Разработка методического семинара ОТКРЫВАТЬ МИР ОТКРЫТЫМИ ЗАДАЧАМИ


я работаю с детьми школьного возраста, которые любят удивлять и удивляться, открывать что-то новое. Поэтому для них каждый урок – это урок - открытие.
И тема моего методического семинара
Открывать мир открытыми задачами!
Каждый день мы решаем задачи с той или иной мерой успешности.
Конкурсанты решают задачу – как выиграть, а жюри – как выбрать самого достойного.
Ни в школе, ни в институте мы, к сожалению, не учились решать «жизненные» задачи. СЛАЙД №2
Почему же школа не тренирует нас решать задачи, которыми вне школы награждает нас жизнь? Ответ вроде бы очевиден  просто потому, что задачи есть разные, и в учебниках задачи совсем не те, которые встают перед нами в жизни. Чем же отличаются школьные и жизненные задачи, кроме того что на уроке решаются задачи про вымышленные яблоки и элементарные частицы, а в жизни про настоящие деньги и утекающее сквозь пальцы время? Все очень просто, в жизни задачи по большей части являются «открытыми», а в учебниках по большей части «закрытыми».
Закрытыми задачи являются те, у которых существует только один правильный ответ. В этом смысле, действительно, большинство школьных задач имеют лишь одно решение (не путать со «способом решения») и его часто можно посмотреть на последних страницах задачника. В жизни же мы сталкиваемся с совершенно другой ситуацией: здесь у задачи может быть множество ответов, каждый из которых будет в той или иной мере верным. Следовательно, одна из основных сложностей жизненных задач состоит в том, что никто не подсказывает, какой ответ является правильным, а какой нет, в отличие от школы, где для этого есть учитель и ответы в конце задачника. Таким образом, открытость задачи подразумевает неоднозначность верного ответа задачи. СЛАЙД СЛАЙД – ПОЯСНЕНИЕ ПО ОТКР. ЗАДАЧАМ
Участвуя в конкурсе «учитель года» я выбрала урок по предмету «окружающий мир». Но, тексты в учебниках окружающего мира для 3 класса, по моему, не очень-то способствуют оживлению мысли. Тогда, может быть, мысль будят вопросы к текстам? Вот навскидку несколько вопросов из реальных учебников. СЛАЙД
Как ведут себя насекомые летом?
Каких птиц называют перелетными?
Как изменяется погода зимой?
С помощью какого прибора можно сравнить тела по степени нагрева?
Требуется ли при ответе на такие вопросы думать, соображать, кумекать  словом, шевелить мозгами? Единственное, что требуется,  вспомнить прочитанное (или услышанное на уроке) и пересказать его. Было в старину ходячее выражение «пища для ума». Предлагает ли учебник эту самую пищу или угощает детей словесной сухомяткой

Я задалась вопросом: как же наиболее эффективно строить изложение учебного материала? Есть ли беспроигрышный способ завоевать интерес детей?
Выход я нашла в том, чтобы в эти вопросы добавить «изюминку»  побуждение к действию.
Вот как можно, к примеру, изменить закрытые вопросы на открытые: СЛАЙД
Каких птиц называют перелетными?
Вы обнаружили в ближнем лесу птиц неизвестной породы. Как можно выяснить, оседлые это птицы или перелетные?

Как изменяется погода зимой?
А) Спящая красавица проснулась и выглянула в окно. Может ли она отличить раннюю весну от поздней осени? Как именно? Б) Космонавт после долгого полета вернулся на Землю. Счет дням, месяцам и годам он потерял. Сможет ли он отличить теплый весенний день от прохладного летнего? Зимнюю оттепель  от ранних осенних холодов?

С помощью какого прибора можно сравнить тела по степени нагрева?
Сравните медицинский и оконный термометры. Найдите как можно больше отличий между ними. Чем объясняются эти отличия?

