Конспект методического семинара «Требования к написанию программ дополнительного образования в условиях ФГОС»



Методический семинар «Требования к написанию программ дополнительного образования в условиях ФГОС»
13944602147570
Семинар для педагогов дополнительного образования
«Требования к написанию программ дополнительного образования в условиях введения ФГОС»
Цель семинара: повышению профессиональной компетентности начинающих педагогов в вопросах разработки дополнительных образовательных программ.
План проведения:
1. Современные подходы к проектированию содержания программ дополнительного образования в контексте ФГОС.
2. Требования к написанию программ дополнительного образования в условиях введения ФГОС.
3. Практическая часть (работа с программами дополнительного образования).
Современные подходы к проектированию содержания программ дополнительного образования в контексте ФГОС.
- Здравствуйте, уважаемы коллеги! Мы рады приветствовать вас на нашем методическом мероприятии. Тема нашего сегодняшнего семинара «Требования к написанию программ дополнительного образования в условиях введения ФГОС». Ключевыми словами, на наш взгляд, являются слова условия введения ФГОС. Что это за условия и как они влияют на требования к написанию программ?
На данный момент мы находимся на этапе перехода всей системы общего образования на стандарты нового поколения. Новым его можно назвать потому, что впервые в истории отечественной системы образования в государственный стандарт включен воспитательный компонент.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.
Его необходимость обусловлена приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, усиления воспитательного потенциала общего среднего образования, призванного обеспечить готовность обучающихся к жизненному самоопределению, их социальной адаптации.
Были внесены изменения в структуру основной образовательной программы. В структуру были добавлены программы: Концепция духовно – нравственного воспитания школьников и программа воспитания и социализации обучающихся. Именно эти документы должны стать основными при проектировании содержания программ дополнительного образования.
Стратегической целью программ духовно нравственного развития является многоканальное содействие формированию ценностной сферы обучающихся посредством создания условий для последовательного освоения ребенком базовых социокультурных ценностей, для позитивной социализации, культурной индентификации и самореализации школьников.
В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание должно быть уделено развитию детских творческих объединений; длительной игре; проектной деятельности и т. д. Все это при соблюдении определенных методических требований должно обеспечивать мажорный тон, эмоциональную окраску, вариативность и событийность воспитательного процесса.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования –высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Организация воспитания и социализации учащихся начальной школы в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания.Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
В соответствии с указанными основными направлениями и их ценностными основаниями задачи, виды и формы деятельности конкретизируются для работы в начальной школе. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению воспитания и социализации, выделяя его для себя как ведущее. При этом важно помнить, что Стандарт и Концепция, согласно Закону «Об образовании», устанавливают в качестве важнейшей цели образования духовно-нравственное развитие личности в контексте становления ее гражданственности. Поэтому все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
При организации любого вида деятельности школьников в целях их воспитания и социализации необходимо помнить о воспитательных результатах.
Воспитательный результат – это те духовно-нравственные приобретения, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Например, пройдя туристический маршрут, школьник не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие воспитанника со своими педагогами (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Все это необходимо учитывать при проектировании содержания программ дополнительного образования, Реализация которых является важной составляющей организации внеурочной деятельности детей.
2. Требования к написанию программ дополнительного образования в условиях введения ФГОС
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373.
Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений РФ является важнейшим нормативным документом по введению ФГОСов в действие, определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
Базисный учебный план образовательных учреждений состоит из двух частей: инвариантной части и вариативной части, включающей внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Раздел вариативной части «Внеурочная деятельность» позволит в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т. д.В чем же различие между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием?
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т. д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях.
Дополнительное образование – система, объединяющая разнообразные объединения в школе, осуществляющие свою деятельность на основе программ, разрабатываемых и реализуемых педагогом дополнительного образования детей; комплекс дополнительных образовательных услуг, направленных на решение проблем обучающихся по освоению основных образовательных программ или на удовлетворение особых интересов и потребностей социальных групп.
Дополнительное образование в форме добровольных объединений менее регламентировано и способно к построению диалогических, субъект-субъектных отношений. Здесь осуществляется взаимное освоение образовательных, профессиональных, культурных ценностей детьми и взрослыми, как равноправных субъектов.
Композиция содержания (образовательных программ) и формы (кружок, мастерская, секция, театр, лаборатория, клуб, школа и др.) организации дополнительного образования детей определяются в каждом учреждении самостоятельно, с учетом имеющегося кадрового потенциала и ресурсов, с обязательной ориентацией на заинтересованного заказчика.
Сверхзадача педагога дополнительного образования состоит в формировании личности обучающегося, которая является принципиальным условием его самоопределения в той или иной социокультурной ситуации.
Вариативная часть, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.
