Методическое пособие по химии Логико-графическое структурирование как метод развития креативного мышления на уроках химии

Муниципальное образовательное учреждение
«Городской информационно-методический центр»
управления по образованию Администрации города Тюмени










Логико-графическое структурирование как метод развития креативного мышления на уроках химии







Методическое пособие


















Тюмень 2009
Автор: Могильная Т.Ю., учитель химии гимназии ТюмГУ
Логико-графическое структурирование как метод развития креативного мышления на уроках химии. – Тюмень: МОУ ГИМЦ, 2009. – 45с.











Рецензент: Пить Л.Б., методист МОУ ГИМЦ





Методическое пособие предназначено для учителей общеобразовательных школ и содержит методические рекомендации по разработке и использованию опорных схем на основе заданной структуры (ОСЗС) и дивергентных карт при изучении химии. Раскрывается понятие ОСЗС. Показаны развивающие возможности ОСЗС и диверегентных карт при подготовке к ЕГЭ.






Содержание
Введение.4
Роль логико-графического структурирования в развитии креативных способностей учащихся......4
Назначение и описание опорной схемы.5
Методические рекомендации по применению ОСЗС.......6
Назначение и описание дивергентной карты8
Список литературы....10
Приложение....11













Введение

Одной из задач инновационного развития системы общего образования является усиление творческой направленности образовательного процесса, формирование творческого мышления учащихся, развития их креативности и самостоятельности. Для практической реализации данной задачи педагог должен обладать соответствующими дидактическими средствами.
Для учителей химии давно перестало быть секретом то, что значительная часть современных детей считают химию трудным, иногда скучным предметом. И мне на своём опыте также пришлось в этом убедиться. Поэтому поставила перед собой задачу: изменить отношение старшеклассников к химии, увлечь их предметом, создать условия для развития творческой инициативы, творческих способностей учащихся. Не претендуя на разработку отдельных инновационных методов, мы предлагаем один из подходов развития творческого мышления учащихся при изучении и обобщении учебного материала. Именно этому аспекту обучения уделяем особое внимание, так как без качественно сформированной теоретической основы знаний невозможно их эффективное практическое применение. Систематизированное структурирование знаний – это основа поиска креативных решений и проявлений творческих способностей по химии.

Роль логико-графического структурирования в развитии креативных способностей учащихся

Чтобы помочь ученику реализовать его образовательные потребности, интересы, инициативу, его нужно научить работать с информацией, представлять её в наглядной логической форме. Для этого учащиеся должны стать активными участниками процесса обучения, что предполагает формирование основных черт интеллектуальной, творческой деятельности, таких как:
способность к актуализации знаний, умений, навыков;
самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
аналитичность и ассоциативность мышления;
эвристичность мышления, интуитивное озарение;
видение структуры сложного объекта;
умение мысленного экспериментирования, пространственного воображения;
любознательность, пытливость, стремление объяснить непонятные явления;
критичность мышления, умение отстаивать свою точку зрения.
Процесс формирования творческого мышления учащихся может осуществляться через разнообразные средства обучения, в том числе инновационные. Одним из таких методов может выступать логико-графическое структурирование учебного материала, в нашей практике – это опорные схемы на основе заданной структуры (ОСЗС) и дивергентные карты по химии.
Логико-графическое структурирование текста – это логико-структурная переработка текста в схемы с учётом психологических закономерностей восприятия. Логика в схемах отображается графически. Именно это даёт существенный прирост понимания учебного материала, именно это будет инструментарием продуктивного творческого мышления, именно это даст основу для хорошего запоминания и воспроизведения сложных мыслительных конструкций. Логико-графическое структурирование организует мышление, но не отменяет его. В тексте соотношение понятий обрисовывается словами, но нет зрительно схватываемой структуры. В логико-графической схеме с ходу и ясно видны все многосложные многоплановые логические связи (Егидес А., 2006).
Наш подход в логико-графическом структурировании имеет свои особенности в технологии и целях.
Учащийся не получает от педагога в готовом виде структурированный учебный материал в виде обобщающих схем, таблиц, конспектов и т.п. Ему предлагается лишь логическая основа учебного материала (логический каркас), которая обозначает основные связи учебного материала, определяет направление его изучения, организует познавательную работу учащегося с помощью специальных сигналов, указателей. Одним словом, даётся лишь некоторая схема с заданной логической структурой учебного материала. Поэтому данное средство графического структурирования мы и назвали – опорная схема на основе заданной структуры (ОСЗС).
Учащемуся предоставляется возможность творчески подойти к заполнению данной схемы. Логические опоры в схеме выстраиваются таким образом, что позволяют ученику определять закономерности учебного материала, вносить свои дополнения, выражать своё мнение. Источниками информации для ученика могут быть рассказ учителя, доклады, презентации одноклассников и учителя, учебные пособия, хрестоматии, справочники, результаты наблюдений и практических работ.

