид рефлексии является очень важным этапом в формировании личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам и старшим. Каждый этап становления детского коллектива имеет свои особенности, связанные с динамикой разворачивания совместной деятельности. Поэтому "свечки", организуемые на каждом из этапов, имеют свои организующую и воспитательную функции. Разговор по душам, анализ дня, обсуждение проблем помогает детям сблизиться, сдружиться.
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Условия отдыха детей и подростков вносят большой вклад в формирование их здоровья. Гигиенически полноценная среда обитания определяется благоустройством и санитарным состоянием лагеря.
Физическое воспитание в течение лета имеет специфические особенности, обусловленные сравнительно коротким периодом пребыванием в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности. Эти особенности учитываются при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий. Физическое воспитание направлено на решение следующих задач:
- укрепление здоровья, содействие физическому развитию и закаливанию детей;
- совершенствование у детей умений и навыков в естественных видах движений;
- привитие интереса и привычки к занятиям физической культуры и спорта.
Имеет следующие направления:
Спортивные мероприятия в режиме дня (зарядка, купание)
Отрядная спортивная работа (внутриотрядные соревнования)
Массовая спортивная работа (спортивные конкурсы, соревнования по различным видам спорта, подвижные и спортивные игры, соревнования по многоборьям, турниры по настольному теннису, бадминтону, спартакиады).
Учебно-тренировочные занятия секций, команд по разным видам спорта.
Агитационно-пропагандистская работа (о пользе систематических занятий физическими упражнениями, о пользе гимнастики, о лучших спортсменах, об Олимпийских играх, о спортивных событиях в лагере, стране и мире, о новых рекордах, о видах спорта и т. д.)
Для стимулирование и поддержки спортивного воспитания в ОЛ ведется рейтинговая система отслеживания как личных, так и командных достижении.
Профилактика
В рамках каждой смены реализуются следующие подпрограммы профилактической направленности:
- программа профилактики противоправного поведения детей, жестокого обращения с детьми «Маленькие дети с большими правилами» (социальные партнёры: ТКДН и ЗП);
- программа профилактика экстремизма, терроризма и воспитание толерантности «Непростые увлечения» (социальные партнёры: Комитет по делам молодёжи Администрации ВСГО);
-программа профилактики детского травматизма и безопасности жизнедеятельности, правил поведения детей в быту, при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях «Зона безопасности»; (социальные партнёры: ГИБДД, Госпожнадзор);
- программа формирования навыков ЗОЖ «Маршрут моего здоровья»
Ролевые игры
Технология проведения РИ в «Лесной сказке» совершенствуется от года в год. В программу 2013 года включен цикл ролевых игр, направленных на социализацию подростка в детском коллективе (малая ролевая игра «Испытание»), знакомство с новыми социальным ролями (ролевая игра «В погоне за славой», игра-путеводитель «Лабиринты времени»), развитие коммуникативных навыков «Под чужой маской» (малая ролевая игра «Энергоресурсы»).
Можно назвать удачными и новые формы организации общелагерных мероприятий: полигонные игры, SMS-игры, дайджесты.
Результаты реализации программы:
В результате участия в программе дети получают:
-опыт социального общения со сверстниками и взрослыми;
- навыки работы в одном из видов прикладного или художественного творчества;
- опыт участия в конкурсах, выставках, общих делах;
- опыт участника сюжетно – ролевой игры;
- навыки самообслуживания и самоорганизации;
- опыт организации и проведения различных дел и мероприятий.