Вопросы из правого столбца  ни что иное, как открытые задачи. На мой взгляд, они вызовут оживление на уроке, а из левого  только нагонят на детей тоску или, хуже того, отобьют охоту наблюдать за природой.
Какие еще темы школьного курса окружающего мира можно подать в таком исследовательском ключе? Мне кажется, почти все. Любую тему можно изложить, опираясь на исследовательские задачи, причем эти исследования не потребуют специального оборудования  их смогут провести сами ребята при помощи учителя. Ведь лучше всего люди усваивают знания, добытые в ходе собственного исследования. Сложность состоит в том, чтобы такое исследование организовать. А для этого подходят открытые задачи. СЛАЙД
Это доказывают и мои микроисследования предпочтений учащихся на уроках по решению задач как открытых, так и закрытых. В срезе участвовало 2 класса: 4А решали закрытые задачи, а 4Б – открытые.. (слайд). 4А справились с решением 54%, и ответили, что решать задачи им неинтересно 66 %, а 4Б решают их уже около года :решили 69%, не инт -0. И все ребята 4Б ответили, что интереснее решать задачи открытые, даже те, кто не справился с ними, но они учатся и скорость их мыслительной деятельности постоянно увеличивается.
Итак, подведем предварительные итоги. Если учитель хочет обеспечить интерес детей к изучению окружающего мира, имеет смысл предлагать детям материал в виде открытых задач  исследовательских и изобретательских. Понятно, что одновременно нужно дать инструмент для решения  цепочку наводящих вопросов.
Первый: как сделать, чтобы нужное действие произошло?
Второй: как нужное действие могло бы произойти само собой?
Третий: есть ли в нашем распоряжении подходящие ресурсы?
Приведу примеры нескольких открытых задач:

