Программа по самообразованию Позитивная социализация воспитанников дошкольного возраста посредством приобщения к традициям родного края


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 17 г. Арзамаса
Программа
по самообразованию
воспитателя
Лаптевой Натальи Викторовны
Позитивная социализация воспитанников дошкольного возраста посредством приобщения к традициям родного края
2015-2017г.
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов.
К. Д. Ушинский
Актуальность
настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания. Нравственно-патриотическое и гражданское воспитание – важная задача отечественной дошкольной педагогики.
В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта.
Реализация такой системы образования невозможно без знаний традиций своей Родины, своего края. «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре "Магазин сувениров" ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в "поездки и путешествия" (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.
Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и "живые" наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). "Бытовая повседневность" чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном "помещении" расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Взаимодействие с семьями воспитанников так же играет важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Для успешного формирования нравственных чувств необходимо, чтобы ребёнок как можно раньше увидел патриотические взгляды своих родителей. Поэтому необходимо создать такую систему работы педагогов с семьёй, которая   позволит активно и планомерно вовлекать родителей в патриотическое воспитание детей, и одновременно повысит уровень знаний родителей.
Все ранее сказанное позволяет сформулировать следующую цель программы.
Цель: формирование у воспитанников моральных и нравственных норм и ценностей в процессе ознакомления с традициями родного края
Задачи:
Изучить методическую литературу по теме;
2.Способствовать воспитанию любви и привязанности к своей семье, родному дому, уважение к своему народу его традициям, обычаям;
3.Содействовать формированию патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою родину Россию;
4. Создать условия в группе для обеспечения развития моральных и нравственных норм.
5. Способствовать повышению уровня педагогической компетентности родителей.
Данная программа направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности- интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, нравственно-патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

1 этап- подготовительный
2015-май 2016
Мероприятия Сроки
Изучение нормативных документов, обзор периодических изданий
Просмотр интернет- ресурсов
Изучение методической литературы
Изучение опыта работы коллег через участие в работе методобъединения сентябрь- декабрь
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
- разработка перспективного плана работы на учебный год по внедрению технологий нравственно-патриотического воспитания;
- составить картотеки «Народные игры», «Традиционные праздники наших предков»; альбомы «Одежда наших предков», «Посуда наших предков», «Предметы быта русского народа»;
- разработка проекта «Русская горница» октябрь-
май
Составление конспектов НОД для воспитанников по теме самообразования педагога
«Приглашаем в гости к нам»;
«Сошью Маше сарафан»;
«Золотое веретено»;
«Зимовье зверей»;
«Лисичка со скалочкой»;
«Сею-сею, посеваю, с Новым годом поздравляю»;
«Веселые матрешки»;
«Кто же в гости к нам пришел?»
октябрь-
май
Подбор информации для родителей
«Важно ли воспитать патриота?»;
«Как воспитать гражданина»;
«Куклы наших прабабушек»;
«Воспитание патриотических чувств у дошкольников» октябрь-
май
Ожидаемые результаты
Для педагога:
- разработка собственных материалов по данной теме;
- повышение профессионально значимых компетенций.
Для воспитанников:
- любящие свою семью;
- уважающие традиции и обычаи своего народа;
- имеющие чувство гордости за свою Родину;
Для родителей:
- привлечение внимания родителей к проблеме нравственно-патриотического воспитания;
- повышение компетентности родителей в области нравственно-патриотического воспитания;
- родители становятся активными участниками жизни группы и ДОУ;
- создание атмосферы взаимоуважения педагогов и родителей

2 этап реализационный
октябрь 2016- май 2017
Мероприятия Сроки
«Приглашаем в гости к нам»
«Сошью Маше сарафан»
«Зимовье зверей»
«Сею-сею, посеваю, с Новым годом поздравляю»
«Кто же в гости к нам пришел?»
«Лисичка со скалочкой»
«Весна, весна, поди сюда»
«Веселые ложки» октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Создание среды в группе
- макет «Русская горница»;
- картотеки «Народные игры», «Традиционные праздники наших предков»;
выставка «Куклы наших прабабушек»;
- альбомы «Одежда наших предков», «Посуда наших предков», «Предметы быта русского народа»;
- мини-музей «Русская горница» декабрь
январь
февраль
апрель
Взаимодействие с родителями
- папка-передвижка «Как воспитать гражданина»;
- оформление альбома «Одежда наших предков»;
- мастер-класс «Куклы наших прабабушек»;
- выставка рисунков «Как жили наши предки»;
- сбор экспонатов для организации мини-музея «Русская горница»;
- создание стенгазеты «При солнышке- тепла, при матушке- добро»
- стендовая информация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель