Рабочая учебная программа по физической культуре для обучающихся 10 класса


Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
МБОУ «СОШ №8»
Протокол №1
от «29» 08. 2016г
Руководитель ШМО
_____________
Гомзякова Е.П. СОГЛАСОВАНО
«30»08. 2016г
Зам.директора по УВР
_________________
Цепелева С.В. УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 156
от «01» 09. 2016г
Директор МБОУ «СОШ №8» ______________
Ярцева Л.Н.
Рабочая учебная программа
по физической культуре
на 2016-2017 учебный год
для обучающихся 10 класса
(уровень среднего (полного) общего образования)
Образовательная область: «Физическая культура и основы
безопасности жизнедеятельности»
Автор разработки:
Грехов А.М.
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №8»
I квалификационная категория
Братск, 2016
1. Пояснительная записка
1.1 Рабочая программа по физической культуре для 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (Приказ Минобр России № 1019 от 5 марта 2004г.) - для педагогов, работающих по ФК ГОС первого поколения.
2.Примерная программа по физической культуре.
3.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 кл. В.И.Лях, А.А. Зданевич.– М.: Просвещение, 2010.
4. Учебный план МБОУ «СОШ №8».
Рабочая программа по физической культуре соответствует ФК ГОС среднего (полного) общего образования и учебному плану ООП.
1.2 Цели и задачи программы
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих задач, которые направлены на:
содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций, на здоровый образ жизни;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;
формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;
углубленное представление об основных видах спорта;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям любимым видом спорта в свободное время;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.
1.3 Общая характеристика учебного предмета
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями, внеклассной работой по физической культуре, физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно - спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для закрепления теоретических сведений выделяется время как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти.
Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
1.4 Место предмета в учебном плане
Согласно учебному плану образовательного учреждения на изучение предмета «Физическая культура» в 10 классе отводится по 102 часа в год (по 3 ч в неделю) - девушки и юноши.
1.5 Требования к уровню подготовки учащихся
Важной особенностью образовательного процесса в средней школе является оценивание учащихся, предусмотренное как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании средней школы учащийся сдает дифференцированный зачет.
«Демонстрировать»
Физическая
способность Физические упражнения Юноши Девушки
Скоростные Бег 100 м, с.\Бег 30 м, с. 14,3\5,0 17,5\5,4
Силовые Подтягивания в висе на высокой перекладине, количество раз 10 –
Подтягивания из виса, лежа на низкой перекладине, количество раз – 14
Прыжок в длину с места, см215 170
К выносливости Бег 2000 м, мин – 10,00
Бег 3000 м, мин 13,30 –
По окончанию средней школы:
Знать:
- роль и значение физической культуры в развитии общества и человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и значение в современном мире;
- роль и значение занятий физической культуры в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни;
- индивидуальные особенности физического и психологического развития;
- особенности функционирования основных органов и структур организма во время занятий физическими упражнениями;
- знать и соблюдать правила гигиены и закаливания;
- правила профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями;
- правила экипировки и использования спортивного инвентаря.
Уметь:
Определять дозировку физической нагрузки, эффективность занятий физическими упражнениями, уровни индивидуального физического развития и двигательной подготовленности. Составлять индивидуальные комплексы упражнений. Проводить самостоятельные занятия, контроль за индивидуальным развитием, осанкой, приемы страховки во время занятий, судейство соревнований по одному из видов спорта. Оказывать первую помощь при травмах и ушибах. Уверенно владеть навыками основных физических движений. Уметь выполнять гимнастические упражнения на снарядах массового пользования, без снарядов, метать, владеть способами прыжков в высоту, лазать по канату, играть в одну из спортивных игр. Сдать учебные нормативы.
2. Содержание программы
Социокультурные основы
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Ценностные ориентации индивидуальной физкультурной деятельности: укрепление здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни. Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения.
Психолого-педагогические основы
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из современных систем физического воспитания.
Основные технико-тактические действия в избранном виде спорта.
Медико-биологические основы
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и подбор форм занятий в зависимости от особенностей индивидуальной учебной деятельности, самочувствия и показателей здоровья.
Приемы саморегуляцииАутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировки. Элементы йоги.
Баскетбол
Терминология баскетбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы; воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Волейбол
Терминология волейбола. Влияние игровых упражнений на развитие координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных и волевых качеств. Правила игры. Техника безопасности при занятиях баскетболом. Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозирование нагрузки при занятиях баскетболом.
Гимнастика с элементами акробатики.
Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях гимнастикой. Оказание первой помощи при занятиях гимнастическими упражнениями. Самоконтроль при занятиях гимнастикой.
Легкая атлетика
Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника безопасности при проведении занятий легкой атлетикой. Самоконтроль при занятиях легкой атлетикой.
3. Формы контроля уровня достижений обучающихся
и критерии оценки
Критерии оценивания по физической культуре являются качественными и количественными. Качественные критерии успеваемости характеризуют степень овладения программным материалом: знаниями, двигательными умениями и навыками, способами физкультурно-оздоровительной деятельности, включенными в обязательный минимум содержания образования и в школьный образовательный стандарт.
Количественные критерии успеваемости определяют сдвиги в физической подготовленности, складывающиеся из показателей развития основных физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости и их сочетаний, что отражает направленность и уровни реализуемых образовательных программ.
Итоговая отметка выставляется учащимся за овладение темы, раздела, за четверть (полугодие), за учебный год. Она включает в себя текущие отметки, полученные учащимися за овладение всеми составляющими успеваемости: знаниями, двигательными умениями и навыками, а также отражает сдвиги в развитии физических способностей, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность.
При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование.
4. Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Волейбольные мячи, баскетбольные мячи, футбольные мячи, набивные мячи, мячи малые (теннисные), гимнастические палки, волейбольная сетка, гимнастические стенки, лыжи с палками, гири, гантели, перекладина, маты, брусья гимнастические разновысокие, брусья гимнастические параллельные, перекладина гимнастическая, гимнастический козел, гимнастический конь, набор для настольного тенниса, флажки, секундомер,  кольца гимнастические с механизмом крепления, канат для лазанья с механизмом крепления, мост гимнастический подкидной, скамейка гимнастическая жесткая, скакалка гимнастическая, обруч гимнастический, планка для прыжков в высоту, рулетка измерительная (10 м, 50 м), комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой, легкоатлетическая дорожка, сектор для прыжков в длину, сектор для прыжков в высоту, игровое поле для футбола (мини-футбола), полоса препятствий.
К физкультурному оборудованию предъявляются педагогические, эстетические и гигиенические требования.
Подбор оборудования определяется программными задачами физического воспитания детей. Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям младших школьников; его количество определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
Важнейшее требование – безопасность физкультурного оборудования. Для выполнения его необходимо обеспечить прочную установку снарядов, правильную обработку деревянных предметов (палки, рейки гимнастической стенки и др.). Во избежание травм они должны быть хорошо отполированы. Металлические снаряды делаются с закруглёнными углами. Качество снарядов, устойчивость, прочность проверяется учителем перед уроком.
5. Учебно-методический комплект
Для учителя
Каинов А. Н. Методические рекомендации при планировании прохождения материала по физической культуре в общеобразовательных учреждениях на основе баскетбола (программа А. П. Матвеева) / А. Н. Каинов. – Волгоград: ВГАФК, 2003.
 Настольная книга учителя физической культуры: справ.-метод. пособие / сост. Б. И. Мишин. – М.: ООО «Изд-во АСТ»: ООО «Изд-во Астрель», 2003.
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по физической культуре / авт.-сост. А. П. Матвеев, Т. В. Петрова. – М.: Дрофа, 2001.
Для учащихся
Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов, Лях В.И. - М., Просвещение, 2010.
Физическая культура. 8-9классы под редакцией. В.И.Ляха, М., Просвещение
2009г.
6. Учебно-тематический план
№ п/п Вид программного материала Количество часов
1 Базовая часть 63
1.1 Основы знаний о физической культуре (теория) В процессе урока
1.2 Спортивные игры (волейбол) 21
1.3 Гимнастика с элементами акробатики 21
1.4 Легкая атлетика 21
2 Вариативная часть 39
2.1 Баскетбол 21
2.2 Кроссовая подготовка 18
Итого 102
7. Календарно-тематическое планирование
№ занят КолчасРазделы
Темы уроков Дата Примечания
план факт Легкая атлетика \ Кроссовая подготовка (15ч)
1 ТБ на уроках на уроках л\а. Низкий старт (до 40 м). Стартовый разгон. Бег по дистанции (70–80 м). Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения.
Развитие скоростно-силовых качеств. Инструктаж по ТБ 01.09 1 Низкий старт (до 40 м). Стартовый разгон. Бег по дистанции (70–80 м). Финиширование. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимические основы бега 02.09 1 Низкий старт (до 40 м). Стартовый разгон. Бег по дистанции (70–80 м). Финиширование. Эстафетный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств 07.09 1 08.09 1 (У) Бег на результат (100 м). Эстафетный бег. Развитие скоростных способностей 09.09 1 Прыжок в длину способом «прогнувшись»с 13–15 беговых шагов. Отталкивание. Челночный бег. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств.