Задача 1. Топоры предков
Индейцы племени гважажара, отправляясь на тропу войны, по обычаю выкапывали из земли топоры своих предков. «Они не ржавеют»,  утверждали индейцы. А почему?
Начинаем решение с первого вопроса (как сделать, чтобы).
Как сделать, чтобы топоры не ржавели?
Версия 1  хранить топоры в смазке.
Версия 2  изготавливать их из нержавеющего материала.
Какую из этих версий выбрать?
Сделать выбор помогает второй наводящий вопрос: как интересующее нас событие могло произойти само собой, без направленного вмешательства? Как сделать, чтобы топоры сами собой не ржавели?
Похоже, что этот вопрос подводит нас к версии 2. Остается выяснить, какие нержавеющие материалы были в распоряжении индейцев.
Ребята при обсуждении иногда дают ответ: золото. Но может ли золотой топор рубить? Остается материал попроще: камень. Это и есть ответ: топоры не ржавели, поскольку были сделаны из камня.
Итак, чтобы прийти к ответу, нам пришлось задать третий наводящий вопрос: какими ресурсами располагали индейцы, чтобы изготовить нержавеющие топоры?
Возникает вопрос: что толку в этих наводящих вопросах? Ведь задач существует несметное множество, и вопросы, полезные для одной задачи, могут не подходить к другой. Я постараюсь вас переубедить. Эти три наводящих вопроса  что-то вроде трех неотразимых ходов в игре с природой. Выигрыш заключается в решении задачи, которую природа задает человеку.
Для примера разберем задачу, с которой столкнулся знаменитый естествоиспытатель Огюст Пикар.
Задача 2. Печка для стратостата
Отважный воздухоплаватель Огюст Пикар собрался подняться в стратосферу, на высоту 30 километров. Он знал, что там не теплее, чем в Антарктиде. Как Пикару обогревать пассажирскую гондолу, этакий металлический шар с окошками? Учтите, что каждый лишний грамм препятствует подъему.
Вообразите себя, читатель, на месте Огюста Пикара. Найдете решение  вы выиграли, экспедиция состоялась. Не найдете  экспедиция сорвана.
Итак, начали.
Как сделать, чтобы гондола нагрелась?
Выбирать есть из чего.
Версия 1  обогревать углем, бензином или газом (печка).
Версия 2  обогревать электричеством (электроплитка).
Версия 3  греться изнутри (усиленным питанием, упражнениями).
Каким образом можно добиться, чтобы гондола обогревалась сама собой?
Этот вопрос делает все три версии сомнительными. К тому же они требуют «лишних граммов».
Кажется, решение зашло в тупик. Но в обойме остался еще один наводящий вопрос  о ресурсах. Есть ли в нашем распоряжении какие-нибудь источники тепла? Ответ виден невооруженным глазом  солнце!
Неужели выход из положения  греться на солнышке?
Перед нами выбор: или сдаться, или повторить наводящий вопрос «как сделать, чтобы».
Как сделать, чтобы солнце нагревало кабину?
Ответ можно найти, опираясь на жизненный опыт: если хотят защититься от солнечных лучей, носят светлую одежду. Если наоборот  темную. (Можете положить под яркую лампу белый и черный лоскутки и проверить, какой нагреется быстрее.)
Поиск ресурса: есть ли в нашем распоряжении возможность сделать кабину темной? Ответ очевиден: покрасить черной краской! Это и есть решение Пикара: он выкрасил гондолу в черный цвет, поглощающий солнечные лучи. В гондоле после этого стало даже жарко  и это при сорокаградусном морозе снаружи.
ИТАК!
Мы познакомились с новым «инструментом» преподавания  открытыми задачами. Что делать дальше?
Для начала опробуем «трехходовку» на нескольких новых задачах.
Выберем самую интересную для нас тему и попробуем составить по этой теме несколько открытых задач. Постепенно мы сможем составлять открытые задачи к любой теме.
Предложить ученикам самим составлять исследовательские и изобретательские задачи. Недостатки задач не стоит жестко критиковать, лучше вместе с детьми доработать задачу. Неплохие задачи могут получиться из вопросов, которые дети задают учителю на уроках.
Познакомившись с разными видами открытых задач, волей-неволей приходится задаться вопросом о том, какая роль в современном образовании им предназначается.
Может быть, для большего приближения школы к жизни учить ребенка только с помощью открытых задач? По всей видимости, на этот вопрос следует дать отрицательный ответ. Можно себе представить, с какими бы сложностями столкнулся ребенок, если бы его специально не учили даже таким вещам, как завязывать шнурки, одеваться, чистить зубы. Конечно, существует вероятность того, что в итоге «жизнь бы сама научила» ребенка этим операциям, но какой ценой! Сколько неудобств, связанных как с чисто физическим дискомфортом, так и с эмоциональными переживаниями, вызванными насмешками сверстников, пришлось бы перенести, прежде чем путем проб и ошибок он научился бы выполнять указанные необходимые в современном обществе действия. При самостоятельном овладении ребенок потратил бы на обучение несравнимо большее время, чем при целенаправленном обучении с помощью закрытых задач, когда заботливые родители изначально четко определяют цели, задачи, способы действия. Кроме того, ребенок теоретически имеет возможность неоднократно пробовать, ошибаться и снова пробовать, продираясь сквозь чащу неопределенностей этих открытых жизненных задач. Но насколько драматичней становится ситуация, если ребенок методом «тыка» учился бы, скажем, правилам дорожного движения!
Получается, что обучение в школе должно основываться и на закрытых задачах (как собственно это чаще всего и происходит). Именно с помощью закрытых задач ребенок отрабатывает способы решения, которые ему даются в учебнике и учителем на уроке. Можно выделить две
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Отсюда вытекают разные функции задач СЛАЙД
Но и здесь возникает очередной виток проблем: это некомпетентность родителей в решении задач подобного рода. Дети справляются, а родители не понимают, как их ребёнок решил открытую задачу – не самый плохой вариант. Хуже, когда ребёнок затрудняется и просит помощи у родителей. Но мам и пап в школе не учили решать открытые задачи И здесь пришлось проводить собирать родителей и обучать уже их. В этом мне помогает книга А.А. Гина «Сказки- изобреталки Кота Потряскина» Это увлекательное пособие с задачи и образцами их решений. СЛАЙД
При такой организации учебного процесса дети приобретают способность не пасовать перед возникающими трудностями, а относиться к проблемным ситуациям творчески. Учащиеся, которые успешно справляются с решением открытых задач – будущие лидеры, которые не бояться брать на себя ответственность и высказывать своё собственное мнение, они не спасуют перед жизненными трудностями. Это будущие руководители. Но и те, кто не справляется с решением данных задач, не могут быстро найти ответ, продолжают его искать. Это будущие исполнители. И те, и другие нужны обществу..
Мы видим, что сама жизнь требует, чтобы ребенок в обучении решал оба типа задач  открытые и закрытые.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]