3.Содержание программ смен
У ребенка свое особое умение видеть,
думать и чувствовать будущее и нет
ничего глупее, чем пытаться
подменить это его умение нашим.
Жан Жак Руссо
1 смена «Россия: между прошлым и будущим»
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Летняя оздоровительная кампания – не исключение, программа, реализуемая во время первой смены, носит название «Россия: между прошлым и будущим».
Смена гражданско-патриотической направленности приурочена ко Дню России, в связи с этим цель смены - формирование гражданской позиции, гражданского самоопределения, ответственности за собственный выбор и деятельность.
Первый модуль «Человек прошлого».
Цель: формирование представления о духовном развитии человека той эпохи, о статусе личности, о проблемах свободы и ответственности, гражданского самосознания и терпимости человека прошлых лет.
Основные мероприятия:
- интерактивная программа «Человек прошлого» с элементами ролевой игры, в ходе которой участникам предстоит примерить на себя роли выдающихся людей прошлой эпохи и постараться решить задачи в искусственно смоделированных исторических ситуациях;
- конкурсная PR акция «Да были люди в наше время», где на конкурсной основе каждый отряд будет представлять выбранного исторического героя и его заслуги;
- конкурс экспресс-газет «Вехи», направлен на позиционирование личности, ее роли в истории, освещение особо выдающихся народных героев, их поступков и ее значение для истории страны;
- реконструкция одного дня 1812, пройдет в режиме погружения, которая предполагает два вида реконструкции:
1) реконструкция воссоздания культуры и духовной жизни предков, их быта и обычаев отнесена к периоду 1812;
-2) реконструкция, как движение (Бал победителей 1812 года, званый обед).
Второй модуль «Герой нашего времени».
Цель модуля - сформировать активную жизненную позицию, отражающую реальные действия подрастающего поколения, которые направлены на реализацию общественных ценностей и интересов, а также нравственное воспитание активного, ответственного гражданина нашей страны, истинного патриота.
Основные мероприятия модуля:
- День памяти «Мы помним, мы гордимся» позволит затронуть в работе с ребятами более широкую тему – тему человеческой памяти, свидетельствами и хранителями которой являются военные хроники, фотографии, песенное творчество, письма, документы, газеты и листовки, художественные фильмы.
- театрализованный проект «Что было бы, если», который призван оценить значение личностного фактора в истории. Разыгрывание театрализованной постановки с интерпретированным исходом, искусственное моделирование исторического события;
Третий модуль «Гражданин мира».
Цель модуля: раскрыть представление о причастности ко всему человечеству; помогать осмысливать общность народов, населяющих планету Земля; формировать качества гражданина, ответственного за судьбу мира.
Основные мероприятия:
- дискуссия для подростков «Гражданин мира», направлена на формулирование характеристик «гражданина мира»;
-инсценированное шоу «Сказки народов мира», направленное на воспитание толерантности;
-конкурсная программа «X-files», в ходе которой проходит подведение итогов модульной смены, а также вручение паспортов «гражданина мира» отрядам по рейтингу активного участия в жизни лагеря.

