План-конспект урока по литературному чтению на тему Л. Толстой Лев и собачка (3 класс)


Тема урока: Л. Толстой «Лев и собачка»
Цель урока: обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам; раскрыть трагедийный смысл рассказа «Лев и собачка»; пробуждать любовь и доброту к братьям нашим меньшим.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование: карточки, компьютер. Проектор.
УУД
Личностные: самооценка, личностная рефлексия.
Познавательная: исследовательские действия-выдвижение гипотез и проверки их.
Коммуникативные: умение слушать и слышать собеседника.
Регулятивные: постановка учебной цели планирование деятельности.
Ход урока
1. Организационный момент
- Как живешь? Вот так!
- Как идёшь? Вот так!
- Как летишь? Вот так!
- А как спишь? Вот так!
- Как стоишь? Вот так!
- Как сидишь? Вот так!
Пусть этот день принесет вам радость общения и наполнит ваши сердца благородными чувствами.
2. Мотивация учебной деятельности
- Давайте прочитаем замечательные слова:
«Чуткому сердцу открыты тайны»
- Как вы понимаете эти слова? (только человек с чутким сердцем, может сопереживать, грустить, радоваться, печалиться)
- Как эти слова могут относиться к нашему уроку? (Будим читать произведения о доброте, о тайне)
- Какой тип урока будет сегодня? (раз тайны, значит урок открытия новых знаний)
- Нужен ли нам предмет литературное чтение? Зачем, он нам ведь мы уже умеем читать? (на уроках мы учимся рассуждать, анализировать, понимать мысль автора)
- О чем мы говорили на прошлом уроке? (о произведении Л. Н. Толстого «Прыжок»)
- Чему оно вас учит?
- С чего мы начинаем всегда урок? (с речевой разминки)
3. Актуализация знаний
3. Речевая разминка
Та, та, та, всем нужна доброта,
Ты, ты, ты, не жалей доброты,
Ту, ту, ту, всем подарим доброту.
- хоровое чтение, чтение по рядам, выразительное чтение
- Доброта попробуйте почувствовать это слово. Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? (красота, ласка, тепло, веселье, любовь, радость, сочувствие, внимание) - Где проявляются эти чувства? (в заботе о людях, о природе, о животных)
- Посмотрите на слайд, какое новое слово вы обнаружили? (быль)
- Как вы думаете, что оно означает, от какого слова оно образовано? (было)
- Давайте сверим свое предположение со слайдом (словарем)
Быль –
1. То, что было в прошлом.
2. Рассказ о действительном происшествии.
- Кто главные герои этой были? (лев и собачка)
- О чем может повествовать эта быль? (о дружбе, о доброте, взаимопонимание)
4. Выявления места и причины затруднения
- Могут ли 2 абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык? (Да -нет)
-У вас разошлись мнения, почему? (потому, что мы этого не знаем)
- Давайте проверим свои предположения.
5. Работа над содержанием были
Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком городе Лондоне, столице Англии.
Л. Н. Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту историю писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И услышав ее, Л.Н. не остался к ней равнодушен и написал об этом быль – «Лев и собачка».
Сядьте поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. После этого вы должны ответить на вопрос: «О чем (а не о ком) эта быль?»
Чтение были учителем.
-О чем эта быль? (о любви и привязанности животных друг к другу)
6. Анализ произведения
- Какое чувство вызвал поступок человека сдавшего собачку? (злость, пренебрежение)
- Как вели себя герои при встрече?
- Какие чувства испытывает лев после смерти собачки? (тоску)
- что лев не может понять? (что собачка уже умерла)
Найдите в тексте слова показывающие переживание льва.
Даже животные испытывают глубокие, сильные чувства, но проявляются они у них по-разному. Лев хищник. Он в ярости разрывает другую собачку.
-Что вы почувствовали, слушая эту быль? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясенный гибелью собачки, он пережил ее несколько дней)
7. ФизминуткаЯ умею греться сам,
Обхвачу руками,
Сильно их прижму к плечам,
Постучу ногами.
8. продолжение работы по теме урока
- Вчитаемся в текст еще раз (чтение детьми)
- А теперь я предлагаю поработать в группе.
1) Расположи рисунки в правильной последовательности.
2) Словарная работа соедините термины с пояснениями подле – около, близко, совсем рядом.
барин – господин, человек из привилегированного класса (помещик).
зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа.
ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).
3) Подчеркните глаголы, показывающие переживания льва смерть собачки (перестал есть, играл, трогал лапой, нюхал, лизал, резвился)
Представьте свои результаты.
Сравним ваши результаты с экраном.
9. Рефлексия
Какое окончание этой истории? (печальное)
Эта история настоящая трагедия. А трагедия ребята, это….(что-то печальное. грустное)
- А кого вам сейчас жалко? (льва, собачку)
- Могут ли два абсолютно разных животных найти общий язык? (Да)
Эта история доказывает нам то, что животные так, же как и люди, имеют сердце, они все понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и заботливыми друг к другу. Очень часто они показываются мудрее, чувствительнее и преданнее нас.
Давайте вернемся к нашему эпиграфу
«Чуткому сердцу открыты тайны»
-Какую тайну вы для себя открыли? (Что животные тоже могут переживать, дружить. Что животные могут быть добрее, чем люди)Оцените себя на лестнице успеха.
На какую ступеньку вы себя ставите и почему?
Домашнее задание
Читать с. 160-161
1. гр. – найти пословицы о добре и дружбе
2. гр. – приготовить диалог главных героев при встрече
3. гр. Придумайте свою концовку, рассказа, что бы она была радостной.