В нашем городе практически уже во всех образовательных учреждениях был проведен социологический опрос обучающихся и их родителей с целью выявления наиболее значимых направлений и видов деятельности.
Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.
Для того чтобы приступить к написанию дополнительной образовательной программе, необходимо ознакомиться с нормативными документами.
Нормативно-правовой аспект
Законом Российской Федерации «Об образовании» статья 9 «Образовательные программы» введено понятие «Образовательная программа».
« п. 1. Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности…
п.2. Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ».
Согласно пункта 2 статьи 26 «Дополнительное образование» Закона Российской Федерации «Об образовании» к дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждениях повышения, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).
Примерные требования к разработке дополнительных образовательных программ изложены в Приложении к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844.
Утверждается программа только в учреждении. Это право закреплено Законом Российской Федерации «Об образовании» в статье №32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения».
«…К компетенции образовательного учреждения относится:
1. разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
2. разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов и дисциплин»
Утверждение и согласование содержания образовательной программы на педагогическом совете всего учреждения практически не реально, так, как не все смогут оценить содержание образовательных программ других профилей.
Согласно Тарифно – квалификационным характеристикам по должностям работников учреждений образования РФ (с изменениями, внесенными приказом Мин. образования России от 14.12.95г. №622/1646) утверждает образовательную программу только директор данного учреждения, после чего программа становится внутренним нормативным документом и обязательна к исполнению.
Согласование дополнительной образовательной программы возможно проводить на методическом совете учреждения. В любом случае обязательно наличие протокола педагогического совета, методического объединения, заседания методического совета и т. д. В виду введения ФГОСов каждое образовательное учреждение города, организующее внеурочную деятельность на своей базе должно разработать Положение о дополнительной образовательной программе.
Как разработать образовательную программу
дополнительного образования.
Программа — это нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.
Классификация дополнительных образовательных программ. Чаще всего образовательные программы подразделяются на примерные (типовые), модифицированные (адаптированные) и экспериментальные (авторские).
Примерная (типовая) программа рекомендована органом управления образованием по той или иной образовательной области, направлению деятельности. Такая программа ориентирована на достижение обучающимися определенного уровня освоения знаний, умений и навыков. Он проверяется, как правило, по результатам традиционных форм оценивания: зачетов, экзаменов, контрольных работ и т. п.
Министерством образования предлагаются примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основное общее образование) структурированные в соответствии с направлениями внеурочной деятельности.
Это спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое направления.
В основу примерных программ положены следующие принципы:
• непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
• развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
• единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;
• системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
В настоящее время издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования. Заказать книгу можно на сайте издательства.http://school43.admsurgut. ru/shgos/
Каждая примерная программа служит неким опорным конспектом при разработке программы дополнительного образования. Программы эти, как правило, составляются и корректируются по ходу их реализации непосредственно в объединениях детей с активным участием педагога, психолога, родителей и отражают особенности сложившегося социального опыта. При этом соотношение количества часов на проведение теоретических и практических занятий должно быть уточнено в соответствии с местными условиями, интересами детей, уровнем их подготовленности, опытом педагога и др.
В основу модифицированной (адаптированной) программы положена примерная (типовая) программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, возраста и уровня подготовки обучающихся, режима и временных параметров осуществления деятельности, нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, традиционной структуры занятий, присущих исходной программе, которая была взята за основу. Корректироваться может не более 25% от общего содержания программы. При этом разработчики рабочей программы вправе изменить цель, задачи, приоритеты педагогической деятельности, содержание и объекты творческой деятельности школьников, формы организации внеурочной деятельности (кружок, секция, клуб, студия, научное общество учащихся, малая академия наук и др.) и соответственно форму подведения итогов работы того или иного объединения детей (выставка, выставка-ярмарка, слёт, конференция, соревнование, конкурс, фестиваль, отчётный концерт и т. п.). Диагностика результатов работы по таким программам связана с демонстрацией достижений обучающихся на отчетных концертах, выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях и т. д. При этом педагоги не отказываются и от количественных показателей знаний, умений и навыков, предлагаемых примерной программой.
Экспериментальная программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе. Она может предполагать изменения в содержании и методах обучения. На работу по экспериментальной программе должно быть дано разрешение методического совета и руководителя образовательного учреждения. После этого она обязательно проходит апробацию в течение 3-х лет. В случае выявления новизны предложений автора экспериментальная программа может претендовать на статус авторской.
Обязательное условие отнесения образовательной программы к разряду авторских — ее новизна. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:
—преподавание нового учебного курса (предмета);
—реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.
