Презентация по литературному чтению Л.Н. Толстой Лев и собачка (3 класс), конспект урока

Урок литературного чтения по произведению Л.Н. Толстого
«Лев и собачка»
УМК «Планета знаний»
Автор учебника: Э.Э.Кац
Цели урока:
продолжить знакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого;
прививать учащимся интерес к литературе;
учить делить текст на структурные части;
отрабатывать навык чтения вслух и про себя;
расширять круг чтения учащихся путём включения в учебный процесс работы с энциклопедиями;
воспитывать доброе отношение к животным, учить сочувствовать, сопереживать.

Ход урока:
1. Организация учащихся на работу

- Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте гостей, которые пришла к нам на урок. Сегодня мы совершим путешествие по творчеству Л.Н. Толстого, познакомимся с его новым произведением «Лев и собачка»
(слайд)


Лев Николаевич Толстой (1828- 1910)













2. Рассказ учителя о биографии Л. Н. Толстого

- Есть под городом Тула деревенька Ясная Поляна. Жители её до сих пор помнят высокого старика с огромной бородой, в больших сапогах и в длинной холщовой рубахе графа Льва Николаевича Толстого.
(слайд)



Портрет Л.Н.Толстого















- Посмотрите на портрет Л.Н. Толстого. У него открытое, умное лицо, внимательный и проницательный взгляд.
- Он прожил долгую жизнь и написал много книг для взрослых и детей. Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудится.
(слайд)


Дом-музей Л.Н. Толстого в Ясной Поляне












- Очень долго он жил в своём доме в Ясной поляне. Сейчас там находится дом - музей, который посещают люди всего мира.
- В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по учебникам, которые сам написал.
(слайд)


Учебники, написанные Л.Н.Толстым
для бедных деревенских детей















- Л.Н. Толстой много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на санках, лыжах, а летом ходил с ними в лес. В своих небольших рассказах для детей он рассказывает о сочувствии и помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро. О необходимости учиться и о много трудиться.
- Мы прочитали, с вами много рассказов Л.Н. Толстого. Я предлагаю вам вспомнить некоторые из них.

3. Викторина по рассказам Л.Н. Толстого

Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе мальчик да бабушка на печке. Стало мальчику скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл, взял старую отцовскую и пошёл в школу.

(слайд) Филипок










Викторина по рассказам Л.Н. Толстого

Ребята ушли в школу. Отец ещё с утра уехал в лес, мать ушла на подённую работу. Остались в избе мальчик да бабушка на печке. Стало мальчику скучно одному, бабушка заснула, а он стал искать шапку. Своей не нашёл,
взял старую отцовскую
и пошёл в школу.
Филиппок





Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.
(слайд) Котёнок

Викторина по рассказам Л.Н. Толстого

Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом.

Котёнок








Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

(слайд) Девочка и грибы



Викторина по рассказам Л.Н. Толстого

Когда поезд прошёл, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится. Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову,
вскочила на колени, собрала
грибы и побежала к сестре.

Девочка и грибы





Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтоб птиц ловить.

(слайд) Птичка


Викторина по рассказам Л.Н. Толстого

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарили подарков: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтоб птиц ловить.
Птичка










На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
(слайд) Акула

Викторина по рассказам Л.Н. Толстого

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Акула








Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех.
(слайд) Прыжок



Викторина по рассказам Л.Н. Толстого

Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех.
Прыжок









4. Физкультминутка

5. Сообщение темы урока

- Ребята, сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением
Л.Н. Толстого «Лев и собачка»
Прежде чем мы начнем читать рассказ, проведём словарную разминку. В тексте встретятся слова, смысл которых вам может быть не совсем понятен.
(слайд)

Словарная разминка

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать. (слайд)


Лев Николаевич Толстой
«Лев и собачка»

Словарная разминка

Ощетиниться-

поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.


Барин – землевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы. (слайд)


Лев Николаевич Толстой
«Лев и собачка»

Словарная разминка

Барин-
землевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы.
- Подберите антонимы к словам. Вспомните, что такое антонимы (слова противоположные по смыслу)



Лев Николаевич Толстой
«Лев и собачка»


Подберите
антонимы к словам
Бросить –
Оторвать –
Вскочить –
Отдать –
Поднять -
Перестать -




Бросить – поднять
Оторвать – склеить
Вскочить – слезть
Отдать – взять
Поднять- бросить
Перестать – начать
- Выполните это задание в рабочей тетради на 24 странице

Чтение рассказа по цепочке
(52 страница учебника)


6. Беседа после прочтения произведения
(слайд)
- Мы прочитали с вами не просто рассказ, а рассказ – быль.
- Что такое быль? Подберите однокоренные слова к слову быль (быть, было, былина) (былина – русская народная этническая песня – сказание о богатырях)
- Обратимся к Большому толковому словарю современного русского языка Д.Н.Ушакова.
Быль – (слайд)
1. То, что было. (слайд)
2. Рассказ о действительном происшествии.



