Конспект урока Былое Красивой Мечи (по очерку И. С. Тургенева Касьян с Красивой Мечи)

1. МОУ СОШ № 61 имени М.И.Неделина г. Липецка
2. Дятчина Ольга Михайловна
3. Литературное краеведение
4. 7 класс (общеобразовательный)
5. Программно-методическое обеспечение: авторская программа Дятчиной О.М. «Родные имена», рецензированная доктором филологических наук, профессором ЕГУ Комлик Н.Н.

Урок « Былое Красивой Мечи»
( по очерку И.С. Тургенева «Касьян с Красивой Мечи»)

Цель: 1) познакомить учащихся с циклом очерков
И.С. Тургенева «Записки охотника»;
Задачи: 1) обратиться к страницам, связанным с липецким
краем (очерк «Касьян с Красивой Мечи»);
2) проанализировать образ главного героя очерка,
правдоискателя Касьяна.

Ход урока:

Эпиграф: Мои очерки о русском народе, самом странном и
самом удивительном народе, какой только есть на
свете.
И.С. Тургенев


I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель:
- Соотнесите географические названия с именами писателей и поэтов, связанных с Липецким краем. Кратко расскажите, как они связаны с местами Липецкой области:
село Коренёвщино И.А. Бунин
село Кропотово А.С. Пушкин
село Урусово А.П.Бунина
хутор Бутырки М.Ю. Лермонтов

III. Изучение нового материала
Exbntkm^
- Сегодня мы обращаемся к очень интересному, плодотворному и в то же время сложному и противоречивому писателю русской литературы – И.С. Тургеневу. Тургенев с детства наблюдал жестокость и самодурство своей матери в родовом имении, в усадьбе Спасское-Лутовиново. Помещица угнетала крепостных крестьян и дворовых людей. Впечатления детства пробудили в Тургеневе чувство ненависть к самоуправству власть имеющих, к крепостному праву; борьбе с этим злом он посвятил свою жизнь. «Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне, - писал И.С. Тургенев, - она, между прочим, была причиной тому, что я, возросший среди побоев и истязаний, не осквернил руки своей ни одним ударом – но до «Записок охотника» было далеко»
Рассказы из «Записок охотника» появились впервые в 1847 году в журнале Н.А. Некрасова «Современник». Сам автор называл их «мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете». Нам, уроженцам липецко-орловско-елецкой земли, «Записки охотника» особенно дороги: в них немало вдохновенных страниц о нашем крае. Иван Сергеевич любил бывать на берегах Дона, где приветливо возвышался древний город Лебедянь. А что за прелесть Красивая Меча!
2. Выступления учащихся (краткие сообщения об охоте И.С.Тургенева на берегах Красивой Мечи);
3. Вывод:
- Итак, охота - это волшебное слово, которое могло заставить Тургенева забыть обо всем. Была тут еще одна чрезвычайно важная для писателя сторона: занятие охотой тесно сближало его с людьми из народа, широко открыло перед ним картины деревенской жизни, помогло понять и полюбить душу русского крестьянина. Заглядывая в глухие деревеньки, в усадьбы степных помещиков, посещая охотничьи угодья и лесные сторожки, совершая далекие поездки на беговых дорожках по соседним уездам, Тургенев пристально всматривается в крестьянский и помещичий быт, жадно впитывая народную речь. Что же увидел он, путешествуя по берегам Дона и Красивой Мечи? Какова же она, душа русского крестьянина? Сегодня мы познакомимся с одним из них, героем очерка «Касьян с Красивой Мечи», постараемся выяснить, что привлекло охотника в Касьяне, каково его отношение к миру и человеку, что кроется за его непривлекательный внешностью.

