Методическая разработка урока по химии в 10 классе на тему Карбоновые кислоты


Методическая разработка урока по химии в 10 классе по теме « Карбоновые кислоты»
Тип урока: Урок формирования новых знаний
Цели урока:
Образовательная:
Формирование предметных и профессиональных компетентенций по теме карбоновые кислоты;
Развивающая:
Формирование технологической компетенции и готовности к самообразованию.
Воспитательная:
Формирование коммуникативной и информационной компетенций.
Валеологическая.
Соблюдение санитарно-гигиенических условий и создание психологического комфорта на уроке.
Методы обучения:
Системно-деятельный и компетентностный подходы в обучении в сочетании с другими методами обучения: ИКТ, словесным и практическим методами.
Оборудование и реактивы: компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, видеокамера, учебник органической химии 10 класса, Интернет, дидактический материал (рабочая тетрадь по теме КК), образцы органических кислот: уксусная, лимонная, молочная, цинк, оксид кальция, гидроксид натрия, индикатор, химическая посуда, Ход проведения урока:
I.Организационный момент 3 мин
II.Ход изучение новой темы:
Вступительное слово учителя; 1мин
Индукция; 3мин
Запись темы и плана урока 1мин
Самостоятельное изучение состава и номенклатуры карбоновых кислот, Формулирование определение класс КК; 5 мин
Формирование знаний о классификации, типах изомерии КК; 5мин
Формирование знаний о номеклатуре КК, на основе полученных знаний о спиртах и альдегидах; 4 мин
Изучение физических и химических свойств карбоновых кислот на основе их электронного строения, 2 мин выполнением лабораторной работы, 15 мин электронной презентации. 4 мин
Электронная презентация о значении и применении карбоновых кислот; 3мин
Домашнее задание и оценка деятельности студентов. 1 мин
Рефлексия. 1мин
Изучение новой темы
1.Вступительное слово учителя
Сегодня у нас урок изучения новой темы. Чтобы записать тему нашего занятия мы посмотрим некоторые химические реакции, которые применяются в кулинарии, с которыми некоторые из вас будут сталкиваться в своей профессиональной деятельности. Понаблюдав за реакциями, вы должны мне сказать какой класс веществ мы будем изучать сегодня.
3.Индукция
Затем сам учитель, либо студент старшего курса демонстрирует опыты по взаимодействию карбоновых кислот (уксусной, лимонной, молочной) с пищевой содой. (слайд 1)
Какие вещества мы будем сегодня изучать? Студенты отвечают: «Кислоты» (слайд 2)
Учитель знакомит с планом изучения новой темы.
4. Самостоятельная работа по изучению состава и номенклатуры веществ
Для того, чтобы дать определение класса карбоновых кислот и ознакомиться с их международной и исторической номенклатурой заполните следующую таблицу:
№ Состав и название соответствующего углеводорода Формула
карбоновой кислоты Международное
название Историческое название
1 СН4-метан
1
Н – С = О
\
ОН Метановая
кислота Муравьиная кислота
2 С2Н6 - этан 2 1
СН3 - С = О
\
ОН Этановая
кислота Уксусная кислота
3 С3Н8 - пропан
Пропионовая кислота
4 С4Н10 - бутан Масляная
кислота
5 С5Н12 -пентан Валериановая
кислота
6 С6Н14 Капроновая
кислота
7 С2Н6 – этан НООС - СООН Этандионовая
кислота Щавелевая
кислота
8 НООС – СН2 -СООН Малоновая кислота
9 С3Н6 - пропенСН2 = СН - СООН акриловая
Запишите в рабочую тетрадь: Какие вещества называются карбоновыми кислотами?
Карбоновые кислоты – это органические вещества, молекулы которых содержат ___________или
___________________________функциональных групп__________________.
5. Классификация карбоновых кислот объяснение учителя по слайду, заполнение схемы классификации КК с использованием таблицы 1.
Карбоновые кислоты:
I. В зависимости от числа карбоксильных групп
1.Одноосновные ( выпишите из таблицы 1 формулы двух одноосновных кислот):
______________________________
2.двухосновные ( выпишите из таблицы 1 формулы двух одноосновных кислот)
______________________________
OH
|
3. многоосновные. Например, лимонная кислота НООС – СН2 - С - СН2 – СООН
|
COOH
I. В зависимости от природы углеводородного радикала
2. предельные (все связи в радикале одинарные)
___________________
3.непредельные (наличие кратных связей в радикале)
____________________
4. ароматические ( наличие бензольного кольца)
___________________
6. Используя знания по номенклатуре спиртов и альдегидов, приведите в соответствие химические формулы и названия карбоновых кислот
7. Виды структурной изомерии характерных для карбоновых кислот объяснение учителя по слайду, заполнение соответствующей схемы:Углеродного скелета;
Положения кратной связи
Межклассовая (сложные эфиры)
1. _____________________ 2. ____________________ 3.______________________
*СН3 – СН2 – СН2 – С ОО Н *СН2 = СН - СН2- СООН СН3 – СО ОН
*СН3 – СН(СН3) – СООН *СН3 – СН = СН –СООН Н-С ООСН3http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d777bfa0-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/8. Получение КК выполните тестна сайте: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/d777bfa3-8cff-11db-b606-0800200c9a66/view/9. Изучим особенности электронного строения карбоновых кислот по интерактиву : HYPERLINK "http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfa1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_05.swf" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfa1-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_05.swf
10.Физические свойства ККhttp://school-collection.edu.ru/catalog/res/0472fd73-c099-aaa7-7730-10c32cd2daf1/view/ 10. Химические свойства КК видеоhttp://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469b0-69bd-11db-bd13-0800200c9c10/78730/? тестhttp://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfa2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_06.swf в сравнении с неорганическим в процессе выполнения лабораторной работы.Вы знакомы с неорганическими кислотами. Чтобы узнать сходны ли КК по химическим свойствам с неорганическими кислотами выполним л.р..
Лабораторная работа
Свойства неорганических и карбоновых кислот
Цель работы:
Изучить общие химические свойства неорганических и органических кислот.
Опыт 1. Нейтрализация кислот щелочами
Возьмите 2 пробирки, в одну пробирку налейте 1 мл неорганической серной кислоты Н2SO4, другую – органической уксусной кислоты. В обе пробирки капните по 1 капле индикатора. Затем обе кислоты нейтрализуйте щелочью NaOH.
Запишите в таблицу:
1. Что наблюдаете?
2. Уравнения соответствующих реакций;
3. Сделайте вывод.
наблюдения Уравнения химических реакций Вывод
Опыт2. Взаимодействие неорганических и органических кислот с металлами
1. Возьмите 2 пробирки, в обе поместите по 1 грануле цинка.
2.Прилейте в одну неорганическую серную кислоту (Н2SO4), в другую- органическую уксусную кислоту СН3 - СООН
Запишите в таблицу:
1. Что наблюдаете?
2. Уравнения соответствующих реакций;
3. Сделайте вывод.