Быль – это

1. То, что было.
2. Рассказ о действительном происшествии.




- История, о которой написал Л.Н.Толстой, произошла очень давно, в далёком от берегов России городе – Лондоне. Может быть, об этой достоверной истории писателю рассказали кто-нибудь из моряков, которые там бывали.
- Ребята, давайте вспомним с чего начинался рассказ, на какие смысловые части его можно разделить.
(слайд)



Смысловые части рассказа



Собачка умерла
Собачка попадает в клетку со львом
Лев и собачка подружились
Лев умер
Лев грустит по умершей подруге
Лев знакомится с нею
Лев остался верен собачке






- Посмотрите, правильно ли составлены смысловые части рассказа?
Собачка попадает в клетку со львом
Лев знакомится с нею
Лев и собачка подружились
Собачка умерла
Лев грустит по умершей подруге
Лев остался верен собачке
Лев умер.
- Подумайте, как надо расположить их в правильном порядке?
(слайд)
- Выполните это задание на листочках, которые лежат у вас на парте.
(слайд)



Смысловые части рассказа


Собачка попадает в клетку со львом
Лев знакомится с нею
Лев и собачка подружились
Собачка умерла
Лев грустит по умершей подруге
Лев остался верен собачке
Лев умирает





- Ребята, какое чувство возникло у вас после прочтения этого рассказа? (Переживание, восхищение дружбой этих зверей, жалко собачку и льва, хотелось бы, чтобы эти звери остались живыми и дружили.)
(слайд)



















- Как собачка попала в клетку ко льву? (один человек принес её в зверинец, чтобы посмотреть на диких зверей)
- Прочитайте, как вела себя собачка, когда попала в клетку ко льву. (Поджала хвост, прижалась в угол клетки, легла на спину, подняла лапки, стала махать хвостиком, стала на задние лапки)
- Постарайтесь по поведению собачки понять, какие чувства она испытывала. (ей было очень страшно, но она хотела понравиться льву, подружиться с ним)
- Л.Н. Толстой не описал внешность собачки. Какой представляете её вы? Попробуйте нарисовать собачку. Это будет вашим домашним заданием.
(слайд)
- Как вы думаете, почему лев не тронул собачку?
(Собачка была добрая, ласковая, она не стала рычать на льва,
стала играть с ним, он пожалел её, она ему понравилась)
- Какое настроение было у льва и собачки, когда они познакомились?
(Радостное, веселое, у собачки немного испуганное.)
- Как лев ответил на дружелюбность собачки? (Лев отдал собачке мясо, они спали вместе в одной клетке, лев играл с собачкой.)

(слайд)
- Почему лев не отпустил собачку, когда за ней пришел хозяин? (Лев и собачка подружились, они делились едой, грели друг друга холодными ночами, все дни проводили вместе.)
(слайд)
- Расскажите, как вёл себя лев после смерти собачки? (Он не хотел верить, что она умерла, лев хотел, чтобы собачка снова встала и поиграла с ним.).
- Какими словами можно охарактеризовать настроение льва в этот момент? (Гнев, обида, злость, печаль, льва жалко.)
- Почему лев не принял другую собачку после смерти друга? (Он не смог забыть своего друга, вспоминал, как им было хорошо вместе.)
- Что бы вам хотелось изменить в этом рассказе и почему? (В зверинец пускать бесплатно, чтобы собачка и лев были живыми, чтобы их выпустили на волю.)
- Как вы считаете, какая главная мысль рассказа?

После ответов детей.(слайд)











Главная мысль рассказа


Если рядом любимое существо, то даже жестокий, сильный может стать добрым.

Невозможно жить без любимого, близкого человека.





(Верная дружба, умение постоять за своего друга, умение делиться и во всем помогать своему другу. Если рядом любимое существо, то даже жестокий, сильный может стать добрым. Невозможно жить без любимого, близкого человека. Эти слова, чувства хотел донести до нас Л.Н. Толстой написав этот рассказ.)
(слайд)




В какой из пословиц заключена идея произведения?

Старый друг лучше новых двух.
Добро сделаешь, добро и ожидаешь.
Друга верного ищи, а найдешь – береги.
Друг дороже денег.






7. Итог урока
- Выберите из этих пословиц ту, которая вы считаете передаёт идею произведения. Почему вы так думаете?
Старый друг лучше новых двух.
Добро сделаешь, добро и ожидаешь.
Друга верного ищи, а найдешь – береги.
Друг дороже денег
- Молодцы, ребята. Вы все правы. Этот рассказ учит нас дружбе, быть преданным в дружбе. Учит тому, что без дружбы нельзя жить.

8. Оценивание

9. Домашнее задание
Пересказать рассказ по составленным частям
Нарисовать собачку, как ты её себе представляешь
































15