Назначение и описание опорной схемы заданной структуры (ОСЗС)

Опорная схема на основе заданной структуры – сокращенная, логически выстроенная символическая запись крупного блока изучаемого материала в виде матрицы, которую учащиеся дописывают исходя из своих индивидуальных особенностей восприятия учебного материала, развитости творческого мышления, креативности, опыта структурирования учебного материала, теоретической и практической подготовленности по предмету.
В ОСЗС
отражены подлежащие усвоению единицы информации;
представлены различные связи между ними;
введены взаимосвязанные ключевые слова, условные знаки, рисунки и другие зрительные опоры для мысли.
Структура опорной схемы составляется учителем при подготовке учебной темы. Намечаются крупные блоки изучаемого материала, взаимосвязи между ними, продумывается их размещение на стандартном листе формата А4. Основными компонентами ОСЗС являются:
Опорный теоретический материал (то, что изучалось ранее);
блок новой информации с ключевыми понятиями;
«менделеевские места», т.е. места схемы, которые необходимо заполнить не из непосредственного восприятия учебной информации, а путём поиска закономерностей, общих принципов схемы, информации на основе актуализации знаний, логики, конвергентного и дивергентного мышления;
«места для повторения», т.е. области схемы, связывающие ранее изученный и изучаемый материал;
«места ЕГЭ» на которые надо обратить внимание при подготовке к ЕГЭ.
Подготовленная опорная схема выдаётся каждому учащемуся, одновременно она заносится на основной слайд презентации данной учебной темы.

3. Методические рекомендации по применению ОСЗС

Опорные схемы раздаются ученикам на первом уроке изучения темы. Одновременно формируется цель предстоящей учебной деятельности: изучить учебный материал, возможно более полно и грамотно отразить его в блоках опорной схемы, проработать «менделеевские места», «места для повторения» и «места ЕГЭ». На первых занятиях с использованием данной методики необходимо дать школьникам критерии оценки опорных схем, показать условные сокращения, образцы удачных работ других учащихся, рекомендации по выделению отдельных блоков, основных понятий определенным цветом.
В ходе объяснения учителем темы урока, наблюдения эксперимента, самостоятельной работы ученики могут кратко конспектировать наиболее важный материал в своих схемах. Составление ОСЗС учащимися проводится регулярно, при изучении нового материала, особенно разделов, логически связанных между собой. Затем составленные ОСЗС могут использоваться при обобщении темы. Возможно использование ОСЗС и для проверки знаний учащихся
Несмотря на структурную заданность опорная схема как продукт деятельности ученика имеет креативный характер, в ней отражается индивидуальный стиль восприятия информации, мышления, отображения информации.
Составлением ОСЗС помогает учащимся лучше запомнить материал, лучше представить его пространственную компоновку. Отвечая на вопросы учителя, решая задачи, выполняя практические работы, у учащихся в памяти «всплывают» блоки ОСЗС, их логическая взаимосвязь, активизируется мышление. Это помогает учащемуся лучше проанализировать изученное, сделать обобщения и выводы. Если ученики высказывают собственные суждения, отличные от мнения учителя и даже, более того, явно ошибочные, учитель не навязывает при этом своего мнения, однако настойчиво предлагает учащимся ещё раз проанализировать логику, структуру опорной схемы и попытаться уточнить свою позицию. Учащиеся должны самостоятельно прийти к выводу о правомерности выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить свою точку зрения аргументами, доказательствами, фактами.

