Рабочая учебная программа по физической культуре для обучающихся 3 класса


Департамент образования администрации города Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Муниципального образования города Братска
РАССМОТРЕНО
Заседание ШМО
МБОУ «СОШ №8»
Протокол №1
от «29» 08. 2016г
Руководитель ШМО
_____________
Гомзякова Е.П. СОГЛАСОВАНО
«30»08. 2016г
Зам.директора по УВР
_________________
Цепелева С.В. УТВЕРЖДЕНО
Приказ № 156
от «01» 09. 2016г
Директор МБОУ «СОШ №8» ______________
Ярцева Л.Н.
Рабочая учебная программа
по физической культуре
на 2016-2017 учебный год
для обучающихся 3 класса
( уровень начального общего образования)
Образовательная область: «Физическая культура»
Автор разработки:
Грехов А.М.
учитель физической культуры
МБОУ «СОШ №8»
I квалификационная категория
Братск, 2016
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре для 3 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минобр России № 373 от 6 октября 2009г.) - для педагогов, работающих по ФГОС.
2.Примерная программа по физической культуре.
3.Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 кл. В.И.Лях, А.А. Зданевич.– М.: Просвещение, 2014.
4. Учебный план МБОУ «СОШ №8».
Рабочая программа по физической культуре соответствует ФГОС начального общего образования и учебному плану ООП.
По сравнению с авторской программой изменений нет.
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
2. Общая характеристика учебного предмета
Физическая культура — обязательный учебный предмет в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями, внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно - спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Ориентируясь на решение задач образования школьников, учебный предмет «Физическая культура» в своем предметном содержании направлен на:
реализацию принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся,материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные пришкольные площадки, стадион), региональными климатическими условиями и видом учебного;
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности, особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся;
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей, ориентирующих учителя во время планирования учебного материала на то, чтобы учитывать задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов;
усиление оздоровительного эффекта, достигаемого входе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Формы организации учебного процесса:
Основные формы организации образовательного процесса по предмету — уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашние занятия). Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые;
фронтальные;
самостоятельная деятельность
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане
Физическая культура как учебный предмет реализуется через федеральный компонент учебного плана, входит в образовательную область «Физическая культура» и является обязательным для всех. Рабочая программа «Физическая культура» для учащихся 3 классов рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю) в соответствии с федеральным учебным планом и учебным планом МБОУ «СОШ № 8» на 2016-2017 учебный год.
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание этнической и национальной принадлежности;
формирование уважительного отношения к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, общие цели и пути их достижения, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;
овладение умением организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, координация движений, гибкость);
взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне; характеристику признаков технического исполнения;
выполнение технических действий из базовых видов спорта; применение их в игровой и соревновательной деятельности.
По окончании начальной школы учащиеся научатся:
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство;
соблюдать требования техники безопасности к местам проведения занятий физической культурой;
организовывать и проводить занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса;
выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации на высоком качественном уровне;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных условиях.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, использовать средства физической культуры в проведении своего отдыха и досуга;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизни человека;
использовать физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности человека;
измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длины и массы тела) и развития основных физических качеств.
По окончании начальной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в таблице «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования.
Демонстрировать.
Физическиеспособности Физические упражнения Маль-чики Девочки
Скоростные Бег 30 м с высокого старта с опорой на руку, с. 6,5 7,0
Силовые Прыжок в длину с места, см 130 125
Сгибание рук в висе лежа, количество раз 5 4
Выносливость Бег 1000 м Без учета времени
Координация Челночный бег 3 × 10 м/с 11,0 11,5
Формы и виды контрольно-оценочных действий, критерии оценивания результативности обучения
Оценка успеваемости по физической культуре производится на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов. Оценка должна стимулировать активность учащихся, интерес к занятиям физической культурой, желание улучшить собственный результат.
 При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Входной (стартовый), промежуточный и итоговый контроль осуществляется оценкой выполнения контрольных упражнений по физической культуре с учетом возрастных особенностей.
Контрольно- измерительные материалы. Приложение 1.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполнения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки – это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже предполагаемого ненамного. К значительным ошибкам относятся:
старт не из требуемого положения;
отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки – это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и результат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено. Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.
Оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии, лазанье, с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, количество, длину, высоту.
При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Достижение этих сдвигов при условии систематических занятий дает основание учителю для выставления высокой оценки.
Общая оценка успеваемости складывается по видам программы: по гимнастике, подвижным играм, лыжной подготовке, легкой атлетике - путем сложения конечных оценок, полученных учеником по всем видам движений, и оценок за выполнение контрольных упражнений.
