Открытый урок по теме: «Множества. Подмножества. Операции над множествами»

Бадамшинская средняя школа №2




Открытый урок по теме: «Множества. Подмножества. Операции над множествами»
5 класс


Учителя математики
Высшей категории
Бабенко Л.Г.




с.Бадамша
2014 г.
Урок: Множества. Подмножества. Операции над множествами.
Цель урока: 1)повторить основные понятия множества, подмножества, операции над множествами; 2)развитие логического мышления через решение нестандартных задач, систематизацию и обобщение, развитие математической речи, 3) воспитание внимательности, интереса к предмету, расширение кругозора.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Метод обучения: дидактическая игра – соревнование.
Способ организации деятельности: частично-поисковый.
Оборудование: 1)интерактивная доска; 2)карточки с заданиями для самостоятельной работы и задачами; 3)карточки с индивидуальными заданиями;
Оформление класса:
1й слайд: Число, тема, эпиграф.
«Множество есть многое мыслимое как единое целое»
Георг Кантор.


Ход урока.
I. Организация.
Сообщить тему урока, эпиграф, план урока.
Разминка.
Конкурс теоретиков (самостоятельно 3 человека по карточкам на доске).
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Решение задачи (коллективно).
Домашнее задание.
Итог урока.
Класс разбивается на две группы (по вариантам)
Условия игры: 1) Четкие и точные ответы;
2)Скорость;
3)Дисциплина.
Реплика учителя: «И пусть в этой борьбе победит умнейший!»
II. Разминка.
1. Что означает слово «множество»?
Множество – это набор или совокупность предметов одинаковой природы.
2. Какие названия применяются для обозначения множеств?
Стадо, табун, коллектив, семья, оркестр, библиотека.
3. Как различаются множества по числу элементов?
Множества бывают конечные, бесконечные и пустое множество.
4. Какими способами можно задать множество?
Множество можно задать перечислением или с помощью характеристического свойства.
5.Какое свойство называется характеристическим свойством?
Характеристическим свойством называется такое свойство, которым обладают все элементы данного множества и не обладают никакие другие объекты.
6. 2йслайд:
В данном множестве все элементы, кроме одного, обладают некоторыми свойствами.
Опишите его и найдите лишний элемент.
А= х I х - пустыня Лишний элемент- кувшинка.

7. 3й слайд :
Что называется подмножеством множества А?
-Множество В называется подмножеством множества А, если каждый элемент множества В является элементом множества А.

8. 4й слайд:

9.Что называется пересечением множеств А и В?
Пересечением множеств А и В называется множество, в которое входят те и только те элементы, которые содержатся в А и В одновременно.

10.Что называется объединением множеств А и В?
Объединением множеств А и В называется множество, состоящее из тех элементов, которые входят хотя бы в одно из множеств А или В.
11. 5й слайд: Найти пересечение геометрических фигур


12. 6й слайд:


III. Конкурс теоретиков
Вызываются 3 человека и работают по карточкам.
Карточка№1
Винни-Пух и Пятачок пришли в гости к Кролику. Кролик угостил их вареньем. Винни-Пух и Пятачок вместе съели 32 ложки варенья, а Винни-Пух и Кролик – 23 ложки варенья.
Сколько ложек варенья съели все три героя?
Карточка№2

А= х
·хєN; 2
·х
·7

В= х
·хєN; 4
·х
·9


Задайте множества перечислением. Найдите АUВ; А В; А\ В; В\А. Изобразите решение на числовой прямой.
Карточка №3
Запишите все подмножества множества a;b;с;d .
На сцене висели 5 лампочек. Сколько существует способов освещения сцены?
IV. Конкурс «Кто быстрее». Самостоятельная работа
Самостоятельная работа по карточкам.
Файлы с заданиями в двух вариантах находятся на каждой парте.
Через 7 минут ребята обмениваются тетрадями и сверяют ответы с решениями на интерактивной доске.
7 слайд:

Оценка «5» - нет ошибок
«4» - одна ошибка
«3» - не ставится
8й слайд:
Решение:
Обозначим стоимость коровы –n (А), овцы – n(В), козы – n(С)свиньи –n(D)
n(А U В U С U D)=1325рублей
n(В U C U D)= 425 рублей
n(A U D U B)= 1225 рублей
n(С U D)=275 рублей
1.n(A)=n(А U В U С U D)- n(В U C U D)=1325-425=900рублей - стоимость коровы
2.n(C)= n(А U В U С U D)- n(A U D U B)=1325-1225=100 рублей - стоимость козы
3.n(B)= n(В U C U D)- n(С U D)=425- 275=150 рублей - стоимость овцы
4.n(D)= n(С U D)-n(C)=275-100=175 рублей - стоимость свиньи
Ответ: корова стоит 900р., коза- 100р., овца-150р., свинья-17
Дополнительная задача:
9й слайд:

VII.Итоги игры
В заключении подводятся итоги.
Домашнее задание заранее написано на доске:
Составить задачи на 1)пересечение и объединение геометрических фигур, 2)распиливание; 3)задание множеств и подмножеств с помощью характеристического свойства.

И все-таки победила дружба.
Спасибо за урок, дети!











Рисунок 015