2 смена «Шаг в будущее»
В современном мире PR является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных видов деятельности. Цель PR - установление общения и обратной связи для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
Цель смены - знакомство с основными видами пиар деятельности, освоение PR-технологий и использование их в проектной деятельности.
Первый модуль «В стиле «brandbook».
Цель модуля: знакомство с понятием и отдельными частями «фирменного стиля», применение полученных знаний на практике.
Основные мероприятия модуля:
- мастер-класс «Фирменный стиль», направлен на знакомство с понятием и основными составляющими фирменного стиля и бренда организации или фирмы.
- пресс-тур «Мedia relations», направлен на формирование умений взаимодействия с представителями СМИ и использование в своей деятельности всех источников информационного пространства;
- концертная программа «Welcome to brandbook» состоит из представлений фирменных стилей отрядов, созданных на основе полученных ранее знаний, сюда же входит получение сертификатов о регистрации в брэндбуке и разрешение на дальнейшую деятельность.
Второй модуль «PR – кампания».
Цель: знакомство с основными PR-технологиями использование их на практике.
Основные мероприятия модуля:
-курс обучающих занятий «PR-технологии в действии», мастер-классы для старших отрядов по технологиям связей с общественностью. Каждый отряд   познакомится со способами преподнесения информации и создаст свои медиа-продукты: творческие проекты, социальные ролики, плакаты, клипы и газеты для продвижения и рекламы собственного проекта.
- малая ролевая игра «В погоне за славой», направлена на установление межгруппового взаимодействия, реализацию себя в новой социальной роли;
- презентация массового мероприятия «Уникальное предложение», направлено на демонстрацию владения основными PR- технологиями, демонстрация способностей в создании видеороликов и радиопередач, изготовлении плакатов, листовок, баннеров и флаеров, составлении коллажей и брошюр.
Третий модуль «Еvent management».
Цель: реализация отрядного проекта, а именно социально значимого мероприятия с применением ранее освоенных технологий.
Основные мероприятия модуля:
- IQ-сражение «СМИ» для представителей старших отрядов, по результатам которого некоторым представителям будет присвоено звание «VIP- пиарщик»;
- реализация отрядных проектов. - «Печатная продукция» игровая программа с элементами КТД, направлена на развитие творческих способностей. В ходе мероприятия изготавливаются экспресс-газеты, сувенирная продукция, создаются пресс- и пост-релизы;
-конкурсная программа «X-fails», направлена на формирование умения работать с информацией, составление рецензий и оценку влияния телевидения и интернета на общественное мнение.
3 смена «Зимние игры по-летнему»
Актуальные для общества задачи – укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения, создание и внедрение в образовательный процесс эффективной системы физического воспитания, ориентированной на особенности развития детей и подростков.
Цель смены - сознание подростками ценности и норм здорового образа жизни, умение организовывать активный досуг, способствующий развитию личности и оздоровлению.
Первый модуль «Курс на здоровье».
Цель:  популяризация здорового образа жизни и освоение норм ведения здорового образа жизни.
Основные события модуля:
- PR-акция «Здоровье в моде», театрализованное представление в виде социальной рекламы, с целью профилактики вредных привычек. Использование превентивных профилактических форм;
- живой музей «О спорт, ты - жизнь!», представление рекламного характера одного из видов спорта с целью популяризации его среди молодежи;
- комплекс упражнений на командообразование «Курс молодого болельщика», командное соревнование в форме полигонной игры на местности с целью популяризации здорового образа жизни.
Второй модуль «Курс на развитие».
Цель: актуализация у подростков ценностей олимпийского движения и создание положительного образа болельщика спортивных соревнований, что особенно актуально в преддверии Олимпийских игр и способствует формированию гражданской (российской) идентичности подростков. 
Основные мероприятия модуля:
-интерактивной шоу-программы «Дорогу атлетам», информация о легендарных спортивных победах, выработка Кодекса настоящего болельщика,
-концертной программы «Олимпийское Евровидение», направлена на поддержку олимпийского движения.
-спортивно-развлекательная программа «Межсезонные игры» знакомство и популяризация олимпийских игр, истории возникновения, видов и правил участия.
Третий модуль «Курс на успех».
Цель: формирование образа Человека третьего тысячелетия, человека, умеющего заботиться о собственном здоровье, ставить и достигать цели, стремящегося пробовать новое и определять для себя полезную деятельность
Основные мероприятия модуля:
- Эстафетная ролевая игра «Большие гонки», прохождение спортивных квестов в форме соревнования на время, скорость и выносливость
- «Давай Россия!» участие в межлагерной спартакиаде детских лагерей.
По окончанию смены наиболее успешной команде вручается удостоверение "Будущий олимпиец".