Оценка успеваемости за учебный год производится на основании оценок за учебные четверти с учетом общих оценок по отдельным разделам программы. При этом преимущественное значение имеют оценки за умения и навыки осуществлять собственно двигательную, физкультурно-оздоровительную деятельность.
5. Содержание учебного предмета
Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным играм на основе баскетбола. Программный материал расширяется по разделам каждый год за счет увеличения и усложнения элементов на базе ранее пройденных.
Физическая культура (в процессе урока). Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры(в процессе урока). История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.
Физические упражнения(в процессе урока). Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.
Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и способы физкультурной деятельности Знания о физической культуре проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность(в процессе урока). Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.
Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера.
Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Легкая атлетика . Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.
Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.
Лыжные гонки. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъемы; торможение.
Подвижные и спортивные игры На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; прием и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Лыжная подготовка. Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Общеразвивающие упражнения (в процессе урока).
На материале гимнастики с основами акробатики
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа, сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх - вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик; переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или изменяющимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15–20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1—2 кг) одной рукой и двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двухтрех шагов; спуск с горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанций.
6. Тематическое планирование

п/п Разделы, темы Кол-во часов
1 Базовая часть 78
1.1 Основы знаний о физической культуре (теория) В процессе урока
1.2 Подвижные игры 23
1.3 Гимнастика с элементами акробатики 18
1.4 Легкоатлетические упражнения 23
1.5 Лыжная подготовка 14
2 Вариативная часть 24
2.1 Подвижные игры c элементами баскетбола 24
Итого 102
7. Учебно-методическое и
материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный стандарт начального общего образования по физической культуре.
Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 1-4 классы.
Физическая культура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А. Зданевича / авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И. Курьерова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014.
Учебник В.И.Лях «Физическая культура для учащихся 1-4 классов», Москва, Просвещение, 2011 г.
Белоножкина О. В. «Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе»: – В., «Учитель» 2007
Киселёв П.А. «Настольная книга учителя физической культуры»: - М.: «Глобус», 2009.
Киселёв П.А. «Справочник учителя физической культуры»: - Волгоград,«Учитель» 2011.
Лях В.И. «Физическое воспитание учащихся»:- М., «Просвещение», 2005;
Листов О. «Спортивные игры на уроках физкультуры»: -М., 2001;
Матвеев А.П., Петрова Т.В. «Оценка качества по физической культуре»: - М., «Дрофа», 2001г.
Интернет-ресурсы
Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов
http://fcior.edu.ru/Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» http://tv.sportedu.ru/mediaАудиозаписи для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников
Технические средства обучения
1 Гимнастика 1.1 Стенка гимнастическая Г
1.2 Козел гимнастический Г
1.3 Конь гимнастический Г
1.4 Перекладина гимнастическая Г
1.5 Брусья гимнастические разновысокие Г
1.6 Брусья гимнастические параллельные Г
1.7 Канат для лазанья с механизмом крепления Г
1.8 Мост гимнастический подкидной Г
1.9 Скамейка гимнастическая жесткая Г
1.10 Штанги тренировочные Г
1.11 Гантели наборные Г
1.12 Коврик гимнастический Г
1.13 Маты гимнастические Г
1.14 Мяч набивной (1 кг, 2 кг, 3 кг) Г
1.15 Мяч малый (теннисный) К
1.16 Скакалка гимнастическая К
1.17 Мяч малый (мягкий) К
1.18 Палка гимнастическая К
1.19 Обруч гимнастический К
2 Легкая атлетика 2.1 Планка для прыжков в высоту Д
2.2 Стойки для прыжков в высоту Д
2.3 Барьеры легкоатлетические тренировочные Г
2.4 Флажки разметочные на опоре Г
2.5 Дорожка разметочная для прыжков в длину с места Г
2.6 Рулетка измерительная (10 м, 50 м) Д
2.7 Номера нагрудные Г
3 Подвижные игры 3.1 Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой Д
3.2 Щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой Г
3.3 Мячи баскетбольные Г
3.4 Жилетки игровые с номерами Г
3.5 Стойки волейбольные универсальные Д
3.6 Сетка волейбольная Д
3.7 Мячи волейбольные Г
3.8 Ворота для мини-футбола Д
3.9 Мячи футбольные Г
4 Лыжная подготовка 4.1 Лыжи детские с креплением и палками 5. Средства доврачебной помощи 5.1 Аптечка медицинская Д
6 Спортивные залы (кабинеты) 6.1 Спортивный зал игровой  
6.2 Кабинет учителя  
6.3 Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования  
7 Пришкольный стадион (площадка) 7.1 Легкоатлетическая дорожка Д
7.2 Сектор для прыжков в длину Д
7.3 Игровое поле для футбола (мини-футбола) Д
7.4 Площадка игровая баскетбольная Д
7.5 Площадка игровая волейбольная Д
7.6 Гимнастический городок Д
7.7 Полоса препятствий Д
Условные обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр; К – комплект; Г – комплект для работы в группах
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календ-ные
сроки
№ урока Тема Количество
часов Планируемые результаты Контроль,
диагностика
предметные УУД план факт Легкая атлетика (11ч)
02.09 1 Инструктаж по Т.Б. на уроках л\а Ходьба с изменением длины и частоты шага. Ходьба через препятствия. Бег с высоким поднимания бедра. Игра «Пустое место». Развитие скоростных способностей.