Требования к ОСЗС при её оценивании:
научность (соответствие современным научным теориям);
структурность (выделение главного и второстепенного, наиболее важных связей);
лаконичность, простота, доступность понимания и воспроизведения;
системность (наличие всех необходимых связей, исключение повторений);
новизна идей, оригинальные отношения в схеме, выдвижение новых гипотез;
эстетичность оформления, аккуратность, цветовое решение схемы.

Оценивание ОСЗС:
при включении всех критериев в оформление опорной схемы – «отлично»;
при отсутствии одного или двух критериев в оформление опорной схемы – «хорошо»;
при отсутствии трёх критериев в оформление опорной схемы – схема возвращается ученику для доработки.
С нашей точки зрения отметки лучше ставить за качественно выполненную работу. Работы, слабые по содержанию, лучше предложить ученику доделать, что способствует воспитанию ответственности отношения ученика к результатам своего труда. Отметка «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» за работу по составлению опорных схем нами, чаще всего, не ставится. Главное в обучении не поставить отметку, а научить учащегося логически мыслить и свободно ориентироваться в изученном и изучаемом материале.
Подводя итог, отметим достоинства опорных схем заданной структуры:
ОСЗС позволяет ученику:
глубже разбираться в изучаемом материале и легче его запоминать;
привести в систему полученные знания;
проявить творческие способности в изучении и применении нового материала;
грамотно и точно воспроизводить изученное.
ОСЗС помогает учителю:
наглядно представить весь изучаемый материал учащимся;
сконцентрировать внимание на наиболее трудных местах учебного материала;
перевести усвоенные знания в долговременную память;
экономить время при опросе.

4. Назначение и описание дивергентной карты

Следующим этапом развития креативных способностей учащихся является составление дивергентной карты (ДК) изучаемого материала.
Дивергентная карта – графическое, имеющее узловую структуру, отображение опыта, знаний человека, ассоциативных, логических связей, актуализирующихся вокруг некоторого центрального понятия в процессе нелинейного, многомерного дивергентного мышления. (Дегтярёв С.Н., 2007)
Дивергентная карта является индивидуальным оригинальным продуктом творческой деятельности ученика. Для её составления учитель дает учащимся центральное понятие. Ученики должны связать это понятие с другими, раскрывающими его сущность. Содержание новых понятий развертывается через их взаимосвязи с понятиями следующего уровня, ключевые слова, названия или формулы веществ, схемы реакций и т.п. В результате образуется расходящаяся, дивергентная карта изучаемого материала, содержащая внутри и межпредметные связи, элементы знаний, почерпнутые школьником не только в учебниках, но и в научно-популярной литературе, интернете, СМИ. У каждого учащегося получается свое содержание и своя структура карты, что во многом и определяет её творческий характер.
Второй вариант применения дивергентной карты – это использование ее в качестве теста, с помощью которого не только проверяются знания, но и фиксируется в сознании ученика важнейшие отношения, связи между элементами знаний.
Тесты, выполненные в форме дивергентной карты, можно применять чаще, чем самостоятельное составление карт учащимися. Такие тесты можно разработать и по небольшим по содержанию темам. Оценивать качество выполнения тестов в виде дивергентных карт нужно исходя из количества правильных ответов на вопросы теста. Особенность карты-теста в том, что, начиная следовать по ассоциативно-логическим цепочкам от центрального понятия карты к ее периферии, отвечая на поставленные в карте вопросы, учащийся связывает визуально, затем мысленно элементы карты, осознает логику их развертывания и лучше понимает возможные варианты ответов на вопросы.
Вопросы в карте-тесте могут быть различными. Это открытые вопросы, когда нужно что-то дописать в карте. Это формулы с недостающими элементами, которые необходимо ученику дополнить. Это вопросы с выбором ответа. Отметить на карте правильный ответ учащийся может различными способами: выделить цветом, заштриховав соответствующий элемент карты, подчеркнуть фломастером, зачеркнуть неправильные ответы. В зависимости от темы в карту-тест целесообразно включать от 15 до 30 вопросов.
ДК эффективна при организации обобщающих уроков и при подготовке к олимпиадам, позволяет успешно сочетать традиционные и инновационные методы обучения.
Таким образом, работа с опорными схемами заданной структуры и дивергентными картами является эффективным способом в развитии креативности личности, творческого мышления на уроках естественно-научного цикла. Они приводят к систематизации и целостности понимания учебного материала, его творческому осмыслению, формируют у школьника эффективные способы самообучения, самостоятельного освоения новых знаний.
Примеры ОСЗС и дивергентных карт даны в Приложении. В Приложении также дана методическая разработка урока с использованием ОСЗС.