При этом название «авторская» требует документального доказательства новизны и принадлежности этой новизны именно данному автору. Для этого претендент на авторство в пояснительной записке к программе должен убедительно показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему. Авторская программа должна быть рекомендована к использованию методическим советом и утверждена руководителем учреждения. Официально статус авторской присваивается программе вышестоящим органом управления образованием. В ряде регионов России разработчикам программ, прошедшим соответствующую экспертизу, выдается сертификат (свидетельство), подтверждающий, что данная программа действительно является авторской и принадлежит разработчику на правах интеллектуальной собственности. При этом программа должна иметь внутреннюю и внешнюю рецензию и рекомендации руководителя образовательного учреждения.
При использовании в работе авторской программы без изменения ее содержания педагог в пояснительной записке указывается на основе, какой программы осуществляется деятельность.
После написания дополнительной образовательной программы организуется её презентация на заседании профильного методического объединения педагогов дополнительного образования.
После доработки в соответствии с замечаниями и пожеланиями участников обсуждения программа и рецензии на неё представляются в администрацию образовательного учреждения. Руководитель вправе провести экспертизу программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Программы дополнительного образования утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При несоответствии программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.
После утверждения программы директором образовательного учреждения педагогический совет этого учреждения может рекомендовать программу для апробации в том или ином объединении детей.
По мере опытной проверки содержание программы корректируется, дополняется и обеспечивается средствами психолого-педагогической поддержки и необходимым учебно-методическим комплектом.
Рекомендации по разработке дополнительных образовательных программ.
Структура дополнительной образовательной программы
Структура рабочей программы педагога дополнительного образования может быть следующей:
Титульный лист
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Календарно - тематический план
Методическое обеспечение программы
Информационное обеспечение
Приложения
Титульный лист должен содержать:
1. Полное наименование образовательного учреждения
2. Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения, кем утверждена)
3. Название курса для изучения, которого написана программа
4. Направленность (научно-техническая, эколого-биологическая, естественнонаучная, туристско-краеведческая, художественно-эстетическая, социально-педагогическая, военно-патриотическая, культурологическая, физкультурно-спортивная, спортивно-техническая)5. Указание параллели, на которой изучается курс (возраст обучающихся)
6. Ф. И.О. и должность педагога/составителя (автора)
7. Название города (населенного пункта)
8. Год составления программы.
В тексте пояснительной записки следует указать:
1. Концепцию программы
2. Цель и задачи программы
3. Организационно-педагогические основы обучения
4. Ожидаемые результаты
В концепции программы необходимо:
Описать предмет, которому посвящена программа.
Обосновать актуальность, раскрыть ведущие идеи, на основании которых составлена программа.
Указать на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа.
Перечислить внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование.
·Указать отличие программы от уже существующих в этой области программ.
·Обозначить связь курса с конкретными школьными предметами (каким образом позволяет укрепить знания и умения в этой области)
Цели и задачи программы должны быть направлены на:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
- коррекцию психофизического и умственного развития детей;
- профилактику асоциального поведения детей.
К целям и задачам предъявляются следующие требования:
- они должны быть представлены в виде иерархической системы (по степени значимости) (обучающие, развивающие, воспитывающие, здоровьесберегающие);
- формулируются в соответствии с заявленной позицией автора;
- диагностируются;
- конкретны;
- удовлетворяют запросам обучающихся, характеризуют их планируемые достижения;
- фиксируются общие интеллектуальные умения, приобретение и развитие которых обеспечивает дальнейшее развитие обучающихся;
- язык изложения - научный;
- формулировки соответствуют уровням, которые различаются глубиной проработки материала: иметь представление, знать, уметь, владеть (иметь опыт).
Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели.
В разделе Организационно-педагогические основы обучения указывается состав обучающихся, возрастная группа, условия набора обучающихся, учет их индивидуальных особенностей (пол, возраст, наличие или отсутствие специальной подготовки).
Срок реализации программы и режим занятий (в соответствии с СанПин) может иметь как описательных характер, так и табличный вид.
Перечисляются формы проведения занятий и описываются особенности организации образовательного процесса.
Основой для написания этой части являются
«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования. СанПин 2.4.4.1251-03», Приложение «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля»
Продолжительность занятия в начальной школе:
в 1 классе — 35 минут;
во 2–4 классах — 40–45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
в 1 классе — 33 учебные недели;
во 2–4 классах — 34 учебные недели.
*В ожидаемых результатах идет описание ЗУН (рубрики: Знать/понимать', 'Уметь', 'Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни'), которыми они будут обладать по окончании обучения по данной программе. Перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий. Здесь же описываем основные образовательные компетенции, которые будут сформированы к концу обучения. Формируем модель выпускника.
* Ожидаемые результаты должны иметь полное согласование с целями и задачами программы (мы проверяем, достигли ли поставленных целей).
В этом разделе необходимо дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся.
Здесь перечисляются формы подведения итогов обучения (творческие отчеты: выставки, спектакли, концерты, конкурсы, фестивали, защита рефератов, соревнования).Учебно-тематический план составлен в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов (всего, на теоретические занятия и на практические занятия).