1 Познакомятся: правила Т.Б., Олимпийские игры: история возникновения.
Современное Олимпийское движение.
Понятия «эстафета», «старт», «финиш». Влияние бега на здоровье. Правила соревнований в беге прыжках. Правила соревнований в метании.
Научатся: правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью (до60м); правильно выполнять основные движения в прыжках; правильно приземляться на две ноги;
правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из различных положений. Метапредметные
Познавательные:
— характеризовать действия и поступки, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные:
—организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
—планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
—анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
—управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Коммуникативные:
—общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Личностные:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Текущий
Оценка техники выполнения элементов
06.09 2-3 Ходьба через препятствия. Бег с максимальной скоростью (60м). Игра «Белые медведи». Олимпийские игры: история возникновения.
2 08.09 09.09 4-5 Бег на результат (30,60м) развитие скоростных способностей. Игра «Смена сторон». Понятия «эстафета», «старт», «финиш».
2 13.09 15.09 6-7 Прыжок в длину с места, с разбега. Прыжок с высоты 60см. Игра «Гуси лебеди». Влияние бега на здоровье.
2 16.09 20.09 8 Прыжок в длину с разбега (с зоны отталкивания). Многоскоки. Игра «Прыгающие воробушки». Правила соревнований в беге прыжках.
1 22.09 9-10 Метание малого мяча с места на дальность. Метание в цель с 4-5м. игра «Попади в мяч». Правила соревнований в метании.
2 23.09 27.09 11 Метание малого мяча с места на заданное расстояние. Метание набивного мяча. Игра «Кто дальше бросит». Развитие скоростно-силовых качеств. Современное Олимпийское движение. 1 Подвижные игры (14ч)
29.09 12 Т.Б. на уроках подвижных игр. ОРУ. Игра «Заяц без логова», «Удочка». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей.
1 Познакомятся: правила Т.Б. на уроках подвижных игр
Научатся: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием. Метапредметные
Познавательные:
— характеризовать действия и поступки, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные:
—организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
—планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
—анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
—управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Коммуникативные:
—общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Личностные:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Текущий
Оценка техники выполнения элементов
30.09 13-14 ОРУ в движении. Игра «Кто обгонит», «Через кочки и пенёчки». Эстафеты с мячами. Развитие скоростно-силовых способностей.
2 04.10 06.10 15-16 ОРУ с мячами. Игра «Наступление», «Метко в цель». Эстафеты с мячами. Развитие скоростно-силовых способностей.
2 07.10 11.10 17-18 ОРУ. Игра «Кто дальше бросит», «Кто обгонит». Эстафеты с обручами. Развитие скоростно-силовых способностей.
2 13.10 14.10 19 ОРУ. Игра «Вызов номеров», «Защита укрепления». Эстафеты с гимнастическими палками. Развитие скоростно-силовых способностей.
1 18.10 20-21 ОРУ. Игра «Кто дальше бросит», «Волк во рву». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей.
2 20.10 21.10 22 ОРУ. Игра «Пустое место», «К своим флажкам». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей.
1 25.10 23-24 ОРУ. Игра «Кузнечики», «Попади в мяч». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей.
2 27.10 25 ОРУ. Игра «Паровозики», «Наступление». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. 1 Гимнастика (18ч)
26 Т.Б. на уроках гимнастики. Выполнение команд «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайся!». Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2-3 кувырка вперёд. 1 Познакомятся: Т.Б. на гимнастике.