IV. Анализ эпизодов очерка
1) Работа над литературоведческим термином:
Очерк – прозаический документальный жанр, чаще всего посвящается современной автору жизни, фактам и людям. В то же время очерк сохраняет особенности образного отражения жизни, и в этом смысле очерк приближается к рассказу;
2) Аналитическая беседа:
- Почему И.С. Тургенев говорил о «Записках охотника»: «Мои очерки о русском народе» (см. эпиграф)? Докажите, опираясь на текст произведения, что «Касьян с Красивой Мечи» - это очерк? (Описание местности у Юдиных выселок, заброшенность, запустение, убогость, слова Касьяна: «Какая тут деревня Здесь ни у кого нет Да и дома нет никого: все на работе»; непосильный труд; переселение крестьян опекой из родных мест в чужие).
- Что такое опека? Кто из вас внимательно читал очерк, должен был обратить внимание на комментарий. (Речь идет об опекунском совете, учреждении, бравшем под надзор и управление имения по малолетству, несостоятельности или слабоумия их владельца – помещика);
Вывод:
Итак, описание местности у Юдиных выселок – это описание окрестности села Спасского, сюда ещё во время Варвары Петровны, матери писателя, были переселены крестьяне с Красивой Мечи.
Работа по вопросам:
- Кто такой Касьян? Как знакомится с ним охотник?
- Что поразило охотника во внешности Касьяна? Прочитайте его портретную характеристику.
- Что привлекло охотника в поведении Касьяна? В чем своеобразие характера Касьяна? Как проявляется характер в его отношении ко всему живому, к природе, людям? Докажите словами из текста.
- Почему описание Касьяна, рассказ о нем дается рядом с пейзажем? Прочитайте описание природы.
(Пейзаж играет большую роль в повествовании Тургенева, он дополняет и углубляет действие, помогает раскрыть характер персонажа.)
- А как пейзаж помогает раскрыть характер Касьяна?
Вывод:
- Запоминается образ Касьяна с Красивой Мечи: карие глаза, курчавые волосы, какая-то особенная одухотворенность, трепетная любовь к природе. Все в природе вызывает в нежной душе Касьяна тревожное чувство поклонения. Касьян перекликается с птицами, передразнивает перепелов, жаворонков, знает запахи целебных трав.

- Характер персонажа, его душа раскрывается и в диалогах с другими героями.
Задание:
- Посмотрите сцену диалога автора и Касьяна, подумайте, что еще вы можете сказать о главном герое очерка? Какова жизненная правда Касьяна? (Показ сцены, обсуждение характера героя).
Вывод:
Касьян осуждает убийство зверей и птиц ради прихоти, ему иногда приходится заниматься ловлей певчих птиц, но делает он это «не на погибель их живота, а для удовольствия человеческого, на утешенье и веселье». А как тепло и задушевно говорит он о своих родных местах!

- Какова же правда Касьяна? В чем цель его жизни?
(Касьян – правдоискатель, защитник мира, свободы. Он ищет такой край, где «живет всяк человек в довольстве и справедливости». В его речи ярко выражена мысль о беспокойных крестьянах, которые в лаптях ходят, правды, справедливости ищут).

- Тогда почему в народе Касьяна называют «юродивец», а сам он себя характеризует так: «Неразумен я больно, с малолетства; работаю пока можно, - работник-то я плохой где мне!»?
- Как понимаете вы значение слова «юродивый»? Можно ли назвать Касьяна слабоумным?

Словарная работа:
Юродивый – 1. Чудаковатый, помешанный (разг.)
Существительное юродивый. У суеверных, религиозных людей:
безумец, обладающий даром прорицания.
(Словарь С.И. Ожегова).
(Он умнее других и не примиряется с тем порядком вещей, который сложился не по законам справедливости. Касьян полон любви к природе, жизни, человеку.)

Работа по вопросам:
- Одинок ли Касьян? Есть ли в очерке герой, подобный Касьяну?
- В чем сходство Касьяна и Аннушки?
( И девочка Аннушка в лесу чувствует себя лучше, чем дома, она часть этого леса, природы; она укрывается в лесу, лес – ее защита.)

V. Итоги урока
Учитель:
- Какова же идея очерка, в чем хочет убедить нас автор?
( Природа - живой источник великих сил русского народа. Широкому, беспечному, вольному характеру героев есть где развернуться на просторах родины. Тургенев на нескольких страницах сумел передать слияние героев с русской природой, поэзию, душевную чистоту и одновременно внутреннюю силу худого немощного человека - Касьяна с Красивой Мечи). Вывод записывается в тетрадях.
- Объяснение домашнего задания: в «Записках охотника» есть ещё один герой, связывающий все очерки в единое целое. Это охотник. На уроках литературы мы с вами снова обратимся к «Запискам охотника», к очерку «Бирюк». А пока дома попробуйте составить рассказ об охотнике по очерку «Касьян с Красивой Мечи». Какой он?

VI. Домашнее задание:
- подготовить рассказ об охотнике как герое очерка «Касьян с Красивой Мечи».

















Приложение к уроку

























































































































15