Последовательность тем целесообразно построить так, чтобы они независимо от направления деятельности обучающихся отражали логику предлагаемого образовательного маршрута. На вводном занятии целесообразно обратить внимание на особенности использования терминов и понятий, отражающих специфику содержания программного материала. Затем желательно раскрыть природу возникновения, историю становления и развития рассматриваемого явления (науки, искусства, техники, спорта и т. п.), показать роль специалистов, мастеров, исследователей в формировании современных представлений о том или ином явлении.
Содержание разделов программы. При отборе содержания и видов деятельности детей в том или ином объединении учитываются интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога, опыт внеурочной деятельности педагога.
Содержание примерных программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.
При переходе к стандартам нового поколения педагогу доп. образования необходимо учесть, что принципиальным их отличием является опора на деятельностную парадигму образования, что предполагает включение в тематическое планирование специальной структурной единицы – характеристика деятельности учащихся. Деятельность младшего школьника рассматривается как обязательная компонента содержания образования, что и определяет новизну и современность образования.
* Содержание раскрывается через краткое описание тем в порядке их представления в учебно-тематическом плане
* Кратко описать тему означает:
- указать ее название
- перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы
- указать в каких формах организуется образовательный процесс
В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных занятий, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение.
План может быть представлен в виде таблицы. Допускается составление отдельно тематического планирования.
В разделе методическое обеспечение программы описываются:
- формы организации работы обучающихся на занятиях;- формы занятий по каждой теме, разделу, специфика их проведения;
- педагогические технологии и специфика преподавания на овладение им;
- приемы, методы организации УВП;
- методические пособия и дидактические материалы;
- механизм оценки результатов, т. е. методика оценки получаемых результатов.
Этапы педагогического контроля чаще всего представляют собой таблицу, в которой описываются виды контроля, цели их проведения, методы контроля и наименование диагностического материала в соответствии с механизмом оценивания результатов и проверки достижения задач программы, критерия оценивания (уровни и их значения).
Необходимо отслеживать промежуточные результаты, чтобы своевременно выявить и предупредить возможные отклонения от прогнозируемого результата.
Чем больше промежуточных контрольных точек, тем более чувствительно управление к угрозам не достижения конечного результата.
Контроль должен быть соотнесен с целями программы.
Какие точки нужно обязательно отметить?
* Входящая диагностика
* Промежуточный контроль
* Достижение требований, предъявляемых к обучающемуся в конце учебного года
Перед прохождением каждой контрольной точки необходимо ставить конкретные цели, задачи.
В разделе условия реализации программы указывается необходимое кадровое обеспечение для реализации программы (специфика образования, наличие специальных знаний и умений, направление деятельности); материально-техническое оснащение кабинета (наличие специального освещения, мебели и т. д.); перечисление необходимого оборудования и технических средств обучения (ПК, магнитофон, телевизор, проектор, интерактивная доска и т. д.).
В информационном обеспечении можно выделить:
- список литературы, в котором имеется аннотированный указатель литературы для педагога (не мене 10 наименований, в том числе профильные энциклопедические словари и справочники, подборка журналов, других материалов из различных средств массовой информации по данному направлению деятельности обучающихся); список литературы для детей (если учебных пособий нет, приводится любая литература, которой они могут воспользоваться).
- перечень видео - и аудиоматериалов необходимых для проведения занятий.
- интернет-ресурсы и программное обеспечение (перечень сайтов, которые используются педагогом и могут быть использованы детьми, перечень компьютерных программ).
В приложении, которое еще называют учебно-методическим комплексом, целесообразно вложить:
- учебные и методические пособия (диагностические карты, оценочные листы, анкеты);
- подборку схем, чертежей, выкроек, шаблонов и т. д.;
- перечень объектов для экскурсий;
- календарь знаменательных дат;
- информацию о жизни и деятельности людей, внёсших существенный вклад в искусство, науку, производство, спорт, туризм и т. д.;
- коллекцию различных предметов по направлению творческой деятельности данного объединения (альбомы, репродукции произведений искусства, произведения декоративно-прикладного искусства; почтовые марки, открытки, значки, памятные медали, портреты людей, достигших успехов в данном направлении творческой деятельности, натурные объекты, модели (макеты) различных устройств и т. д.);- информацию о мемориальных центрах, музеях, картинных галереях, выставочных залах и т. п. по направлению творческой деятельности данного объединения детей;
- материалы, отражающие достижения обучающихся;
- перечень учебных заведений, где можно продолжить образование.
