Рабочая программа по устной речи в 3 классе школа 8 вида


Устная речь.
3 КЛАСС.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет направлен на коррекцию недостатков общего и речевого развития учащихся 3 класса.
Уроки УСТНОЙ речи призваны решать три взаимосвязанных задачи: дидактическую, коррекционную и воспитательную.
Задачи:
Расширить и уточнить представления детей о предметах и явлениях окружающей действительности.
Обогатить словарный запас учащихся.
Активизация речевой деятельности.
Развивать внимание, наблюдательность, чувственное восприятие, речь и мышление
В качестве приоритетного направления в организации уроков устной речи выбрана работа по расширению и уточнению природоведческих знаний и представлений, знаний о явлениях и предметах окружающей жизни, о правилах поведения в быту, природе, обществе.
Дидактическая задача урока — это направления работы педагога по освоению, закреплению, отработке речевых навыков и умений. Уроки устной речи строятся в определенной динамике их решения: уточнение понимания смысла, значения слов → их использование в устной диалогической речи → формирование умения составлять совместное устное высказывание → развитие умения самостоятельно составлять описательно-повествовательный текст с опорами, по плану и без них.
Уроки устной речи способствуют формированию умения точного выбора слов, умению задавать и отвечать на вопросы, составлять рассказ по опорам и пр. Разнообразная тематика уроков устной речи позволяет совершенствовать эти речевые умения в процессе знакомства с новым лексическим материалом.
Коррекционная задача уроков направлена на выравнивание высших психических функций, лежащих в основе формирования речевой деятельности.
Воспитательная задача рассматривается с позиции деятельностного подхода к процессу формирования личности ребенка.
Приоритетное направление в решении воспитательной задачи -работа над мотивационно-потребностной сферой школьников с интеллектуальным недоразвитием, под которой понимается воспитание мотивации к учению, эмоциональной отзывчивости, потребности в общении и др.Потребность в общении, в эмоциональных контактах, стремлении быть среди учеников, в желании выразить свое отношение к тем или иным предметам и явлениям окружающей среды позволяют учителю решать широкий спектр задач, связанных с процессом формирования личности ребенка в целом.
Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредотачивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий.
Используя метод наблюдения дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (2 экскурсии в сезон).
Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.
РЕЗУЛЬТАТЫ УСВОЕНИЯ
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанное построение речевых высказывании в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах.
Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье - сберегающего поведения в природной и социальной среде.
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
1. Обучение учащихся 1 – 4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей/ Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1986.
2. Программы подготовительного и 1 – 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М., 1999.
3. Программы для 0 – IV классов школы VIII вида ( для детей с нарушениями интеллекта) в 2-х книгах. – М., 1998.
4. Специальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002.
5. Худенко Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме. – М., 2005.
6. Развитие речи 3 класс (вспомогательной школы) Е.Д. Худенко, В.А. Фёдорова. – М., «Аркти», 2005.
7. Русский язык 3 класс (вспомогательной школы) В.В. Воронкова. – М. «Владос». 2005.
8.С.В.Комарова .Устная речь - учебник для специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. М-«ПРосвещение»2013год.
Утверждаю
Директор МКС(К)ОУ С(К)ОШИ
п. Нижний Куранах
Борисова Н.А. ___________________

Календарно – тематическое планирование. Устная речь. 3 класс.
№ Программный материал Количество часов
1 Снова в школу 4
2 Здравствуй, осень! 3
3 Чистоговорки. 2
4 Скороговорки. Поговорки. 2
5 Мы собрались поиграть 5
6 В библиотеке 6
7 Сказки про Машу 6
8 Отправляюсь в магазин 6
9 Телефонный разговор 5
10 Я-зритель 5
11 Какая сегодня погода? 5
12 Снегурочка 4
13 Весёлый праздник 5
14
15 Учимся понимать животных
Узнай меня
Всего 5
5
68
.
№ тема срок
1 четверть(18 часов). 1 Летние каникулы. 2 Как провели лето. Рассказ об отдыхе летом. 3 Конструирование диалогов-приветствий из заданных реплик 4 Беседа по картине «Снова в школу» 5 Золотая осень. Листопад. 6 Составление рассказа «Труд людей осенью». 7 Знакомство с картиной И.И.Левитана «Золотая осень» 8 Чистоговорки. 9 Тренировочные упражнения. 10 Скороговорки, Пословицы. 11 Всех скороговорок неперескороговоришь. Конкурс. 12 Мы собрались поиграть… Конструирование диалога-конфликта с использованием карточек 13 Разучивание считалок. 14 Составление предложений с опорными словами по теме «мы собрались поиграть» 15 Разучивание правил подвижной игры 16 Игры с правилами. 17 Составление копилки игр. 18 Итоги четверти. 2 четверть (14 часов). 1 Как я провёл осенние каникулы. 2 Правила поведения в библиотеке. Знакомство со словом «формуляр» 3 Экскурсия в школьную библиотеку. Диалоги с библиотекарем. 4 Рассказывание сказок с опорой на иллюстрированные книги, полученные в библиотеке 5 Ролевая игра « В библиотеке» 6 Викторина по прочитанным книгам. 7 Прослушивание аудиозаписи сказки «Маша и медведь» 8 Составление предложений с использованием текстовых синонимов. 9 Коллективное рассказывание сказки «Три медведя» с опорой на картинки и слова 10 Инсценирование сказки о Маше 11 Коллективное составление новой сказки о Маше 12-13 Как мы готовимся к встрече Нового года. 14 Итоги четверти. 3 четверть (20 часов) 1 Как мы провели зимние каникулы. 2 Знакомство со словом «супермаркет». Отделы магазина. 3 Моделирование диалога между продавцом и покупателем. Ролевая игра. 4 Экскурсия в магазин. 5 Для чего используете телефон? Виды телефонов. 6 Правила общения по телефону 7 Прослушивание аудиозаписи стихотворения К.Чуковского. 8 Чтение по ролям диалогов героев сказки К.Чуковского 9 Я- зритель. 10 Моделирование диалога между зрителем и кассиром, зрителем и гардеробщиком 11 Игра «Я дарю тебе билет» 12 Составление правил вежливого зрителя. 13 Ролевая игра «Кинотеатр» 14 Время года –зима. Прогноз погоды. 15 Закончи рассказ о зиме. 16 Описание зимы по вопросам. 17 План на выходные дни с учётом прогноза погоды. 18 Подготовка прогноза погоды на завтра. 19 Экскурсия. 20 Проверь себя. Итоги четверти. 4 четверть (16 часов) 1 Мои впечатления о проведённых каникулах. 2 Прослушивание аудиозаписи сказки «Снегурочка» 3 Составление предложений по картинкам с использованием текстовых синонимов. 4 Театрализованное представление сказки «Снегурочка» 5 Конкурс «Мастер сказки сказывать» 6 Весёлый праздник. Беседа по теме с обращением к личному опыту. 7 Обсуждение и проигрывание возможных конкурсов и развлечений. 8 Конкурсы и развлечения на детском празднике 9 Ролевая игра «Приём гостей» 10 Учимся понимать животных 11 Беседа о домашних животных, которые живут у детей 12 Составление правил ухода за домашними животными. 13 Пересказ произведении о животных. 14 Игра «Наш портрет» 15 Игра «Светофор». Составление коллажа «Наш класс» 16 Здравствуй, лето! Итоги года. Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида п. Нижний Куранах»
МО «Алданский район»

Рабочая программа
по УСТНОЙ РЕЧИ
3 КЛАСС
Составила: учитель начальных классов
Дуброва Наталья Александровна



2013– 2014 уч.год