Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему «Кислоты в свете электролитической диссоциации»


Методическая разработка урока по химии в 8 классе на тему
«Кислоты в свете электролитической диссоциации»
Учитель химии МБОУ “Средняя общеобразовательная школа №26” г. Калуги Тесник Юлия Валерьевна
(Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»)
Цели урока:
обучающие: - создать условия для формирования у учащихся понятия “кислота с точки зрения электролитической диссоциации”, закрепить знания о классификации кислот на основе различных признаков, способствовать формированию умений записывать уравнение электролитической диссоциации кислот, отличать кислоты от растворов других веществ с помощь индикаторов.
развивающие: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей по средствам работы в малых группах;
воспитательные: содействовать воспитанию стойкого позитивного интереса к предмету.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления  знаний.
Форма урока: беседа с лабораторными опытами.
Оборудование: раздаточный материал (опорный конспект), листы ватмана, таблички с изображением формул кислот и их характеристик, карточки-синквейны, оборудование и реактивы для лабораторного опыта (штатив с пробирками, №1 – раствор соляной кислоты, №2 – раствор серной кислоты, №3 – вода, индикаторные бумажки – лакмус, стеклянная палочка, сухие лепестки фиалок в фарфоровой чашке), компьютер, мультимедийный проектор, картина “Фиалки”, аудиозапись “Фиалки”, видеоизображение фотографии Р. Бойля.
Ход урока:
Обсуждение Д. З. – фронтальный опрос по определениям (электролиты, электролитическая диссоциация, ионы, ионная связь, ковалентная связь, гидратация, кислоты с точки зрения ТЭД);
- у доски: с. 155№1
Стадия вызова (ликвидация чистого листа): На экране картина “Фиалки” (рис.1). Учитель: ребята, как вы думаете, какую связь имеют цветы фиалки с такими электролитами, как кислоты? (ответы учащихся). В ходе сегодняшнего урока мы попробуем вместе дать ответ на этот вопрос. Итак, тема урока “Кислоты”.

Рис. 1. Картина “Фиалки”
- индивидуальная работа – в течение 2 минут ребята индивидуально в тетради составляют кластер “Что я сам знаю о кислотах? ”(рис.2):