Литература

Дегтярёв С.Н. Интеграция традиционных и инновационных подходов в учебно-познавательной деятельности старшеклассников./Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. «Традиции и инновации в системе образования: проблемы и пути интеграции». – Тюмень, ТОГИРРО, 2007 -60с
Педагогический словарь. Учебное пособие для высших учебных заведений /В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др./:, М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 352с
Егидес А., Егидес Е. Лабиринты мышления, или учёными не рождаются. Москва «АСТ – ПРЕСС», 2006. – 320с.
Приложение

Методическая разработка урока по теме «Металлы»12
Опорные схемы на основе заданной структуры.
Реакционные частицы в органической химии.......22
Алканы...24
Алкены...26
Ароматические углеводороды.............28
Спирты...30
Альдегиды и кетоны.............32
Карбоновые кислоты....34
Амины............36
Химическая связь..38
Классификация химических реакций.....40
3. Дивергентные карты
3.1. Карбоновые кислоты.....42
3.2. Амины....43
3.3. Классификация химических реакций......44
3.4. Гидролиз.....45
















Методическая разработка урока с применением ОСЗС по теме «Металлы».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
обеспечить усвоение учащимися строения, свойств металлов в результате отбора необходимой информации, анализа и структурирования её;
выработать умения пользоваться ранее полученными знаниями по вопросам положения металлов в ПС, строение атома, физические свойства и расширить эти умения за счёт самостоятельного изучения.
Развивающие:
формировать учебно-логические умения (анализ и синтез, сравнение, обобщение и классификация) в конкретной ситуации при изучении темы;
развивать у учащихся креативное мышление, умение мотивировать собственную деятельность и определять конечную цель;
выработать навыки рациональной организации учебного труда.
Воспитывающие:
воспитать культуру речи учащихся;
сформировать убеждения в практической значимости изучаемой темы и важности умения применять эти знания в повседневной жизни.
Оборудование и ресурсы:
компьютер, компакт-диски, мультимедийный проектор, слайды, отражающие этапы работы на уроке, оборудование для проведения химического эксперимента, ОСЗС для каждого уч-ся.
Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке:
Презентация «Металлы», программные средства: Microsoft Power Point, Microsoft Word, используются учителем для подготовки материалов к уроку; Для проведения урока используются также материалы компакт-диска: “Уроки химии Кирилла и Мефодия” (ООО Нью Медиа Дженерейшен).
Работа учителя на уроке:
мотивация обучающихся на выполнение поставленной задачи;
актуализация имеющихся знаний обучающихся по заявленной теме с помощью презентации;
организация обсуждения изучаемой темы и подведения итогов работы на каждом этапе урока;
организация обучающихся на самостоятельную работу с ОСЗС;
способствует формированию представления у ребят о естественнонаучной картине мира;
подведение итогов урока, формирование общего умения высказать свое мнение и самостоятельное обсуждение проделанной работы.
Описание деятельности учащихся:
развитие воображения, мышления и формулирование темы урока;
актуализация имеющихся знаний о металлах;
формулирование целей и задач урока;
работа с интерактивными средствами обучения;
работа с опорной схемой;
участие в обсуждении изучаемой темы;
подведение итогов урока, проведение оценки проделанной работы на уроке и ее эффективности.
Ожидаемые результаты:
после изучения данной темы учащиеся должны:
знать строение, свойства металлов;
уметь формулировать цель и задачи урока;
рефлексировать знания, полученные на уроке;
оценивать результаты собственной работы;
составить опорную схему на основе заданной структуры.