Научатся: выполнять строевые команды и акробатические элементы раздельно и в комбинации, выполнять висы, подтягивания в висе, лазать по гимнастической стенке, канату; выполнять опорный прыжок
Метапредметные
Познавательные:
— характеризовать действия и поступки, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные:
—организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
—планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
—анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
—управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Коммуникативные:
—общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Личностные:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Текущий
Оценка техники выполнения элементов
27-28 Строевые упражнения. Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2-3 кувырка вперёд. Стойка на лопатках. Мост из положения лёжа на спине. 2 29 Строевые упражнения. Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2-3 кувырка вперёд. Стойка на лопатках. Мост из положения, лёжа на спине. 1 30 Строевые упражнения. Комбинация из разученных элементов. Перекаты и группировка с последующей опорой руками за головой. 2-3 кувырка вперёд. Стойка на лопатках. Мост из положения, лёжа на спине. 1 31-32 Построение в две шеренги. Перестроение из двух шеренг в два круга. Вис стоя и лёжа. 2 33 Перестроения. Вис стоя и лёжа. Упражнения в упоре лёжа на гимнастической скамейке. 1 34-35 Перестроения. Вис стоя и лёжа. Вис на согнутых руках. Подтягивание в висе. Упражнения в упоре лёжа и стоя на коленях и в упоре на гимнастической скамейке. 2 36 Передвижение по диагонали , противоходом, «змейкой». ОРУ. Лазание по наклонной скамейке в упоре лежа, подтягиваясь руками 1 37-38 Передвижение по диагонали , противоходом, «змейкой». ОРУ. Лазание по канату. 2 39-40 Передвижение по диагонали , противоходом, «змейкой». ОРУ. Лазание по канату. 2 41 Передвижение по диагонали , противоходом, «змейкой». ОРУ. Перелезание через гимнастического коня. 1 42-43 Передвижение по диагонали , противоходом, «змейкой». ОРУ. Перелезание через гимнастического коня. 2 Подвижные игры с элементами баскетбола (18ч)
44 Т.Б. на уроках подвижных игр. Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. Броски в цель (щит). Игра «Передал-садись». 1 Познакомятся: правила Т.Б. на уроках подвижных игр
Научатся: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием;
владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр с элементами баскетбола. Метапредметные
Познавательные:
— характеризовать действия и поступки, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные:
—организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
—планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
—анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
—управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Коммуникативные:
—общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Личностные:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Текущий
Оценка техники выполнения элементов
45-46 Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении шагом. Броски в цель (щит). Игра «Мяч - среднему». 2 47-48 Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении бегом. Броски в цель. Игра «Борьба за мяч». 2 49-50 Ловля и передача мяча на месте в треугольниках. Ведение . Бросок двумя руками от груди. Игра «Гонка мячей по кругу». 2 51 Ловля и передача мяча на месте в треугольниках. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении бегом. Бросок двумя руками от груди. Игра «Гонка мячей по кругу». 1 52-53 Ловля и передача мяча на месте в квадратах. Ведение на месте правой (левой) рукой в движении бегом. Бросок двумя руками от груди. Игра «Обгони мяч», «Перестрелка». 1 54-55 Ловля и передача мяча на месте в круге. Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками от груди. Игра «Перестрелка». 2 56-57 Ловля и передача мяча на месте в круге. Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками от груди. Игра «Перестрелка». 2 58-59 Ловля и передача мяча на месте в круге. Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками от груди. Игра «Школа мяча». 2 60-61 Ловля и передача мяча на месте в круге. Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками от груди. Игра «Школа мяча». 2 Лыжная подготовка (14ч)
62 Т.Б. на уроках лыжной подготовки. Беседа о тепловом режиме, о дыхании Повороты на месте вокруг носков лыж. Дист. до 1000м с переменной скоростью. 1 Познакомятся:: правила Т.Б. на уроках лыжной подготовки. Тепловой режим (не ниже 12гр. без ветра), Дыхание при передвижении по дистанции.
Научатся: передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом без палок; спускаться с горки и подниматься;
передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом с палками. Метапредметные
Познавательные:
— характеризовать действия и поступки, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные:
—организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
—планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
—анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
—управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Коммуникативные:
—общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Личностные:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Текущий
Оценка техники выполнения элементов
63 Повторение техники ступающего шага с палками. Дист. до 1000м в медленном темпе. 1 64 Учет техники скользящего шага с палками. Совершенствование техники
спуска в низкой стойке Дист. в среднем темпе до 1000м. 1 65 Техника попеременно двухшажного хода без палок. Совершенствование техники спуска в низкой стойке.
Закрепление техники подъема «лесенкой». Дист. с раздельным стартом 1000м . 1 66 Закрепление техники попеременного двухшажного хода без палок. Учет техники спуска в низкой стойке. Совершенствование техники подъема «лесенкой». Дист.1,5 км. 1 67 Совершенствование техники попеременно двухшажного хода без палок. Обучение технике спуска в высокой стойке.