Рекомендуемая литература
1. Издательство «Просвещение» выпускает серию пособий для работников образовательных учреждений «Стандарты второго поколения», обеспечивающую успешных переход на новый федеральный стандарт общего образования. Заказать книгу можно на сайте издательства.http://school43.admsurgut. ru/shgos/
Список нормативных документов
Для разработки программ:
1. Приказ МО и ВШ РК № 6 от 21 января 2001 г.
2. Приказ МО и ВШ РК № 94 от 11.08.2000 г. «О государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей».
3. Письмо МО и ВШ РК № 07-18/94 от 12.08.2003 г. «О требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».
4. Устав муниципального образовательного учреждения.
5. Основная образовательная программа начального общего образования муниципального образовательного учреждения.
Для ознакомления:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
2. Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (проект).
3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
4. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование (проект).
3.Практическая часть (работа с программами дополнительного образования)
Участники семинара должны разделиться на 3 группы. Каждой группе предложены программы дополнительного образования разной направленности:
-«Волшебный мир творчества» (направленность - художественно-эстетическая);
-«Наполним музыкой сердца» (направленность - художественно-эстетическая);
-«Солнечный английский» (направленность – социально-педагогическая).
По оценочным листам педагогам предлагается провести экспертизу предложенных программ с последующим обсуждением результатов работы.
Приложение 1
ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
(составлено на основе оценочного листа Краевого конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»)
Критерии оценки Соответствует Не соответствует
(примечание)
1. Концепция программы (актуальность, новизна, связь со школьными предметами, профориентированность) 2. Цели и задачи (четкость формулировок, диагностичность, конкретность, взаимосвязь целей и задач) 3. Характеристика программы и организационно-педагогические основы обучения (направленность, возраст и состав обучающихся, сроки реализации, режим занятий, его соответствие САНПиН, формы проведения занятий) 4. Ожидаемые результаты и способы их проверки, их согласованность с целями и задачами 5. Учебно-тематический план (перечень разделов и тем, разбивка часов на теоретические и практические) 6. Содержание (соответствие целям и задачам, раскрытие теоретической и практической части, структурирование содержания, конкретизация через понятия) 7. Методическое обеспечение программы (формы занятий, приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, методика оценки полученных результатов, педагогический контроль, наличие списка литературы для педагога и обучающихся) 8. Наличие и качество учебно-методического комплекса Приложение 2
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи
ТРЕБОВАНИЯ и методические рекомендации
К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Общие положения
I. Настоящие Требования и Методические рекомендации предназначены обеспечивать качество дополнительного образования на период, предшествующий утверждению и введению в действие государственных образовательных стандартов.
II. Выполнение данных Требований и Методических рекомендаций обязательно для образовательных программ государственных учреждений дополнительного образования детей. Для негосударственных учреждений дополнительного образования они выполняют функцию примерных.
III. Региональным и местным органам управления образованием рекомендуется использовать настоящие Требования и Методические рекомендации при аттестации и аккредитации учреждений дополнительного образования детей.
IV. Региональные органы управления Российской Федерации могут вводить дополнительные региональные Требования и Методические рекомендации к образовательным программам, учитывающие национально-культурные особенности воспитания, социально-экономическую и экологическую ситуацию в регионе.
V. В данных Требованиях и Методических рекомендациях образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
Требования к образовательным программам для учреждений
дополнительного образования детей
1. Программы дополнительного образования детей должны соответствовать Закону Российской Федерации "Об образовании" и Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
2. В программах должны соблюдаться светский и гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития личности.
3. Программы должны обеспечивать:
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, ее интеграции в системы мировой и отечественной культур;
- определенное государственным стандартом качество образования, обеспечивающее уровень развития детей адекватный современному уровню общественного развития;
- целостность процесса психофизического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей, их эмоциональное благополучие и положительную социализацию.
4. Цели программ должны быть направлены на:
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству как основы развития образовательных запросов и потребностей детей;
- развитие индивидуальности, личной культуры, коммуникативных способностей ребенка, детской одаренности;
- коррекцию психофизического и умственного развития детей;
- профилактику асоциального поведения детей и подростков.
5. Содержание программ дополнительного образования должно базироваться на достижениях общемировой культуры и российских культурных традициях, отвечать задачам становления гражданского общества и правового государства, культурно-национальным особенностям регионов.
Содержание программ дополнительного образования должно соответствовать интересам, образовательным потребностям и учитывать уровень развития детей.
Содержание программ дополнительного образования должно включать:
- концептуальные основания образовательного процесса - ведущие идеи, цели и средства их достижения;
- планирование образовательного процесса с изложением последовательности и тематики образовательного материала;
- педагогические технологии развития ребенка и определения результатов педагогической деятельности;
- организацию образовательного процесса как единой развивающей среды и совместной деятельности детей, педагогов, родителей;
- материально-техническое, информационное, методическое обеспечение образовательного процесса с указанием необходимых материалов и оборудования.