Слайд №2 Вводная часть урока.
Издавна люди отделяли металлы от других веществ. Древние связывали каждый из семи известных тогда металлов с планетами солнечной системы: « Семь металлов создал свет по числу семи планет». Солнце связывалось с золотом .. Тем самым древние подчёркивали особую значимость металлов в жизни человека. И это не случайно.
Без металлов вряд ли человек смог выжить среди суровой природы. Никакая человеческая деятельность невозможна без металлов: будь то добыча пищи древним человеком, возделывание земли, возведение жилища, шитьё одежды. Целые эпохи в истории человечества назывались в честь металлов: бронзовый век, железный век. Такое название свидетельствует об огромной значимости не только в жизни человека, но и в истории человечества. И всё это благодаря особым свойствам металлов.
Слайд № 3 Цель урока.
актуализировать, дополнить и обобщить знания о металлах;
продолжить формировать умение работать с опорной схемой: а) выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать;
б) выдвигать новые гипотезы, находить «менделеевские места».
Слайды № 4-5 Инструкция по работе с опорной схемой.
Химические элементы – металлы
Слайды № 6-7 Особенности электронного строения атомов металлов.
Металлы - это химические элементы, атомы которых отдают электроны внешнего (а иногда и предвнешнего) слоя, превращаясь в положительные ионы. Металлы – восстановители. Это обусловлено небольшим, как правило, числом электронов на внешнем слое, большим по сравнению с неметаллами радиусами атомов, вследствие чего эти электроны становятся валентными (слабо удерживаются ядром).
Слайд №8 Характеристика металлов в ПСХЭ в связи со строением атома. К каким электронным семействам относятся металлы?
Слайды №9-11 Сравнить восстановительную способность металлов, принадлежащих одному периоду и одной подгруппе
Работа с ОСЗС ( в приложении слайды 9,10)
Заполнение первого блока схемы «Химические элементы – металлы».
Металлы – простые вещества
Слайд № 12-13 Металлическая связь металлическая кристаллическая решётка. Единое электронное облако обуславливает ряд физических свойств.
Работа с ОСЗС ( в приложении слайды 14,18,20,23)
Заполнение второго блока схемы «Простые вещества – металлы». По ходу объяснения физических свойств учителем, учащиеся заполняют второй блок схемы.
Слайд № 14 Пластичность - способность изменять форму при ударе, вытягиваться в проволоку, прокатываться в тонкие листы. Из 1г золота можно вытянуть проволоку длинной 2,4 км; такая проволока в 10 раз тоньше человеческого волоса. В ряду - Au, Ag, Cu, Sn,Pb,Zn,Fe уменьшается.
Слайд №15 Блеск - обычно серебристо-серый цвет (у золота и меди красно-жёлтый) и непрозрачность.
Слайд №16 Электропроводность - объясняется направленным движением свободных электронов от отрицательного полюса к положительному под влиянием небольшой разности потенциалов. В ряду - Ag, Cu, Al, Fe уменьшается.
Слайд №17 Теплопроводность - обусловлена высокой подвижностью свободных электронов и колебательным движением атомов, благодаря чему происходит быстрое выравнивание температуры по массе металла. В ряду - Ag, Cu, Au, Al, Mg, Zn, Fe уменьшается.
Слайд №18 (На слайде видео) Твердость. Самый твердый – хром (режет стекло), самые мягкие – щелочные металлы – литий, калий, натрий, рубидий и цезий – режутся ножом. Металлы s- и p- элементов обладают невысокой твёрдостью. Металлы d- элементов в большинстве своём твёрдые.
Слайд №19 Плотность. Она тем меньше, чем меньше атомная масса металла и чем больше радиус его атома (самый легкий - литий p=0,53 г/см3, самый тяжелый – иридий p=22,66г/см3). Шар из этого металла радиусом всего 10см вы не сможете оторвать от пола. Металлы, имеющие p< 5 г/см3, считаются "легкими металлами".
Слайд №20 (На слайде видео) Температуры плавления и кипения. Самый легкоплавкий металл – ртуть (t°пл. = -39°C), самый тугоплавкий металл – вольфрам (t° пл. = 3420°C). Металлы с t°пл. выше 1000°C считаются тугоплавкими, ниже – низкоплавкими.
Слайд №21 Намагничивание
Ферромагнетики – сильное намагничивание (железо, кобальт, никель, гадолиний)
Парамагнетики – слабое намагничивание (алюминий, хром, титан, лантаноиды)
Диамагнетики – не намагничиваются (олово, медь, висмут)
Слайд №22 Почему в современной технике обычно используют не чистые металлы, а сплавы?
Назовите известные вам сплавы (дома найти состав качественный и количественный).
Слайд №23 Дюралюминий - Al,Cu,Mg,Ni,Mn (малая плотность алюминия и магния, коррозионная стойкость никеля и алюминия, твёрдость марганца).
Инвар – (неизменяемый) низкий коэффициент теплового расширения (для измерительных приборов).
Победит – очень прочный (режущие и бурильные инструменты)
Элинвар – высокая упругость (пружины часов, часы идут очень точно)
Слайд №24 Золото слишком мягкое (в изделиях из золота сплав)
Слайд №25 Из каких сплавов изготовлены данные предметы?
Работа с ОСЗС( в приложении слайд 25)
Во втором блоке ОСЗС учащиеся заполняют «менделеевское место».
Слайд №26 Какую роль выполняют металлы в химических реакциях?
Ме0 – nе = Меn+ восстановители.
Химические свойства. Окислители – неметаллы.
Работа с ОСЗС ( в приложении слайды 27,31)
Заполнение третьего блока схемы «Ме + НеМе ». По ходу объяснения химических свойств учителем, учащиеся заполняют третий блок схемы.
Слайд №27 Видеоопыт «Взаимодействие натрия и магния с кислородом».
Задание: сравните взаимодействие натрия, магния и серебра с кислородом, сделайте вывод об их восстановительной способности, приведите уравнения реакций.
Слайд №28 Видеоопыт «Горение железа»
Слайд №29 Горение алюминия – основа пиротехнических средств.
Слайд №30 Видеоопыт «Взаимодействие железа с серой».
Задание: напишите уравнения реакций взаимодействия железа с серой.
Слайд №31 Видеоопыт «Взаимодействие железа с хлором».
Задание: напишите уравнения реакций взаимодействия железа с хлором (валентность железа III).
Слайд №32 Видеоопыт «Взаимодействие алюминия с йодом».
Задание: напишите уравнения реакций взаимодействия алюминия с йодом.