4 смена «Живи в стиле ЭКО!».
Состояние окружающей среды становится все более важной темой для российского общества. 2013 год в России объявлен Годом охраны окружающей среды. Цель программы «Живи в стиле ЭКО» – актуализировать внимание к проблемам сохранения окружающей среды и бережного отношения к природе.
Первый модуль «Эко-личность».
Цель: осознание взаимосвязи экологии с такими понятиями, как здоровье, жилище и микроокружение, питание, одежда и обувь, знакомство с эффективными способы «экологичного» образа жизни.
- мастер-класс «Все вокруг» направлен на информировании о влиянии на здоровье человека факторов окружающей среды, материалов, применяемых в строительстве, в отделке и дизайне помещений; о характеристиках материалов, из которых выполнена одежда; о гармоничном и правильном режиме питания, о качестве продуктов питания.
- Отрядный проект «Экологичная культура» направлен на осознание того, что «полезно для меня» от «дешево, модно, популярно» и составление своего экологического стиля.
Второй модуль «Здоровая страна».
Цель: формирование представления о природных богатствах, ресурсах и экологических проблемах России.
Основные мероприятия модуля:
- КТД «Учись беречь» знакомство и актуализация проблем использования и экономии ресурсов.
- Игра по станциям «Экологический туризм», в которой предполагается серия познавательных дел, направленных на знакомство подростков с вопросами тепло-, энерго- и водосбережения.

Третий модуль «Зеленая планета».
Цель: разработка проекты в области сбережения природных богатств и переработки вторсырья.
Основные мероприятия модуля:
- создание Энциклопедии «Мой мир», где будут представлены творческие решения, связанные с ресурсосбережением и раздельной утилизацией бытовых отходов в рамках квартиры, жилого дома, микрорайона, а также дизайнерские решения организации жилого пространства, рецепты полезных блюд, линии экологической одежды;
- конкурс театрализованных постановок «No comments», направлен привлечение внимания к бережному отношению к природе, к охране редких и исчезающих видов животных и растений.
По окончанию смены, на основании рейтинга отрядам, набравшим наибольшее количество баллов будут вручены экологические паспорта.

Помимо профильных хобби-центров, в лагере работают кружки дополнительного образования. Программа работы кружков в Учебно-тематическом планировании выстраивается по тематике смен.
Кружки:
«Бисеропрлетение».
«Бумагопластика».
«Юный гончар»
«Лёгкая атлетика»
«Футбол»
«Пионербол».
4. Список используемой литературы
Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере. – М. 1998.
Лобачёва С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере 1 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2007. – 208с.
Лобачева С.И. Жиренко О.Е. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007. – 192с.
Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2007. – 206с.
Титов С.В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2001.
Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2007. – 62с.
Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.-192 с.
Тартышная М. А. Все лучшее – впереди/ социально ориентированные формы работы со школьниками/ М. А. Тартышная. – Ростов н/Д.: феникс, 2006. – 285 с.
Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества.  М., 1975.  Т. 8
Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей.  М., 1996
Феофанов О. А. Реклама: новые технологии в России. СПб.: Питер, 2003.
Калиберда Елена Геннадьевна.Связи с общественностью : Вводный курс : учеб. пособие М. : Логос, 2003.
Исаев И.А. История государства и права в России в вопросах и ответах М., 2003.
Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. М., 2004.
Арустамов Э. А. и др. Природопользование: Учебник. – 7 –е изд. перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
Павлов А. Н. Экология: рациональное природопользование и безопасность жизнедеятельности. Учеб. пособие/А. Н. Павлов. – М.: Высшая шк., 2005.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


5. Сведения об авторах

1.Чукавина Елена Петровна, директор МБОУ ДОД "Детско-юношеский центр", стаж работы в о/л "Лесная сказка"-15 лет. Прошла путь от вожатого до начальника лагеря.
Имеет высшее образование, высшую квалификационную категорию.
2. Долбилова Юлия Сергеевна, педагог организатор МБОУ ДОД "Детско-юношеский центр". В течении 4-х лет-воспитатель в о/л "Лесная сказка", два последних года методист лагеря.
Имеет высшее образование, первую квалификационную категорию.



6. Приложения
Общелагерные план-сетки.










13PAGE 15


13 PAGE \* MERGEFORMAT 143015