6. Программы дополнительного образования, реализуемые в свободное от основной учебной нагрузки время, должны исключать общее повышение учебной нагрузки* и утомляемости детей за счет:
- обеспечения личностно-мотивированного участия детей в интересной и доступной деятельности, свободы выбора личностно-значимого содержания образования, форм деятельности и общения;
- организации естественных для соответствующего возраста форм детской активности (познание, труд, самодеятельность, общение, игра);
- использования интерактивных способов усвоения образовательного материала.
7. Предусмотренные образовательными программами методы оценки результатов образовательного процесса должны оказывать положительное влияние на самооценку, обеспечивать эмоциональное благополучие и стимулировать мотивацию детей к познанию и творчеству.
8. Образовательные программы должны быть оформлены в виде нормативного документа в соответствии с ГОСТ 6.38.90.
9. Образовательные программы учреждений дополнительного образования детей должны соответствовать настоящим требованиям не зависимо от их вида, уровня и профильной ориентации.
* Требование исходит из того, что занятия в школе обеспечивают в полном объеме максимальный уровень учебной нагрузки на ребенка школьного возраста, установленный Базисным учебным планом.
Проблема учебной нагрузки на ребенка частично может быть решена за счет смены основного вида деятельности в школе - учебы на другие. Однако вопрос нормативов нагрузки на детей в условиях дополнительного образования требует отдельного исследования специалистов по возрастной физиологии и психологии детского возраста.
Методические рекомендации по разработке образовательных программ и учебного плана учреждений дополнительного образования детей
По положению Ст. 9, п. 1 Закона "Об образовании" "образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности". Оно конкретизировано в пункте V настоящих Требований и Методических рекомендаций, где образовательная программа определяется как документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования раскрывает соответствующие параметры образовательного процесса на уровне учреждения в целом и определяет его стратегию.
Основания программы
В соответствии с Законом "Об образовании"* основанием для определения целей и задач образовательной программы учреждения выступает наличие образовательных потребностей в дополнительном образовании детей. Основанием для определения содержания образования, реализуемого программой является с одной стороны - содержание образовательных потребностей, с другой - потребности развития базовой практики (и ее субъектов), соответствующей образовательному профилю (профилям)** учреждения.
* Ст. 26, п.1: "Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства.
** Образовательный профиль - подлежащая освоению область жизни и духовно-практической деятельности человека.
Образовательная программа учреждения дополнительного образования, таким образом, представляет собой проекцию содержания общественного заказа на условия конкретного учреждения дополнительного образования.
В тоже время, цели и образовательное содержание реализуемых в учреждении программ первичных объединений автономны и уникальны. Они вытекают не только и не столько из социально-экономического контекста образовательной деятельности, а из внутренней логики развития сферы образования, новых педагогических ценностей, теории, технологий и способны достаточно эффективно решать задачи развития детей.
Сочетать интересы наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей и создания условий развития уникальных характеристик педагогической практики дополнительного образования - главное назначение образовательной программы учреждения.
Объекты программирования на уровне учреждении
дополнительного образования
Первый объект - содержание дополнительного образования, адекватное сложившейся и прогнозируемой образовательной ситуации данного учреждения. Оно действительно возможно при условии организации образовательного процесса, охватывающего все звенья образовательной цепочки в масштабах учреждения. Следовательно, второй главный объект -образовательный процесс, осуществляемый на уровне учреждения в целом.
В процессе создания программы оба объекты должны быть зафиксированы как:
- исходное представление о состоянии объекта;
- необходимый результат образовательной деятельности учреждения.
- промежуточные состояния на определенных этапах реализации программы.
Последовательность процедур разработки программы
1. Анализ образовательной ситуации.
1.1. Выявление образовательных потребностей.
1.2. Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности.
1.3. Определение перспектив развития содержания образования.
2. Разработка целей и задач образовательной программы.
3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения.
4. Разработка путей и условий достижения конечного результата.
4.1. Учет ресурсов.
4.2. Планирование программы.
4.3. Содержание программы по этапам.
5. Контроль и коррекция программы.
6. Оформление программы.
1. Анализ образовательной ситуации
Образовательная ситуация характеризуется соотношением общественной потребности в образовательной деятельности учреждения с возможностями учреждения осуществлять такую деятельность.
1.1. Выявление образовательных потребностей
Носителями потребностей в дополнительном образовании являются разные категории субъектов - частные (дети и родители) и коллективные (социальные группы и институты). Потребности частных субъектов обнаруживаются как "образовательные запросы и потребности", коллективных - как "социальный заказ" на дополнительное образование. Для их анализа могут быть рекомендованы следующие уровни:
1. Образовательные запросы и детей и родителей - актуальных и потенциальных участников образовательного процесса в данном учреждении. Данные могут быть получены методом опроса учащихся (их родителей) и преподавателей учреждений дополнительного образования, школ, детских учреждений "по месту жительства" и др., расположенных на территории, обслуживаемой данным учреждением.