Химические свойства. Окислители – сложные вещества.
Работа с ОСЗС
Заполнение четвёртого блока схемы «Ме + вода ». По ходу объяснения химических свойств учителем, учащиеся заполняют четвёртый блок схемы.
Слайд №33 Видеоопыт «Взаимодействие натрия с водой».
Лабораторные опыты «Взаимодействие магния с водой».
«Взаимодействие меди с водой».
Задание: сравните взаимодействие натрия, магния и меди с водой, сделайте вывод об их восстановительной способности, приведите уравнения реакций.
Работа с ОСЗС( в приложении слайд 34)
Заполнение пятого блока схемы «Ме + кислота ». По ходу объяснения химических учителем, учащиеся заполняют пятый блок схемы.
Слайд №34 Видеоопыт «Взаимодействие железа с серной кислотой».
Лабораторные опыты «Взаимодействие цинка с соляной кислотой».
«Взаимодействие меди с соляной кислотой».
Задание: напишите уравнения реакций взаимодействия железа с серной кислотой цинка с соляной кислотой.
Слайд №35 Задание: пользуясь электрохимическим рядом напряжений металлов, определите, какая из этих реакций возможна:
Железо + раствор сульфата меди(II)
Медь + раствор сульфата железа(II)
Видеоопыт «Взаимодействие железа с раствором сульфата меди(II)».
Лабораторный опыт «Взаимодействие меди с раствором сульфата железа(II)».
Химические свойства. Взаимодействие с органическими веществами. Работа с ОСЗС ( в приложении слайд 36 )
Заполнение шестого блока схемы «Ме + оганические вещества ». По ходу объяснения химических свойств учителем, учащиеся заполняют шестой блок схемы. Этот материал изучался ранее в 10 классе, поэтому стоит в данном блоке знак «место для повторения».
Слайд №36 Видеоопыты «Взаимодействие магния с уксусной кислотой».
«Взаимодействие натрия с этиловым спиртом».
Слайд №37 С какими ещё веществами могут реагировать металлы?
Работа с ОСЗС
Заполнение седьмого блока схемы «Ме + ? ». В опорной схеме заполнить «менделеевское место».
Итог урока и домашнее задание.
