Биохимические основы прыжков 14.09 1 15.09 1 (У). Прыжок в длину на результат. Развитие скоростно-силовых качеств 16.09 1 Метание мяча на дальность с 5–6 беговых шагов. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимическая основа метания мяча 21.09 1 Метание мяча на дальность с 5–6 беговых шагов. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимическая основа метания мяча 22.09 1 (У). Метание гранаты на дальность. ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств 23.09 1 Бег (16-21 мин). Преодоление горизонтальных препятствий. Специальные беговые упражнения. Бег под гору. Спортивные игры (футбол). Развитие выносливости 28.09 1 29.09 1 Бег (17-23 мин). Преодоление вертикальных препятствий. Специальные беговые упражнения. Бег под гору. Спортивные игры (футбол). Развитие выносливости 30.09 1 (У) Бег (2000\3000 м) на результат. Развитие выносливости 05.10 Спортивные игры (15ч)
1 Баскетбол ТБ на уроках с\и. Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передача мяча различными способами на месте. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. Быстрый прорыв (2 × 1). Развитие скоростных качеств. 06.10 1 Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передача мяча различными способами на месте. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. Быстрый прорыв (2 × 1). Развитие скоростных качеств. 07.10 1 Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передача мяча различными спо-собами на месте. Бросок мяча в движении одной рукой от плеча. Быстрый прорыв (3 × 2). Развитие скоростных качеств. 12.10 1 13.10 1 Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передача мяча различными способами в движении. Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. Зонная защита (3 × 2). Развитие скоростных качеств 14.10 1 13.10 1 20.10 1 21.10 1 26.10 1 27.10 1 Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передачи мяча различными способами в движении. Бросок мяча в прыжке со средней дистанции. Зонная защита (2 × 1 × 2). Развитие скоростных качеств.
28.10 1 1 1 1 Гимнастика (21ч)
1 ТБ на уроках гимнастики. Повороты в движении. ОРУ на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись. Угол в упоре(Ю). Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь (Д). Развитие силы. 1 Повороты в движении. ОРУ на месте. Вис согнувшись, вис прогнувшись. Угол в упоре (Ю). Толчком ног подъем в упор на верхнюю жердь (Д). Развитие силы 1 Повороты в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. ОРУ с гантелями. Подтягивания на перекладине.Подъем переворотом (Ю). Толчком двух ног вис углом (Д). Развитие силы 1 1 Повороты в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по восемь в движении. ОРУ с гантелями. Подтягивания на перекладине. Подъем переворотом (Ю). равновесие на верхней жерди (Д). Развитие силы 1 Повороты в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по восемь в движении. ОРУ с гантелями. Подтягивания на перекладине. Подъем переворотом. Развитие силы 1 1 1 Повороты в движении. Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре, по восемь в движении. ОРУ в движении. Подъем переворотом. Лазание по канату в два приема без помощи рук (Ю). Упор присев на одной ноге. Лазание по канату в два приема (Д). Развитие силы 1 1 (У) Подтягивания на перекладине. Лазание по канату на скорость. (Ю)
(У) Выполнение комбинации на разновысоких брусьях (Д).
ОРУ на месте 1 Длинный кувырок через препятствие в 90 см. Стойка на руках (с помощью). Кувырок назад из стойки на руках. ОРУ с гантелями.(Ю). Длинный кувырок. Стойка на лопатках. Кувырок назад. ОРУ с обручами. (Д).Развитие координационных способностей 1 1 Стойка на руках (с помощью). Сед углом. Стойка на лопатках. Стоя на коленях, наклон назад. ОРУ со скакалками. Развитие координационных способностей. 1 1 Комбинация из разученных элементов (длинный кувырок, стойка на руках и голове, кувырок вперед). Прыжки в глубину. ОРУ с предметами. Опорный прыжок через коня. Развитие скоростно-силовых качеств 1 1 1 Комбинация из разученных элементов (длинный кувырок, стойка на руках и голове, кувырок вперед). ОРУ с предметами. Опорный прыжок через коня (под углом к снаряду) Развитие скоростно-силовых качеств 1 1 (У). Комбинация из разученных элементов. Опорный прыжок. Спортивные игры (30ч)
1 Волейбол(21 ч) Техника безопасности на уроках с\и. Стойки и передвижения игрока. Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в парах с шагом. Прием мяча двумя руками снизу. Прямой нападающий удар. Позиционное нападение. Учебная игра. Развитие координационных способностей. 1 Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в парах с шагом. Прием мяча двумя руками снизу. Прямой нападающий удар. Позиционное нападение. Учебная игра. Развитие координационных способностей
1 1 1 1 Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в шеренгах со сменой места. Прием мяча двумя руками снизу. Прямой нападающий удар через сетку. Нападение через 3-ю зону. Учебная игра. Развитие координационных способностей 1 1 1 1 1 Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в прыжке. Прием мяча двумя руками снизу. Прямой нападающий удар через сетку. Нападение через 4-ю зону. Одиночное блокирование. Нижняя прямая подача, прием мяча от сетки. Учебная игра. Развитие координационных способностей 1 1 1 1 1 1 Комбинации из передвижений и остановок игрока. Верхняя передача мяча в тройках. Прием мяча двумя руками снизу. Прямой нападающий удар через сетку. Нападение через 2-ю зону. Групповое блокирование. Верхняя прямая подача, прием подачи.