2. Местные (муниципальные) потребности исходит от всех заинтересованных организаций, учреждений, общественных объединений, предприятий и др. субъектов социальной инфраструктуры, находящихся на территории действия учреждения дополнительного образования. Для выявления местного заказа могут привлекаться данные органов управления образованием и социальной сферой, учебных заведений, служб занятости, центров социальной и психологической помощи, детских комнат милиции и т.п.
3. Содержание регионального заказа определяется региональной культурной, национальной, экономической, социальной, образовательной политикой, конкретными программами развития региона, потребностями развития научной, производственной и др. сфер.
4. На федеральном уровне в качестве заказа на дополнительное образование выступают законодательные и подзаконные акты и программы развития институтов детства, политика в области семьи, детей, молодежи, образования.
1.2. Анализ тенденций развития базовой области (базовых областей) деятельности
К образовательной программе учреждения имеет отношение только те образовательные потребности, которые связаны с образовательной направленностью (одним или несколькими профилями) учреждения (искусство, наука, техника, досуг, спорт и др.).
Преподаватель, составляя свою образовательную (учебную) программу использует собственный опыт и собственные представления о том, какое тематическое содержание актуально на сегодняшний день. На уровне учреждения это представление не может быть основано только на субъективном опыте педагогов. Требуется объективный анализ тенденций развития базовой практики.
Анализ должен показывать уровень развития базовой области деятельности в отечественном и мировом контексте, ее новейшие достижения. Рекомендуется привлекать макроуровневые показатели, характеризующие данную практику как область профессиональной деятельности и включающие данные о конъюнктуре рынка труда, динамике трудовых ресурсов, формирование престижных профессий, направлениях исследований и т.п. в ближайшей и более отдаленной перспективе.
1.3. Определение перспектив развития содержания образования
Анализ перспектив развития базовой области деятельности позволяет выявить актуальные аспекты содержания образования и сравнить их с данными анализа потребностей. В результате складывается представление о перспективах развития содержания образования, обусловленных актуальным и потенциальным спросом в конкретных социокультурных условиях данного учреждения.
2. Разработка целей и задач образовательной программы
Если мы имеем дело с действующим, а не вновь созданным учреждением, то оно уже реализует определенное содержание образования и имеет конечные результаты образовательной деятельности. Нужно осуществить переход от стартовой к желаемой модели, что и составляет цель программы. Цель программы задает новое качество результатам образовательного процесса относительно уже существующих. Задачи определяют конкретные шаги по достижению цели.
3. Конструирование перспективной модели образовательной деятельности учреждения
Следующий шаг - создание модели, нового образа образовательной деятельности учреждения, удовлетворяющего поставленной цели. Строится подробная картина будущего содержания образования, детальная композиция образовательного процесса.
На этом этапе определяются содержательные, структурные и качественные характеристики образовательных программ и образовательного процесса, внутренние требования к программам, методикам, организации образовательного процесса, устанавливаются педагогические и дидактические принципы взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей, общественности и др.).
В конструирование нового замысла учреждения должен быть включен весь творческий потенциал педагогического коллектива. Рекомендуется шире привлекать, критически переосмысливать традиционный и инновационный отечественный и зарубежный опыт дополнительного и других видов образования, теоретические и научно-методические идеи и разработки.
4. Разработка путей и условий достижения конечного результата
За построением идеального представления о том, как должно быть, следует возврат к реальному объекту - действующим программам и организации образовательного процесса. Они являются наличным потенциалом, который должен получить развитие. Процесс развития, преобразования реально существующей образовательной практики учреждения в заданное состояние уточняется с точек зрения
· содержания,
· обеспечения ресурсами,
· последовательности отдельных шагов.
и представляет собой основную часть нормативного материала программы.
4.1. Учет ресурсов
При разработке программы имеют значение две категории ресурсов - уже имеющиеся и те, которые предстоит создать. Имеющиеся ресурсы - это наличный потенциал учреждения (образовательные программы, способы организации образовательного процесса, квалификация педагогических кадров, методическое обеспечение, материальная база, инфраструктурные связи учреждения и т.п.). Вторая группа - ресурсы, необходимые для реализации целей программы и сконструированные в процессе разработки перспективной модели образовательной деятельности учреждения.
Это могут быть новые направления деятельности, новые образовательные программы, интегрированные и комплексные на базе уже действующих программ, новые формы организации работы с детьми, нетрадиционные формы первичных объединений, их взаимодействия и сотрудничества с субъектами социума, элементы психолого-педагогической поддержки, диагностики и коррекции, научно-методическое обеспечение, повышение квалификации кадров и т.п.