Опыт3. Взаимодействие неорганических и органических кислот с оксидами металлов
1. Возьмите 2 пробирки, в обе насыпьте оксида кальция СаО.
2.Прилейте в одну неорганическую серную кислоту (Н2SO4), в другую- органическую уксусную кислоту СН3 - СООН
Запишите в таблицу:
1. Что наблюдаете?
2. Уравнения соответствующих реакций;
3. Сделайте вывод.
наблюдения Уравнения химических реакций Вывод
Опыт4. Взаимодействие неорганических и органических кислот с солями слабых кислот
1. Возьмите 2 пробирки, в обе насыпьте немного карбоната натрия Na2CO3.
2.Прилейте в одну неорганическую серную кислоту (Н2SO4), в другую- органическую уксусную кислоту СН3 – СООН.
Запишите в таблицу:
1. Что наблюдаете?
2. Уравнения соответствующих реакций;
3. Сделайте вывод.
наблюдения Уравнения химических реакций Вывод
Электронная презентация учащегося по специфическим свойствам КК.
Тестирование по химическим свойствам http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d777bfa2-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch10_20_06.swf
применение КК (электронная презентация ) обсуждение контекстных задач

1.В прошлом году известный в Бурятии кулинар Динар Саидов нашему студенту – участнику Межрегионального профессионального конкурса кулинаров в г. Иркутске Самбаеву Андрею в качестве аргумента о необходимости химических знаний в их работе рассказал случай о том, как он несколько раз безуспешно пытался получить молочный коктейль с ананасом. Объясните, какие изменения происходили с молоком и почему? Какие предварительные операции нужно было выполнить, чтобы получить такой коктейль?

2.На практическом квалификационном экзамене по предмету «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» когда обучающийся охарактеризовал состав сметанного торта, один из экзаменаторов задал следующий вопрос: Почему в торт он не добавил лимонной кислоты? Как вы думаете, что ответил обучающийся? Рассмотрите уравнение реакции данного процесса.
III. домашнее задание: §20, доработать все задания в рабочей тетради, решить контекстные задачи
IV.рефлексия
- Рабочая тетрадь 6 мин.
- таблицы по номенклатуре КК 5 мин.
- схема классификации КК 2 мин.
- схема изомерии 2 мин.
итого 15 мин.-лабораторная работа 15 мин
- реакции по радикалу, образования функциональных производных 3 мин
8. тестирование по химическим свойствам по интерактиву. 5мин
9. применение КК (электронная презентация) 3 мин.