Разработка урока химии в 8 классе «Кислоты, свойства кислот, взаимодействие кислот с металлами».


Урок химии в 8 классе
по теме «Кислород»





Автор: Белова /Тамара Александровна


Должность: учитель химии


Место работы ГБОУ «Белгородская общеобразовательная школа-интернат №23»


Электронный адрес: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

















Тема урока: «Кислород»
Цели:
- знакомство с кислородом, как с химическим элементом, так и с простым веществом; формирование положительной мотивации изучения нового материала;
- развитие аналитического мышления и языковых способностей учащихся;
- воспитание наблюдательности, активизация учебно-познавательных процессов

Оборудование урока: мультимедийное обеспечение, учебник, рабочие тетради, ПСХЭ, физическая карта мира, карта Белгородской области, колбы с кислородом, спиртовка, ложечка для сжигания веществ

Учебник: Рудзитис Г.Е. Фельдман Ф.Г. Химия неорган: химия учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельности

Методические приемы: беседа, рассказ учителя, самостоятельная работа учащихся с тестом
Ход урока

Орг. момент
- проверка наличия слуховых аппаратов;
- готовность и настрой обучающихся на работу.

Речевая зарядка (слова записаны на доске, выделены буквы, на которые падает ударение)
Род – во – до - род
Рода – природа
Сфера – ат-мос- фера
Гор – го- ре - ние

Объяснение нового материала
Учитель предлагает обучающимся выразительно прочитать стихотворение, представленное на экране монитора, вставить пропущенные буквы, объяснив условия их выбора, определить, о каком газе идет речь.
В чем горят дрова и га ,
Фосфор, в дород, алма..?
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мртва природа?
Правильно, без ... (кислорода)
Учитель знакомит с темой урока (экран монитора). Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.
Затем предлагается план урока (экран монитора).
Кислород – химический элемент.
II.Кислород – простое вещество.
1.Кислород в природе.
2.Физические свойства.
3.Химические свойства.

Кислород – химический элемент.
Работа по ПСХЭ
Учитель предлагает заполнить таблицу

Химический символ кислорода
Порядковый номер
Относительная атомная
масса
Номер периода (количество электронных слоев)
Номер группы (число электронов
на последнем слое)










ЗАПОМНИТЕ! О Ar (O) = 16 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 14156

II. Кислород – простое вещество.
1.Кислород в природе
Беседа по тексту
- где кислород встречается в природе?
- назовите и покажите на картах океаны, внутренние моря России, реки Белгородской области (к доске приглашают 3 обучающихся).
Учитель предлагает еще раз прочитать 3-ю строчку (Дышит чем любой из нас)..Как называется воздушная оболочка? Из чего она состоит?
Следовательно, кислород входит в состав воздуха.
ЗАПИШИТЕ! В воздухе 21% кислорода.

Физкуль – минутка
Учитель предлагает обучающимся несколько упражнений ( поворот головы влево и вправо, движение глазами на счет 1-4 вверх, вниз, влево, вправо, вдаль)

2.Физические свойства.
Учитель предлагает вернуться к тексту и перечислить физические свойства кислорода.
(Дышит чем любой из нас)
- назовите агрегатное состояние кислорода;
- каким газом дышит человек?
- почему мы не можем увидеть кислород?

Демонстрация: колбы, наполненные кислородом
Учитель еще раз обращает внимание обучающихся на цвет кислорода и вместе делают вывод. по данному этапу урока
ЗАПИШИТЕ! Кислород – газ, Ц В З (не имеет цвета. вкуса, запаха).

3. Химические свойства.
Учитель предлагает перечитать начало текста
В чем горят дрова и газ,
Фосфор, водород, алмаз?
Беседа по тексту
- перечислите вещества, которые реагируют с кислородом;
- назовите формулы газа, алмаза;
- объясните, что такое горение?
- запишите самостоятельно уравнения реакций горения водорода и фосфора, определите их тип.
Учитель предлагает сверить записи обучающихся с уравнениями реакций на экране монитора
2Н2 + О2 2Н2О
4Р + 5О2 2Р2О5
Учитель предлагает ответить на вопрос - как доказать наличие кислорода в колбе? Выслушивает возможные предположения. Если обучающиеся затрудняются, то помогает им.
Демонстрация: горение угля
Что наблюдаете? Запишите уравнение реакции горения угля
С + О2 СО2
Уравнение реакции горения газа записывает ученик на доске, проговаривая вслух свои действия.
Формула газа – СН4.
Горение – реакция взаимодействия вещества с кислородом. Прочитайте определение реакции горения в учебнике (стр. 57)
Помощь учителя: при горении сложных веществ, состоящих из углерода и водорода образуются углекислый газ и вода.
СН4 + О2 СО2 + Н2О
Обучающиеся самостоятельно расставляют коэффициенты в уравнении реакции.
Затем идет обсуждение химических реакций
К какому типу относятся реакции горения простых веществ?
К какому типу относятся реакции горения сложных веществ?
ЗАПОМНИТЕ! Кислород поддерживает горение

Обучающиеся решают расчетную задачу (один ученик решает на доске).
Какая масса кислорода необходима для сгорания 2 моль газа (СН4)?
Дано 2моль х г

· (СН4) – 2моль СН4 + О2 СО2 + Н2О
m (O2) -? 1 моль 16*2г
Х = 2 * 16*2 = 64г
Ответ: m (O2) = 64г

4) Закрепление
1.О каком элементе шла речь на уроке?
2. Этот адрес очень точен: 32 16 8.
Какое отношение эти числа имеют к кислороду?
3. Что означает эта запись: Ц В З
4. Для чего дуют на ветки, разжигая костер?


5) Рефлексия (у каждого 3 цветных стикера – зеленый, желтый, красный)
Зеленый - все понравилось, было интересно.
Желтый - было интересно, но не все понятно.
Красный – не понравилось
Выберите только 1 стикер и уходя, прикрепите его к классной доске.

6) Домашнее задание:: § 18, 20(стр.55 – 56)


+8
+8+8+8