4.2. Планирование программы
Достижение конечного результата программы происходит поэтапно. Этапы соответствуют отдельным шагам в достижении цели и имеют последовательность и сроки. План отражает это постепенное, поэтапное движение к цели и является основанием для контроля и коррекции программы.
Для удобства планирования рекомендуется разделить собственно образовательный, и вспомогательные процессы, которые могут быть предусмотрены программой, например, связанные с методическим, информационным, кадровым обеспечением образовательного процесса. При наличии вспомогательных, для основного - образовательного процесса целесообразно разрабатывать отдельный "образовательный план".
4.3. Содержание программной деятельности
На каждом запланированном этапе происходит постепенное создание и включение необходимых ресурсов. Детализация этого процесса по этапам составляет основное содержание программируемой деятельности, подлежащей контролю и, в случае необходимости, корректировке.
5. Контроль и коррекция программы
Контроль и коррекция программы осуществимы после ввода программы в действие. На этапе разработки очевидно только, что критерием эффективности программы является качество полученных результатов. Поскольку качественными характеристиками результатов образовательной деятельности выступают личные качества учащихся (уровень образованности, способность к саморазвитию, положительная социализация, и т.п.) применение средств контроля составляют отдельную проблему и требует предварительной разработки. Средства контроля и методики их использования не должны противоречить психолого-педагогическим и дидактическим принципам, заложенным в программу.
6. Оформление программы
Образовательная программы учреждения оформляется в виде текстового документа и утверждается руководителем учреждения, после чего она становится внутренним нормативным актом для педагогического коллектива и обязательна к исполнению.
Текст программы должен содержать не менее четырех основных частей - обоснование, цели и задачи, основная часть, образовательный план учреждения.
В первой части приводятся результаты разработки программы по пункту 1 настоящих рекомендаций, т.е. результаты анализа образовательной ситуации. Основная часть содержит результаты работы по пунктам 3-4. Образовательный план учреждения является частью программы, имеющей самостоятельное значение. Методические рекомендации по разработке учебных планов учреждений дополнительного образования детей
Учебный план является частью образовательной программы учреждения, регламентирующей организацию образовательного процесса.
Учебный план, следовательно, должен соответствовать организационной логике образовательной программы учреждения - раскрывать последовательность, этапность ее осуществления в соответствии с установленными программой сроками, а также организационную структуру освоения содержания образовательной программы.
Основу организационной структуры образовательной программы, отражающей особенности организации образовательного процесса на уровне учреждения, составляют формы организации первичных и других объединений (кружков, студий, групп, ансамблей, клубов, школ, театров, музеев, общественных объединений детей и др.), соответствующие поставленным образовательным целям.
На уровне организации образовательной деятельности ребенка и педагога основными структурными элементами образовательного процесса являются виды занятий (групповые и индивидуальные занятия, уроки, лекции, семинары, репетиции, творческие вечера, концерты, слеты, экспедиции, конкурсы, и т.д.) включенные как в образовательные программы отдельных объединений, так и учреждения в целом.
Учебный план учреждения, таким образом, показывает в каких формах реализуется содержание образовательной программы.
Для представления указанных организационных характеристик образовательной программы рекомендуется следующая структура учебного плана учреждения дополнительного образования детей:
Образовательные программы (ОП) Разделы ОП* Формы организации образовательного процесса 20... г.
Кол-во часов по видам занятий
Виды занятий .....
 
           
* Для комплексных, модульных и интегрированных программ.
1. В разделе "образовательные программы" в удобной для прочтения последовательности должны быть перечислены все действующие и запланированные в учреждении на предусмотренные Планом сроки образовательные программы, входящие составными элементами в образовательную программу учреждения, включая образовательные программы объединений, реализуемые учреждением региональные, федеральные и международные программы дополнительного образования.
2. Раздел "формы организации образовательного процесса" раскрывает организационную специфику объединений, их участие и взаимодействие в реализации образовательных программ.
3. Раздел "количество часов по видам занятий" содержит перечень всех предусмотренных программами видов занятий и мероприятий, отводимое на каждый из видов в течение календарного года.
4. Таблица "виды занятий" составляется исходя из специфики конкретного учреждения. В целях наглядности и/или отражения последовательности и других особенностей образовательного процесса виды занятий могут быть объединены в группы по различным признакам. Например: групповые и индивидуальные занятия, совместные мероприятия и т. п.; основные и итоговые; учебные и практические; и т.д.
5. В зависимости от длительности срока образовательной программы учреждения, образовательный план может быть рассчитан на несколько лет с разбивкой на периоды соответствующие календарному году. Эти данные отражаются в графе "календарный год". При составлении годовой образовательной программы эта графа исключается.
6. Итоговое количество часов определяется по каждому объединению в разделе "количество часов в году".