материал для методического семинара учителей английского языка

Технологии развития критического мышления
на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС

Кравченко Светлана Николаевна,
учитель английского языка МБОУ г. Иркутска СОШ №17

Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я помню.
Я делаю, и я понимаю.
Конфуций

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличие от традиционного урока, который является, по сути, ретрансляцией знаний и опыта учителя, современный урок должен стать «театром» действий ученика, который становится активный участником образовательного процесса, который самостоятельно планирует свою учебную деятельность и который способен к адекватной самооценке. Учителю же, в свою очередь отводится роль координатора действий ученика.
Учитывая такие требования к образовательному процессу, учителю необходимо активно использовать современные образовательные технологии.
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию УУД, является Технология развития критического мышления, целью которой является развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Что же такое «критическое мышление»? Наиболее удачным можно назвать следующее определение: «Critical thinking is a series of abilities that take students beyond simple comprehension of information. A critical thinker uses logic and evidence to prioritize and classify information, find relationships, make judgments, and solve problems».
КМ – это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Урок с применением ТКМ делится на три основные стадии: Evocation - Realization of Meaning – Reflection. В русском переводе эти стадии получили названия: Вызов – Осмысление новой информации (Смысловая стадия) – Рефлексия (Размышление):
стадия вызова предполагает актуализацию субъектного опыта,
стадия осмысления показывает, каким образом учащиеся осмысляют содержание урока,
стадия рефлексии ориентирована на выводы о том, какую пользу извлекут учащиеся из основного содержания урока
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изучаемой теме, активизировать учащихся.
На стадии осмысления важно сохранить интерес учащихся к теме при непосредственной работе с текстом, лексическими единицами, видео и пр.
На этапе рефлексии учащиеся возвращаются к поставленным в начале урока вопросам и предположениям, сопоставляют новый материал с тем, что знали об этом раньше. Для этой стадии характерны вдумчивые рассуждения, систематизация и оценивание новой информации. Некоторые из суждений одноклассников могут оказаться вполне приемлемыми, и ученик принимает их как свои собственные; другие суждения могут вызвать потребность в дискуссии. В процессе рефлексии ученики не только формулируют выводы по изучаемой теме и выражают эти выводы в разной форме, но и задают новые вопросы, выдвигают предположения, выявляют новые пробелы в своих знаниях. Приемы, используемые при использовании технологии КМ, могут быть следующими (Приложение 1):
«Инсерт»
«Кластеры»
«Бортовой журнал»
«Верите ли вы?»
Синквейн,
«Круги по воде»
«Мозговой штурм»
«Метод контрольных вопросов»
«Метод ассоциаций»
«Бином фантазий»
«Лови ошибку»
«Зигзаг»
«Чтение с остановками»
«Дерево предсказаний»
«Верно- неверно»



Приложение 1
«Верите ли вы?»

Do you believe?
До прочтения текста
После прочтения текста

that New Year in Scotland is called «Hogmanay»?



that the word “Hogmanay” is originally Scottish?








«Инсерт»
В процессе чтения текста очень важно не упустить существенные детали, позволяющие достаточно полно раскрыть его смысл, а так же сформировать свою точку зрения на ту информацию, которая в нем содержится. Внимательно читая, можно использовать следующую систему пометок.

I - interactive самоактивизирующая « V » - уже знал
N - noting системная разметка « + » - новое
S - system для эффективного « - » - думал иначе
E - effective чтения и размышления « ? » - не понял, есть
R - reading and вопросы
T - thinking

При работе с текстом
1. Делайте пометки, используя 2 знака «+» и «v» или 4 – «+», «v», «-», «?».
2. Ставьте значки по ходу чтения текста.
3. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше.
4. Обязательно прочтите текст еще раз, поскольку количество значков может увеличиться.
После прочтения текста и расстановки пометок на его полях можно заполнить таблицу «инсерт». В нее записывать ключевые слова или фразы.
V
+
-
?







После заполнения таблицы, информация, представленная в ней может стать предметом обсуждения на занятии, а сама таблица может пополниться новыми фактами, которые не были занесены в нее первоначально

«Кластеры»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична:
1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Пример кластера











«Бортовой журнал»
При чтении, аудировании, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую графу журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим опытом. (пример Healthy lifestyle)
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?

Eat smaller portions
Don’t skip meals, it’s not good for one’s stomach

Don’t read or watch TV while eating
Put the fork and chew food slowly, you’ll feel full sooner, concentrate on the food

Forget about chips and soda
Make your own sandwiches with vegetables



«Синквейн»
Стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Схема синквейна:
Hogmanay. Название (обычно существительное)
Interesting, ancient. Описание темы (обычно два прилагательных)
Sing, celebrate, perform. Описание действия в рамках этой темы (обычно три глагола)
It is an ancient tradition. Фраза из четырех слово, показывающая отношение к теме.
Holiday. Одно слово – повторение сути – синоним или чувство.

«Круги по воде»
Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (прилагательные, глаголы и т.д.) по изучаемой теме. Например,

ENVIRONMENT
E - earth - ecologically good
N - nature - nasty
V - vegetation - various
I - ice-house -ideal
R - rubbish - racy
O - oceans - ordinary
N - nests - natural
M - mountains - mammals
E - ecology - every day
N - nation - neutral
T - trees - tolerable

«Корзина идей»
Учащиеся самостоятельно записывают все, что им известно по проблеме. Затем обмениваются информацией в группах или парах. Группы по кругу называют сведения, факты, учитель записывает все на доске. Затем по мере усвоения новой информации учащиеся связывают информацию логически, исправляют ошибки

«Ключевые слова»
Учитель выбирает из текста несколько ключевых слов и выписывает их на доску. Учащиеся дают толкование и высказывают предположения, как они будут применяться в контексте. При работе с текстом проверяется правильность предположений и новая трактовка.

«Дерево предсказаний»
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести, тексте. Правила работы с данным приемом: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум направлениям – “возможно” и “вероятно” (количество ветвей не ограничено), и листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
TRADITIONS

PERFORMANECES

HOGMANAY

HISTORY

THE FIRST-FOOTER

FOOD



15