Рис. 2. Кластер “Что я сам знаю о кислотах? ”
- работа в группах – в течение 3 минут ребята рассказывают о своих ассоциациях учащимся группы (группа по 4 человека), дополняют свой кластер новыми понятиями.
- “защита схемы” – каждая группа представляет свою схему учащимся других групп (четверть ватмана) и отвечает на вопрос “Что мы вместе знаем о кислотах?”. Составляем единый кластер на доске (каждая группа рассказывает по одной ассоциации, не повторяясь, один ученик записывает ключевые слова на доске) – 4 минут.
Стадия осмысления - используется метод “инсерт”. Каждому учащемуся раздается опорный конспект для изучения. Читая текст, ученик на полях с правой стороны ставит маркировки (выражает свое отношение к прочитанному) – 10 минут:
“V” – то, что уже известно;
“--” -- противоречит вашим представлениям;
“+” -- новое;
“?” – хочу узнать.
Ребята маркируют текст и дополняют свой кластер новыми понятиями.
После маркировки текста вместе с учителем обсуждаем опорный конспект – ключевые определения, дополняем кластер на доске.
По ходу обсуждения закрепляем полученную информацию через выполнение тренировочных упражнений (15 минут):
Упражнение – физкультминутка.
Задание: классифицировать кислоты по разным признакам (задание выполняется в свободном пространстве класса).
ученикам раздаются карточки – трём ученикам - с формулами кислот – серная, соляная, ортофосфорная; - двум ученикам - кислородосодержащая, одному - бескислородная, одному - одноосновная, одному - двухосновная, одному - трехосновная, двум - сильная, одному - средней силы, двум - летучая, одному - нелетучая, трем - стабильная, трем - растворимая. Ученики с карточками-формулами кислот собирают вокруг себя группу с карточками-характеристиками данной кислоты.
Прослушивание записи Е. Юровская, фортепиано “Фиалки”; на экране картина “Фиалки”. Не только музыканты и художники черпали вдохновение в этих цветах. Фиалки помогали и химикам совершать химические открытия. Давайте повторим опыт английского химика Роберта Бойля (фото на экране).
лабораторный опыт “Диссоциация кислот”. Ученики в группах выполняют лабораторный опыт:
- в фарфоровой чашке – сухие лепестки фиалок. С помощью стеклянной палочки наносим каплю раствора кислоты из пробирки №1, №2. Делаем вывод, о возможности применения фиалок в качестве индикатора растворов кислот.
- проверяем среду растворов кислот лакмусовой бумажкой. Делаем вывод, о наличии катиона водорода, общего для всех кислот. Записываем уравнения диссоциации выданных кислот на доске (по одному ученику на уравнение) и в тетради.
Стадия рефлексии (3 минуты) – составление синквейна.
- перед тем, как составлять синквейн, вернемся к ключевым словам урока: кислота с точки зрения электролитической диссоциации, изменение цвета лакмуса.
-составление синквейна – учащиеся составляют синквейн по плану;
Одно существительное;
Два прилагательных;
Три глагола;
Крылатая фраза;
Одно существительное, которое выражает суть того, что написано ранее.
Примерный вариант синквейна:
водород;
кислая, прозрачная;
жжет, кислит, диссоциирует;
Не плюй в кислоту!
вещество.
- прослушиваем синквейны учащихся.
Д.З. параграф №38, с. 159 №1, №2 + дополнительно творческое задание
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ “КИСЛОТЫ”
Кислоты…. кислоты…. кислоты….. зачастую газеты публикуют сообщения о том, что кто-то был обожжен кислотой. И действительно, мы все считаем, что кислота — это очень опасная жидкость, которая вызывает ожог кожи и прожигает ткань. И даже кислотные цвета назвали так потому, что они своим цветом “разъедают наши глаза”, как кислоты кожу.
Но это относится к небольшому количеству кислот. Кислоты, которые присутствуют в продуктах питания, необходимы для нашего здоровья: щавелевая (в щавеле), лимонная (в …?), молочная (в….?). Другие кислоты применяются в производстве лекарств (аскорбиновая кислота – витамин С). Кислоты имеют очень широкое применение в жизни человека, они нам очень-очень необходимы: серную кислоту даже называют “хлебом химической промышленности”.
А вот для некоторых живых организмов кислоты являются настоящим химическим оружием: мухоморы в качестве ядовитых токсинов «используют» иботеновую кислоту, ботаникам известно более 800 видов растений, вырабатывающих синильную кислоту и использующих ее как оружие межвидовой борьбы, а вот лоси лечатся кислотой мухоморов.

Если вы присядете вблизи муравейника, то надолго запомните жгучие укусы его обитателей. Муравей впрыскивает в ранку от укусу яд, содержащий муравьиную кислоту. Муравьиной кислотой обусловлено жжение крапивы, ее выделяют некоторые гусеницы.

Существует множество видов кислот. Но всех их объединяет одно особенное свойство: в растворе кислоты распадаются на ионы (Вспомните, что такое ионы). То есть кислоты – электролиты (кроме, кремниевой, которая не растворяется в воде) – то есть диссоциируют.
На какие же ионы диссоциируют кислоты? Вспомните формулу соляной кислоты…..(кстати, соляная кислота HCl выделяется при пищеварении в нашем желудке!!!), вспомните формулу серной кислоты…… что общего в этих формулах…… водород и кислотный остаток. Кислоты с точки зрения электролитической диссоциации – это электролиты, которые диссоциируют на катионы водорода и анионы кислотного остатка:
УРАВНЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТИЧЕСКОЙ ДИССОЦИАЦИИ
HCL = H+ + CL-
H2SO4 =2 H+ + SO42-
Кислоты очень разнообразные вещества. Ученые разделили кислоты по особенным признакам на группы:
- по наличию кислорода - кислородсодержащие кислоты - бескислородные кислоты
H2SO4 серная HCL соляная
- по количеству атомов водорода, способных замещаться на металл
одноосновные двухосновные трехосновные
HNO3 азотная H2SO4 серная H3PO4 фосфорная
HCl соляная H2S сероводородная
- по силе кислот - сильные кислоты слабые кислоты
HCl соляная H2S сероводородная
H2SO4 серная H2CO3 угольная
HNO3 азотная H2SiO3 кремниевая
- по стабильности - стабильные нестабильные
HCl соляная H2SO3 сернистая
H2SO4 серная H2CO3 угольная
HNO3 азотная H2SiO3 кремниевая
Кислоты – интереснейшие вещества, с увлекательными свойствами, с которыми мы познакомимся на следующих уроках.