Учебная игра. Развитие координационных способностей 1 1 1 1 1 Баскетбол (6 ч)
Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передача мяча различными способами в движении с сопротивлением. Ведение мяча с сопротивлением. Бросок мяча в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Сочетание приемов ведения и броска. Индивидуальные действия в защите (вырывание, выбивание, накрытие броска). Нападение через заслон. Развитие скоростных качеств 1 1 1 1 Совершенствование передвижений и остановок игрока. Передачи мяча различными способами в движении с сопротивлением. Ведение мяча с сопротивлением. Бросок мяча в прыжке со средней дистанции с сопротивлением. Сочетание приемов ведения, передачи, броска мяча. Нападение против зонной защиты Нападение через заслон. Развитие координационных качеств 1 Легкая атлетика \ Кроссовая подготовка (24ч)
1 Техника безопасности на уроках Л\А, кросс. Подготовки.
Прыжок в высоту с 11–13 шагов разбега.
Подбор разбега и отталкивание. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств 1 1 Прыжок в высоту с 11–13 шагов разбега. Переход через планку. Приземление. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств
1 1 1 1 Низкий старт (30 м). Стартовый разгон. Бег по дистанции (70–90 м). Специальные беговые упражнения. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств 1 1 Низкий старт (30 м). Бег по дистанции (70–90 м). Финиширование. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. Дозирование нагрузки при занятиях бегом 1 1 (У). Низкий старт (30 м). Бег по дистанции (70–90 м). Финиширование. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. Прикладное значение легкоатлетических упражнений 1 Метание мяча на дальность с 5–6 беговых шагов. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. Биохимическая основа метания 1 Метание гранаты из различных положений. ОРУ. Челночный бег. Развитие скоростно-силовых качеств. Соревнования по легкой атлетике, рекорды 1 Метание гранаты на дальность. ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств 1 Бег (15 (д), 22 (ю)мин). Преодоление горизонтальных препятствий. Специальные беговые упражнения. Бег под гору. Спортивные игры (футбол). Развитие выносливости 1 1 1 1 Бег (16 (д),23(ю) мин). Преодоление вертикальных препятствий прыжком. Специальные беговые упражнения. Бег в гору. Спортивные игры (футбол). Развитие выносливости 1 1 1 1 Бег (3000 м) на результат. Развитие выносливости 1 (У). Бег (3000 м) на результат. Развитие выносливости Итого 102 час
Приложение 1.
Учебные нормативы по усвоению навыков, умений, развитию двигательных качеств
Контрольные упражнения ПОКАЗАТЕЛИ
Учащиеся юноши девушки
Оценка “5”“4”“3”“5”“4”“3”Челночный бег 4x9  м, сек 9,3 9,7 10,2 9,7 10,1 10,8
Бег 30 м, секунд 4,7 5,2 5,7 5,4 5,8 6,2
Бег 1000 м - юноши, сек 500м - девушки, сек 3,35 4,00 4,30 2,1 2,25 2,6
Бег 100 м, секунд 14,4 14,8 15,5 16,5 17,2 18,2
Бег 2000 м, мин       10,20 11,15 12,10
Бег 3000 м, мин 12,40 13,30 14,30      
Прыжки  в длин. с места 220 210 190 185 170 160
Подтягивание на высокой перекладине 12 10 7      
Сгибание и разгибание рук в упоре 32 27 22 20 15 10
Наклоны  вперед из положения сидя 14 12 7 22 18 13
Подъем туловища за 1 мин. из положения лежа 52 47 42 40 35 30
Прыжок на скакалке, 30 сек, раз 65 60 50 75 70 60