Учет техники подъема «лесенкой» 1 68 Совершенствование техники попеременно двухшажного хода без палок. Закрепление техники спуска в высокой стойке. Подъемы и спуски. 1 69 Обучение технике попеременно двухшажного хода с палками. Подъемы и спуски.
Игра «Пройди в ворота». 1 70 Закрепление техники попеременно двухшажного хода с палками. Подъемы и спуски.
Дист. 1,5 км в медленном темпе. 1 71 Совершенствование техники попеременно двухшажного хода с палками. Подъемы и спуски.
Дист. 1,5 км в среднем темпе. 1 72 Учет техники попеременно двухшажного хода с палками. Дист. 1,5 км в среднем темпе. Подъемы и спуски. 1 73 Совершенствование техники спуска в высокой стойке и подъем «лесенкой». Развитие скоростных качеств. Дист. 2км со средней скоростью 1 74 Круговая эстафета с этапом не менее100м. Дист. 2км со средней скоростью 1 75 Контрольный забег на дистанцию 1000м. Игра «Вызов номеров» 1 Подвижные игры \Подвижные игры с элементами баскетбола (15ч)
76-77 Т.Б. на уроках подвижных игр. ОРУ. Игра «Кто дальше бросит», «Волк во рву». Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. 2 Познакомятся: правила Т.Б. на уроках подвижных игр
Научатся: играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метанием;
владеть мячом (держать, передавать на расстояние, ловля, ведение, броски) в процессе подвижных игр с элементами баскетбола. Метапредметные
Познавательные:
— характеризовать действия и поступки, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные:
—организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
—планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
—анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
—управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Коммуникативные:
—общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Личностные:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Текущий
Оценка техники выполнения элементов
78 ОРУ. Игра «Пустое место», «К своим флажкам». Эстафеты.
1 79-80 ОРУ. Игра «Кузнечики», «Попади в мяч». Эстафеты.
2 81 ОРУ. Игра «Паровозики», «Наступление». Эстафеты.
1 82 Ловля и передача мяча в движении в треугольниках. Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Мяч - ловцу». Игра в мини – баскетбол.
1 83-84 Ловля и передача мяча в движении в квадратах. Ведение мяча с изменением направления. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Не дай мяч водящему». Игра в мини – баскетбол.
1 85-86 Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Мяч соседу». Игра в мини – баскетбол.
2 87-88 Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Мяч соседу». Игра в мини – баскетбол. 2 89-90 Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками от груди. ОРУ. Игра «Играй, играй, мяч не давай». Игра в мини – баскетбол. 2 Легкая атлетика (12ч)
91 ТБ на уроках л\а. Ходьба через несколько препятствий. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60м). игра «Белые медведи». Развитие скоростных способностей
1 Познакомятся: правила ТБ
Научатся: правила выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 60м., правила выполнять основные движения в прыжках; приземляться в прыжковую яму на две ноги., правильно выполнять основные движения в метании; метать различные предметы и мячи на дальность с места из разных положений; метание в цель. Метапредметные
Познавательные:
— характеризовать действия и поступки, находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Регулятивные:
—организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
—планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
—анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
—управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми;
Коммуникативные:
—общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Личностные:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Текущий
Оценка техники выполнения элементов
92-93 Ходьба через несколько препятствий. Встречная эстафета. Бег с максимальной скоростью (60м).
2 94-95 Бег на результат (30,60м). Игра «Смена сторон».
2 96-97 Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Многоскоки. Игра «Гуси – лебеди».
2 98-99 Прыжок в высоту с прямого разбега из зоны отталкивания. Многоскоки. Игра «Прыгающие воробушки».
2 100-101 Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние.
Метание в цель с 4-5 м. Игра «Зайцы в огороде».
2 102 Метание малого мяча с места на дальность и на заданное расстояние. Метание набивного мяча вперёд-вверх на дальность и на заданное расстояние. Игра «Дальние броски». 1 ИТОГО: 102
Приложение 1
Контрольно- измерительные материалы
Контрольные упражнения Уровень
высокий средний низкий высокий средний низкий
Мальчики Девочки
Подтягивание в висе, кол-во раз 5 4 3 Подтягивание в висе лежа, согнувшись, кол-во раз 12 8 5
Прыжок в длину с места, см 150 – 160 131 – 149 120 – 130 143 – 152 126 – 142 115 – 125
Бег 30 м с высокого старта, с 5,8 – 5,6 6,3 – 5,9 6,6 – 6,4 6,3 – 6,0 6,5 – 5,9 6,8 – 6,6
Бег 1000 м, мин. с 5.00 5.30 6.00 6.00 6.30 7.00
Ходьба на лыжах 1 км, мин. с 8.00 8.30 9.00 8.30 9.00 9.30