Реакционные частицы в органической химии







































































АЛКАНЫ (предельные, насыщенные углеводороды, парафины) общая формула




































13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
















































13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415























13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
H
\ \ I
- C – O – H – C – OH – C – OH
/ /























СН3
· СН
· ОН
I
СН3


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

































Альдегидов Кетонов
































13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415






13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415


















13PAGE 15


13PAGE 143915



Реакции замещения

СН3
· СН
· ОН
I
СН3





-реакция этерификации с H2SO4




1

Реакции дегидратации

Внутримолекулярная –



Межмолекулярная –
СН3
· СН
· ОН
I
СН3

Реакции окисления

Горение –



Окисление первичных спиртов –




Окисление вторичных спиртов –


Кислотные с в о й с т в а

СН3
· СН
· ОН
I
СН3






Реакция замещения
-реакция этерификации с
органическими кислотами

СН3
· СН
· ОН
I
СН3









(непредельные, ненасыщенные,
этиленовые углеводороды, олефины)
-

Без изменения качественного состава продуктов



A + B + C = D (соединение, присоединение)




А = В + С + D (разложение, отщепление)




А + ВС = АВ + С (замещение)



АВ + СD = АD + СВ ( обмен)



ьь










Число и состав реагентов и продуктов






Физические свойства веществ
Атомная
Молекулярная
Ионная
Металлическая









К Л А С С И Ф И К А Ц И Я А М И Н О В








По N – основные свойства (подобно аммиаку).



По связи N – H идёт замещение:


Первичные амины разрушаются азотистой кислотой


Амины легко окисляются и горят.






























П О Л У Ч Е Н И Е

· аминирование галогеналканов



· восстановление нитросоединений


·




























3.Физические свойства.

С2 – С4 –
С5 – С16 –
С17 – С –









1.Строение












2.Изомерия.
а) углеродного скелета
б) положения двойной связи
в)
г)

















ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА







СnН2n+2


















ПОЛУЧЕНИЕ


ИЗОМЕРИЯ
а) углеродного скелета б)


























I
СН3





ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
С1 – С4 –
С5 – С17 –
С18 – С –












1. СТРОЕНИЕ СН4




Электрофильные реакции


Нуклеофильные реакции




























Реакционные частицы
С+
· :С-



















I
СН3





А : В
Гомолиз Гетеролиз
А
· + В
· :А- + В+

радикалы анион катион






ХИМИЧЕСКИЕ
РЕАКЦИИ
(классификация)

Изменение степени окисления





Направление течения процесса





Участие катализатора










Агрегатное состояние реагирующих веществ





Тепловой эффект реакции








С изменением состава вещества:









Химические свойства – определяются наличием -

1)

2)

3)


4)


5)

1)

2)



3)



4)

К Л А С С И Ф И К А Ц И Я АЛЬДЕГИДОВ



















И З О М Е Р И Я
С5Н10О

а) углеродного скелета в) положения функциональной
группы






б) межклассовая






ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА






Спирты
сходство
различие







С Т Р О Е Н И Е






Н О М Е Н К Л А Т У Р А
тривиальная систематическая









СnH2nO

Химические свойства – определяются наличием -

2

5

3 3


С- С* С+
2s22p3 2s12p3 2s12p2

























































































































П О Л У Ч Е Н И ЕКристаллические решёткиЧастый вертикальный! Кристаллические решёткиЧастый вертикальныйКристаллические решёткиЧастый вертикальныйКристаллические решёткиЧастый вертикальный Заголовок 115